Язык (колокол)

Алан-э-Дейл       02.09.2023 г.

Посуда против стресса

Антистрессовый блокнот

Традиция расправляться с вещами прошла через века и получила неожиданное продолжение в наши дни: японцы используют всевозможные неодушевленные предметы для разрядки и борьбы со стрессом. Это не только широко известные манекены начальников, на которых можно выместить обиду, но и большой ассортимент бытовых мелочей. Например, антистрессовый блокнот: его странички предназначены для того, чтобы их рвали на кусочки. Создатели блокнота рекомендуют постоянно носить его с собой, чтобы в нужный момент снять раздражение и быстро успокоиться.

Еще одно офисное изобретение — ваза со звуконепроницаемыми стенками. В случае необходимости любой из сотрудников может сколько угодно громко изливать в него душу — окружающие ничего не услышат.

Ну и самое главное: в Японии действует сеть кафе, где разрешают бить посуду. Есть и тематический кейтеринг: выезд на вечеринки или свадьбы. На месте оборудуют пространство, где гости могут побить тарелки. Правда, последние исследования показали, что такой способ разрядки помогает чаще женщинам, чем мужчинам, и не снижает уровень реальной агрессии. 

Психологи считают, что гораздо полезнее проговаривать негативные эмоции. На этот случай японцы создали искусственное растение, которое способно выслушивать жалобы расстроенного человека. В зависимости от эмоций меняется тембр голоса, а «отзывчивое» растение реагирует на это наклонами в разные стороны, как будто слушает и сопереживает.

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными.
На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Колокола Китая

Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.

Колокола доимперской эпохи

Основная статья: Бяньчжун

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют,  когда совершается полиелейная служба.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре). 

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

В угол и на костер

Епископ Абсалон уничтожает идол бога Святовита в Арконе в 1168 году

Засуха, неурожай, падеж скота, неудачная охота? Виноваты идолы. Древние люди, в том числе и праславяне, наделяли человеческими свойствами все вокруг и к каменным или деревянным изваяниям относились как к живым существам. Их старались задобрить едой или жертвами, но, если идол плохо справлялся со своей работой, его наказывали: ставили в угол, а то и секли прутьями.

Святовит на мысе Аркона

Вражеских идолов тем более не щадили. Так, при захвате города-крепости Арконы славянскому идолу Святовиту по приказу датского короля набросили веревку на шею, протащили посреди войска, разломали на куски и бросили в огонь. Но хуже всего пришлось славянским кумирам во время крещения Руси: их низвергли и сожгли, а идол Перуна привязали к конскому хвосту, избили палками и сбросили в Днепр.

О чем молчит колокол

Ссыльный колокол в церкви Димитрия-на-Крови

В России к колоколам относились как к людям: давали имена, а за провинность наказывали и даже ссылали в Сибирь. В 1591 году угличский набатный колокол возвестил горожанам об убийстве царевича Дмитрия. На звон сбежались жители города, начались волнения и самосуд над предполагаемыми убийцами. Колокол же жестоко наказали: сбросили с колокольни, вырвали язык, отрубили ухо и принародно всыпали ему 12 ударов плетьми. После чего вместе с другими угличанами, также лишившимися языков, ноздрей и ушей, отправили в Тобольский острог — на 300 лет. Только в конце XIX века колокол амнистировали и вернули в Углич в качестве музейного экспоната. Сейчас он хранится в церкви Димитрия-на-Крови.

Во время Чумного бунта 1771 года в Москве удары Спасского набатного колокола собирали восставший народ в Кремль. Разгневанная Екатерина II приказала наказать колокол, лишив его языка. Он долго висел на кремлевской стене, пока в 1821 году не был установлен в вестибюле Оружейной палаты.

Подобные казусы случались и в Европе. Колокол протестантской церкви в Ла-Рошели пал жертвой борьбы католиков с протестантами. Церковь разрушили, а колокол пощадили, но за то, что он созывал еретиков на молитву, наказали его плетьми, закопали, а потом вырыли из земли и заставили отречься от прежних заблуждений. После церемонии покаяния колокол окрестили и продали в католический приход. Впрочем, приходские власти отказались платить, ссылаясь на то, что колокол, как вновь обращенный в католичество, желает воспользоваться королевским законом о трехлетней отсрочке для новоиспеченных католиков.

Осужденные и поверженные

Древние греки пошли еще дальше: учредили специальный суд для животных и неодушевленных предметов, причинивших людям смерть или увечье. В Афинах каждый год судили топор или нож, которыми убивали вола во время празднества в честь Зевса в Акрополе, — их признавали виновными и бросали в море.

Та же участь постигла бронзовую статую кулачного бойца Теагена на острове Тасос. Местные жители чтили память знаменитого спортсмена, но один из граждан почему-то невзлюбил скульптуру: он каждую ночь приходил к статуе и колотил ее изо всех сил. В конце концов изваяние рухнуло на своего врага и задавило его насмерть. Родственники убитого привлекли статую к ответственности — ее осудили и бросили в море.

В Олимпии маленький мальчик играл под бронзовым быком, стоявшим на священном месте

Неосторожно поднявшись, малыш стукнулся головой о металлическое брюхо статуи и умер. Олимпийские власти обвинили скульптуру в предумышленном убийстве и решили убрать ее из святилища

Но Дельфийский оракул постановил, что статуя действовала без злого умысла, поэтому над бронзовым быком произвели обряд очищения.

