Белаз-7547: технические характеристики

Алан-э-Дейл       03.05.2022 г.

Описание

Рекордсмен Гиннеса стал воплощением конструкторской мысли и многолетнего опыта производителя. Заказать и купить Белаз 75710 первым изъявил желание российский холдинг «Сибирский деловой союз». Цена в рублях на новый Белаз 75710 в 2014 г. составляла 240 000 000.

Всем моделям производителя от 130 тонн грузоподъемностью свойственны:

  1. Отличная маневренность и плавность хода. Эти показатели достигаются за счет оптимизированной под тяжелые условия эксплуатации подвески. Она включает в себя пневматическую и гидравлическую составляющие.
  2. Конкурентная производительность и надежность. Это достигается за счет применения инновационных технологий в узлах машины. В процессе сборки задействованы самые известные мировые бренды.
  3. Комфорт и безопасность в кабине управления. Все системы управления сделаны по последнему слову техники. Гидрообъемное рулевое управление сделано как в самолетах с тройным дублирующим контуром.
  4. Длительный ресурс эксплуатации. Применены высокотехнологичные силовые установки мотор-колеса. В конструкцию рамы и кузова заложены самые высокопрочные сплавы.
  5. Конкурентная стоимость Белаза. Низкая себестоимость достигнута за счет оптимизации труда в процессе сборки и ведения собственных перспективных разработок.


Автомобиль Белаз является гигантом в своей области

История создания модели и её ближайший по ТТХ аналог

Поскольку в карьерных разработках сложились определённые габаритные ограничения, связанные, в том числе, и с шириной технологических дорог, БелАЗу-75710 нужно, несмотря на свои исполинские размеры, им соответствовать, и по радиусу поворота/разворота быть сопоставимым с гораздо более компактными «собратьями».

Это потребовало от инженеров создания новой и весьма изощрённой схемы управления. Для такого гиганта, да ещё и с двухскатной передней ошиновкой, обыкновенный вариант, с передними поворачивающимися колёсами не подойдёт. Других вариантов только два: это шарнирно-сочленённая рама и поворотные мосты. Однако в первом случае узлу шарнирного сочленения нужно было бы испытывать ужасающие нагрузки, в связи с чем шарнир пришлось бы увеличить до невероятных размеров. Поэтому на вооружение взяли схему №2.

Конструкторы назвали механизм с поворотными мостами «экскаватором вверх ногами». Потому что в экскаваторе шасси неподвижно, а корпус вращается; а в гигантском БелАЗе неподвижным остаётся корпус, а поворачиваются расположенные под рамой мосты.

Наглядно: БелАЗ‑75710 и автомобиль «Волга».

Эта новая система, как и многое другое новое, является «хорошо забытым старым». Поскольку ещё в начале 70-х годов ХХ века специалисты Белорусского автозавода пытались разработать подобный грузовик – с двумя поворотными мостами на восьми шинах. На компонентах 42-тонного БелАЗа был построен специальный «экспериментально-передвижной стенд», на котором обкатывали и оттачивали данную схему управления.

В 1977-м году данное технологическое решение было, с переменным успехом, опробовано на более тяжёлой экспериментальной автомашине – БелАЗ‑7520. Этот самосвал грузоподъёмностью 110 тонн с поворотными мостами получился слишком высоким. Поэтому схема управления с поворотными мостами была отправлена «под сукно».

В 1990-м году тему возродили и разработали уже совершенно в новом качестве. Первым предшественником БелАЗ-75710 стал первый реально эксплуатируемый коммерческий сверхтяжёлый грузовик на восьми шинах – 280‑тонный БелАЗ‑75501. Он был рекордсменом по грузоподъёмности среди БелАЗов вплоть до 2005 года, когда был выпущен второй предшественник БелАЗ-75710 – 320-тонный БелАЗ‑75600, базирующийся на шести колёсах с размером шин 55/80R63.

Необходимо отметить, что возможности грузоподъёмности карьерных самосвалов напрямую зависели и зависят от возможностей шинной промышленности, и растут вместе с ней. Когда компания «Бриджстоун» смогла предложить ещё более усиленные шины размером 59/80R63, в 2010 году, БелАЗ‑75600 смог «принимать на борт» уже не 320, а 360 тонн.

И сверхгигант БелАЗ-75710 тоже «встал» на эти шины. Только одна такая покрышка весит пять с половиной тонн! Кстати, «Бриджстоун»ами были укомплектованы только первые самосвалы. В последующем выпуск этой современной продукции освоили и на «БелШине».

Наиболее близким аналогом БелАЗ‑75501 среди иностранных конкурентов можно назвать немецкий тяжёлый карьерный самосвал Либхерр Т282-В (Liebherr). Он выпускается с 2004 года и имеет грузоподъёмность 363 тонны.

Устройство самосвала

Кабина автомашины одноместная, для водителя регулируемое сидение устанавливается на торсионную или пневматическую рессору (у пневматического есть гидравлический амортизатор). Есть дополнительное боковое сиденье. По заказу покупателя кабина может комплектоваться системой кондиционирования воздуха. Отопители устанавливаются жидкостные, зеркала заднего вида с электрообогревом. Рулевое управление с гидроприводом. Все управление, включая механизм опрокидывающего устройства платформы объединены в единую гидросистему.

На самосвал БелАЗ 7547 устанавливается сварная платформа – ковш, с защитным козырьком для кабины, изготовленная из высокопрочной стали. Платформа поднимается с грузом за 25 секунд на трехступенчатых телескопических цилиндрах, опускается за 20.

Базовые самосвалы выпускаются с объемом 19 м3 с поперечным или продольным расположением кортрофорсов. Сварочные платформы с увеличенным объемом вмещают 34,5 м3,,у них лонжероны соединяются между собой поперечинами. Такие платформы с коробчатым сечением лонжеронов и переменной высотой используют при транспортировке разныз сыпучих грузов. Для всех модификаций БелАЗ 7547 снизили высоту погрузки на 25см.

БелАЗ – узкоспециализированная техника, вторичный рынок предлагает эти машины к реализации от 800 тысяч рублей до 3 миллионов. На заводе или у дилеров предприятия, цена на новые БелАЗ 7547 определяется по запросу конкретного покупателя.

Кабина

Кабина рассчитана на одного человека, подрессоренная, устанавливается дополнительное боковое сидение. Место водителя регулируемое, пневмоподрессоренное.

Салон Белаза 7547

Кабина грузовика «БелАЗ-7547», как и другие элементы, также имеет улучшенные технические характеристики и показатели комфорта. Хотя кабина одноместная, в ней предусмотрено дополнительное кресло для стажера. Кресло водителя — с гидравлическим амортизатором и комплектом регулировок, чего нельзя сказать о сидении стажера.

Просторная кабина снабжена эффективной системой отопления, удобной панелью приборов и подсветкой, работающей в дневном и ночном режимах. Плавность хода руля и легкость переключения скоростей делают управление самосвалом «БелАЗ-7547» не сложнее, чем легковушкой.

Грузовая платформа

Самосвалы серии БелАЗ-7547 для перевозки скальных пород комплектуются сварными платформами как с поперечным, так и продольным расположением кортрофорсов. Эти автомобили также могут комплектоваться платформами с увеличенным объёмом, уже для транспортировки не скальных пород, а лёгких сыпучих грузов.

Сварная грузовая платформа имеет характерную для жодинских карьерных самосвалов ковшеобразную форму, с защитным козырьком для кабины. Днище платформы обогревается отработанными газами двигателя; кузов оборудован устройством для механического стопорения в поднятом положении, и камне-выталкивателями. Не только сама платформа, но и защитный козырёк изготовлены из высокопрочной стали.

Рулевое управление

Конструкция гидрообъёмного привода обеспечивает надёжность в эксплуатации рулевого управления и исключает обратную механическую связь. Рулевая колонка отличается возможностью регулирования по углу и высоте, небольшим усилием на рулевом колесе, эргономичным, травмобезопасным, удобным управлением, и гарантирует водителю достойный уровень комфорта. Высокая маневренность самосвалов БелАЗ-7555В поддерживается малым радиусом поворота в сочетании с их короткой колёсной базой.