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. В России часы-куранты на Спасской башне являются одними из древнейших в мире. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К

обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически настроенные К

протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, г. и стр. 17, «Русского Паломника», г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк

Что такое колокол?

Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству. 

Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.

Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.

Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.

Колокольный звон: история и традиция

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с  9 века.

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

Сапоги Сталина

Разрушенный памятник Сталину в Будапеште

XX век стал особенно неудачным для памятников: их сбрасывали с пьедесталов, ссылали за пределы городов и вовсе уничтожали. Памятник Сталину в Будапеште — монумент трудной судьбы. Его установили в 1951 году, к 70-летию вождя, а при строительстве взорвали церковь, стоящую неподалеку. Пять лет правительственные митинги и демонстрации проходили на площади перед монументом, а во время антикоммунистического мятежа 1956 года статую спилили на уровне сапог.

Музей советских памятников — парк «Мементо» в Будапеште. Копия фрагмента, разрушенного в 1956 году

Восстание в итоге подавили, но памятник на место не вернули: венгры распилили скульптуру на кусочки. Например, бронзовое ухо советского вождя оказалось в Музее современного искусства Дебрецена. Сапоги же стояли вплоть до 90-х годов, являясь свидетелями праздничных демонстраций. Только с началом перестройки и провозглашением новых ценностей постамент с сапогами демонтировали. Сейчас копию памятника можно увидеть напротив входа в парк «Мементо», где хранятся десятки демонтированных скульптур времен социализма — их свезли сюда со всей Венгрии.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2016.
  2. Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. Н.Н. Рубцов, 1962. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. М., 1962.
  7. В.И. Афанасьев, Литейное дело в Пскове в XVI в. // Социальнополитическая история СССР. Сб. статей аспирантов и соискателей. М.;Л., 1974. С. 91112; Он же. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот» // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Л., 1979
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9.  (недоступная ссылка)

Классический колокол как музыкальный инструмент

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Карильон

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн.
На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона.
История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах.
К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

История развития колокола

Колокол является древнейшим музыкальным инструментом. Есть даже целая наука, изучающая колокола, – кампанология. На протяжении многих веков этот инструмент играл очень важную роль во всех сферах жизни общества: культурной, политической, религиозной и социальной. Если сейчас они применяются в основном при церкви, то раньше колокола звучали во многих жизненных ситуациях.

Колокольный звон предупреждал горожан об опасности, нападениях и пожарах, тревожным звоном он провожал воинов на битву, торжественным – встречал победителей, радостным — оповещал часы празднований, печальным — провожал в последний путь. Что значит: без языка и колокол нем? Безмолвный колокол, так же как и немой человек, не может донести информацию до слуха окружающих.

На Руси колокольный звон являлся одним из самых значимых явлений культуры. Основное его предназначение, конечно же, было связано с православным Богослужением, однако этот звук сопровождал людей и во многих других житейских ситуациях. Старинная пословица не зря ведёт речь именно о данном инструменте, потому что его роль в жизни общества была очень велика.

Этимология

Слово звукоподражательное, с удвоением корня (*kol-kol-), в древнерусском языке известно с XI века. Восходит предположительно к той же основе, что и древнеиндийское *kalakalah — «неясный глухой звук», «шум», «крик» (для сравнения в хинди: колахал — «шум»).. Форма «колокол» сформировалась, вероятно, по созвучию с общеславянским *kol — «круг», «дуга», «колесо» (для сравнения — «колесо», «около» (во’круг’), «коловорот» и т. д.) — по соответствию формы.

В других индоевропейских языках встречаются родственные по происхождению слова: лат. calare — «созывать», «восклицать»; др.-греч. κικλήσκω, др.-греч. κάλεω — «звать», «созывать»; нем. Glocke — «колокол», литовское kankalas (от kalkalas) — колокол и др.

В германской ветви индоевропейских языков слово «колокол» восходит к праиндоевропейскому *bhel- — «издавать звук, шум, рёв»: англ. bell, н.-в.-н. hallen, hel, свн hille, holl, и др.

Другое славянское название: «кампан» происходит от лат. campāna, итал. campana. Данное название в честь итальянской провинции Кампания, которая одна из первых в Европе наладила производство колоколов. На Востоке кампаны появились в IX веке, когда венецианский дож Орсо I подарил 12 колоколов императору Василию Македонянину.

Колокольный звон: различные виды

Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.

Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона

Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января)

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines  — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».

Заключение

Значение пословицы «Без языка и колокол нем», а также других мудрых высказываний, позволяет нам лучше понять очевидные вещи. С помощью этих коротких, но метких фраз можно выразить всю народную мудрость, накопленную веками. Не зря пословицы и поговорки так прочно вошли в нашу жизнь. Абсолютно к каждому житейскому случаю можно подобрать не одно мудрое изречение, которое наиболее точно охарактеризует всю суть происходящего. Пословицы и поговорки – это духовное наследие, которое помогает нам лучше понять жизненные законы. Мы должны хранить и беречь этот клад, доставшийся нам от предков.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.