Управляемыми колёсами являются передние. Угол поворота управляемых колёс составляет 41 градус. Радиус поворота – 9 метров. Габаритный диаметр поворота составляет 20,5 метров. Рулевое управление БелАЗ-7555В соответствует требованиям международного стандарта ИСО-5010.

Причины популярности 90-тонников

Повышенный интерес к 90-тонным машинам — типично российская история. Мировая майнинговая промышленность придерживается простой формулы: чем больше грузоподъемность машины, тем меньше компания несет расходов на каждую перевезенную тонну груза. 

В России с советских времен самыми ходовыми были 40-тонные машины, а сегодня главный интерес представляют 90-тонники. Это объясняется соображениями экономии: далеко не каждое предприятие может перейти на 220-тонные и даже 130-тонные самосвалы, так как это требует серьезных капиталовложений. Российские компании не всегда готовы к глобальным затратам на модернизацию парка машин, потому предпочитают использовать технику с меньшей грузоподъемностью. 

Самосвалы уровня Komatsu HD785-7 популярны в России еще по одной причине: грузоподъемность в 90 тонн — максимальная для машин, работающих на дизельном топливе. Техника на 140 тонн и выше уже функционирует на дизель-электрическом приводе (гибридные модели) или на электродвигателях типа «мотор-колесо». А это подразумевает электрификацию карьеров и обслуживание достаточно сложных узлов. В итоге капитальные затраты будут выше, и хотя на текущих расходах можно ощутимо сэкономить, многие компании такой вариант не рассматривают — не те объемы добычи и слишком высокие первоначальные затраты.

Сколько стоит?

Тем, кого интересует цена нового самосвала, можно сказать, что она составляет от 8 миллионов долларов. Если в рублях, то это около 480 миллионов. Как видим, стоимость сравнима с дорогим престижным автомобилем. И даже посмотрев, сколько стоит шина на БелАЗ-75710, можно удивиться не меньше. Ведь укомплектование лишь одного колеса обойдётся в 42500 долларов.

Впрочем, всё относительно. Несмотря на внушительную цену, новый автомобиль очень быстро окупает себя. Ведь его работа способна заменить пару десятков обычных автомобилей, эксплуатация которых обойдётся значительно дороже.

Сборка автомобиля выполняется стапельным методом и начинается лишь после получения заказа от предприятия. Есть на заводе и конвейерные линии, но они рассчитаны на выпуск автомобилей массой до 200 тонн. Для перемещения автомобиля заказчику требуется его разборка на части и погрузка на состав из 22 платформ. По прибытии на место машина собирается. Для выполнения этой процедуры обязательно понадобится подъёмный кран.

И эксплуатационщики ею довольны

А.А. Галкин:

— У нас большой опыт эксплуатации карьерных самосвалов марки «БЕЛАЗ». На 90-тонниках БЕЛАЗ-75570 с ГМТ мы работаем уже несколько лет, хотя эта машина тоже сравнительно нова. БЕЛАЗ-75581 с ЭМТ находится у нас лишь несколько месяцев. Поэтому оценить данный самосвал абсолютно объективно пока сложно. Впрочем, даже столь короткого срока хватило, чтобы сделать определенные выводы. Могу сказать, что машины такого класса грузоподъемности гораздо эффективней работают с электромеханикой. Хоть мы и следим за состоянием дорожного полотна и ведением горных работ, но, как здесь рассказывал Дмитрий Васильевич, случается, что вмешиваются сложные метеорологические условия, и дорога становится скользкой. Вот в этих условиях электромеханика всегда ведет себя лучше, чем гидромеханика. Потому что на подъемах электродвигатели позволяют работать всей трансмиссии без пробуксовок, а торможение электродинамикой на виражах и спусках обеспечивает противоскольжение колес. И вообще, самосвалы с ЭМТ не только более высокопроизводительны, но и по расходным материалам обходятся гораздо дешевле, чем собратья с ГМТ. А значит, будущее за электромеханикой. Считаю, что у БЕЛАЗ-75581 хорошее будущее.

Источник фото: belaz.byСамосвалы с ЭМТ по расходным материалам обходятся гораздо дешевле, чем собратья с ГМТ

Нестандартная базовая комплектация. Карьерные самосвалы Komatsu HD785-7

Источник фото: istk.ru

Масса: 72 000 кгГрузоподъемность: 90 000 кгМощность: 1 200 л.с.

Основным отличием 90-тонных машин Komatsu является наличие в стандартной комплектации таких опций, которых у других производителей либо нет, либо их не включают в базовый комплект поставки. Например, самосвалы, поставляемые российским клиентам, в обязательном порядке оснащаются системой контроля приближения к ЛЭП (в соответствии с п. 380 Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, когда все самосвалы массой свыше 30 тонн должны быть укомплектованы устройством блокировки (сигнализатором) поднятия кузова под высоковольтными линиями). Учитывая качество дизельного топлива в удаленных регионах России производитель предоставляет российскому потребителю в стандартной комплектации систему фильтров для работы с загрязненным топливом плохого качества, имеющего примесь воды.

Источник фото: istk.ru

Машины HD785-7 оснащаются также системой быстрой заправки топливом, а также системой и учета полезной нагрузки, обогревателями поддона картера двигателя и охлаждающей жидкости силового агрегата, зеркалами заднего вида с подогревом. Имеются четыре маслоохлаждаемых многодисковых тормоза-замедлителя (AP-FOUR) с системой плавного торможения, звуковой сигнал и сигнальная лампа температуры охлаждающей жидкости.

В стандартную комплектацию самосвалов Komatsu HD785-7 также входят следующие опции:

  • система автоматического контроля скорости спуска (ARSC);
  • система централизованной автоматической смазки;
  • резервная система рулевого управления (включается автоматически);
  • система предупреждения о сбросе оборотов двигателя;
  • система мониторинга состояния машины (VHMS) и т.д.

Самосвалы Komatsu HD785-7 оснащаются 30-литровыми 12-цилиндровыми двигателями собственного производства SAA12V140E-3, соответствующими стандартам Tier 2. Номинальная мощность по SAE J1995 составляет 895 кВт при 1 900 об/мин. Это 4-тактные силовые агрегаты с водяным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Работает ДВС в паре с полностью автоматической коробкой передач (7 скоростей переднего и 2 скорости заднего хода). Применение двигателей с высоким крутящим моментом при низкой частоте вращения, высокой приемистостью и низким уровнем расхода топлива позволили обеспечить высокую производительность.

Источник фото: istk.ru

Кабина оператора шумоизолированного типа ROPS/FOPS оборудована приемником, кондиционером воздуха, обогревателем и антиобледенителем, операторским сиденьем на пневмоподвеске с возможностью регулировки наклона спинки. Имеется инерционный ремень безопасности и амортизационная подвеска, гасящая вибрации в ходе работы самосвала. Рулевая колонка — телескопическая с регулируемым углом наклона. Конструкция соответствует требованиям стандартов ISO3471 ROPS и ISO3449 FOPS.

Объем кузова с «шапкой» составляет 60 куб. м, габаритные размеры (внутренняя длина х ширина) — 7 065 х 5 200 мм. Такие показатели обеспечивают простоту загрузки самосвала при минимальных потерях груза из-за рассыпания, делая тем самым транспортировку более эффективной. Обогрев кузова осуществляется выхлопными газами.

Источник фото: istk.ru

Если стандартная комплектация самосвала удовлетворяет все насущные требования к комфорту водителя и обеспечивает высокую производительность техники в процессе эксплуатации, то дополнительные опции предназначены для обеспечения комфортной работы водителя в специфических горно-геологических и природно-климатических условиях (жара, холод, холмистая местность) либо для обеспечения дополнительной безопасности персонала.

По желанию клиента дополнительно самосвалы Komatsu HD785-7 можно оснастить:

  • антиблокировочной тормозной системой (ABS);
  • автоматическим регулятором крутящего момента при потере сцепления с дорогой (ASR7);
  • тормозом-замедлителем с дросселированием выхлопа;
  • трехрежимной пневмогидравлической подвеской;
  • окном (правым) с сервоприводом стекла (на левом он предусмотрен базовой комплектацией);
  • радиоприемником (AM/FM);
  • дополнительным солнцезащитным козырьком;
  • защитным ограждением правой стороны платформы;
  • видеокамерой заднего вида и монитором.

История создания самосвала

Данный самосвал является единственным в своем роде по грузоподъемности во всем мире. Группа инженеров Белорусского автомобильного завода смогла существенно превзойти своих немецких и американских коллег, который также производят сверхтяжелую технику, выпустив огромный БелАЗ-75710. Такой самосвал БелАЗ может перевозить груз весом в 450 тонн.

История самой компании началась еще в середине ХХ века. До 1951-го тяжелые грузовики в полном смысле этого слова в Советском Союзе не производились. Конечно, ЯАЗы или КРАЗы считались тяжелыми, однако производственные требования были выше. Страна требовала специализированный тяжелый карьерный самосвал.

Такие цели были поставлены на государственном уровне. В результате появился «дедушка» нынешних БелАЗов – МАЗ-525. Его разработали в Ярославле и передали для выпуска минским специалистам. До 1958-го Минским автомобильным заводом производились новые тяжелые грузовики, насыщая ими сырьевую промышленность Советского Союза.

В городе Жодино (Минская область) с 1947-го функционировало другое предприятие, которое специализировалось на следующей продукции: кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители и так далее. Однако с 1958-го выпускать советские грузовые гиганты решили именно в Жодино. Отсюда и стартовала история знаменитого желтого тяжеловеса.

Уже в 1961-м с помощью инженеров института НАМИ был выпущен первый образец, который положил начало истории традиционного образа тяжелого желтого самосвала – 27-тонного БелАЗ-540. С этого времени производство предприятия стремительно росло. Добывающая промышленность нуждалась в новейших и более мощных карьерных монстрах.

Позже белорусы выпустили 40-тонник БелАЗ-548А в 1967-м, а также одноосный тягач БелАЗ-531. Спустя 9 лет появился 75-тонный БелАЗ-549. Уже в 1977-м завод выпустил 110-тонный карьерный самосвал БелАЗ. Через 2 года специалисты завода выпустили БелАЗ-7521, который является рекордсменом. Он мог перевозить 180 тонн. Одновременно белорусы разрабатывали и осваивали выпуск аэродромных тягачей (100 и 200 тонн). Более того, они внедрили электронную трансмиссию. Также нашлось место для газотурбинных двигателей.

Уже к 1991 Белорусский автомобильный завод стал самым крупным в мире предприятием, который занимается выпуском тяжелой карьерной техники. На БелАЗе трудилось более 12 000 работников. Ежегодно завод выпускал более 6 000 автомобилей, что составляло половину от мирового производства карьерной техники. С 1990-го года предприятие представило БелАЗ-7550, который перевозил 280 тонн. Это была технически сложная модель.

Именно в СССР компания произвела более 130 000 экземпляров специальной грузовой техники. Позже была выпущена младшая модель БелАЗ-7540 (в 1992-м), которая являлась самой маленькой моделью среди карьерных самосвалов. Его грузоподъемность не превышала 30 тонн. БелАЗ-7555 является карьерным 55-тонным самосвалом, который адаптирован для эксплуатации в широком диапазоне природно-климатических условий при температурном режиме от -50 до +50 градусов.

Появилась данная модель с двигателями ЯМЗ. Но уже с 1994-го специалисты построили модификацию БелАЗ-7555В, оснащенную двигателем Cummins. С 1996-го года белорусы занялись производством карьерного самосвала с колесной формулой 4х2, который был предназначен для транспортировки грузов большой массы. Это был БелАЗ-75131. Позже белорусам удалось выпустить самый большой в мире самосвал БелАЗ-75710, грузоподъемность которого составляла 450 тонн. Но как он появился и как работает? Давайте будем разбираться вместе.

Универсальная грузоподъемность

Д.В. Заблоцкий:

— Что касается грузоподъемности 90 тонн, то она универсальна. Наши 130- и 220-тонники тоже хороши. Но для них по технологии нужно увеличивать ширину дорог, использовать экскаватор с бо́льшим ковшом для нормальной эффективной работы. 90-тонник же очень удачно идет на замену машин грузоподъемностью 55 тонн, потому что легко вписывается в их технологию. Единственное, о чем попросило руководство «Региона 42» — это установить на БЕЛАЗ-75581 углевозный кузов. Дело в том, что уголь менее плотный, чем вскрышная порода, а значит занимает больший объем при одинаковой массе.

Источник фото: belaz.byНа БЕЛАЗе-75581 не хватает только углевозного кузова

А.А. Галкин:

Смотрите Все объявления о продаже карьерных самосвалов

— Машина с этим объемом кузова хороша для технологического процесса угольных предприятий Кузбасса. Она хороша в плане своей производительности. Потому что в ряде мест имеются определенные горные условия, которые не позволяют применять экскаватор с 15-25-кубовым ковшом, а значит, использовать 130-220-тонные карьерные самосвалы. Работают экскаваторы с емкостью ковша 6-7 метров кубических, и цикл для 130-тонника значительно увеличивается, что приводит к падению его производительности. Вот в этих условиях отлично подойдет машина грузоподъемностью 90 тонн. Универсальность ее в том, что она применима и к 6-, и к 15-кубовому экскаватору: получается нормальный цикл, хорошая производительность, тогда как машины большего класса грузоподъемности будут простаивать. 90-тонный же самосвал вполне способен вытеснить 55-60-тонники. Он будет работать на тех же условиях, с тем же экскаватором, а вот по производительности гораздо интересней.

История создания

История создания автомобиля начинает свой отсчет с 1948 года. Послевоенный период характеризуется большой бедностью и разрухой. На то время государство активно начало добывать полезные ископаемые, так как это считалось одним из способов развить экономику. Построен завод в городе Жодино. Долгое время завод стоял на месте и не работал. 1958 год стал переломным для БелАЗ, так как с Минского завода были переданы технологии и производство самосвалов, с грузоподъемностью в 25 тонн. В этот период производство начало расширятся, и грузоподъемность автомобиля уже составляла 40 тонн.

После отметки грузоподъемности в 40 тонн, автомобильный завод стал номинироваться на различные награды, даже на международном уровне. Это значительно повлияло на мотивации производителя и на качество выпускаемой продукции. 1969 знаменуется выпуском 75-тонного агрегата, который с абсолютной уверенностью бьет все рекорды. Через 9 лет, в 1978 году БелАЗ выпускает машину с грузоподъемностью 110 тонн. Модификация БелАЗ-75211 со временем выпустила грузовик, который берет до 170 тонн.

Модификация БелАЗ-7540 одна из самых успешных. Автомобиль однин из лучших в мире в своем классе Год выпуска – 1992. Удивительное сочетание маленького размера авто, с невероятными характеристиками поразили весь мир. Модель предназначена для того, чтобы перевозить груз исключительно в карьере от места добычи, до перерабатывающих станций, либо места хранения продукции.

Особенности эксплуатации

Руководство по использованию и обслуживанию БелАЗ-7547:

  • Перед началом работы необходимо провести осмотр транспорта, проверить его техническую исправность, состояние электроники, датчиков уровня рабочих жидкостей и фар;
  • Необходимо проверить наличие топлива в баке, смазки в рабочих узлах, состояние ГМКП;
  • Во время работы необходимо соблюдать температурный режим ДВС. Даже незначительные отклонения от нормы могут привести к неисправностям. За рабочую смену рекомендуется несколько раз проверять состояние главной колесной передачи;
  • Каждый месяц следует проверять и укреплять все наружные резьбовые соединения, рулевой и тормозной агрегаты, коробку передач;
  • После завершения периода обкатки рекомендуется заменить моторное масло, жидкость в трансмиссии и промыть нижнюю часть катетера хода;
  • Если работа на машине производится в холодное время года, то следует прогревать рабочие жидкости до необходимых температур предпусковыми нагревателями;
  • Если автомобиль не запускается с нескольких раз при правильном положении всех рычагов, то следует осмотреть ее на наличие неисправностей;
  • Начинать движение нужно стараться плавно с главной передачи при частоте вращений вала не менее 1000 об/м.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.