Ремонт ходовых винтов и передач винт-гайка

Алан-э-Дейл       08.11.2022 г.

Какие болты нужны для штампованных дисков

Если речь идет о дисках ВАЗ, то они закрепляются на ступице крепежами, длина которых позволяет сделать 7-9 оборотов при вкручивании. Наиболее подходящим считается значение длинны, достаточное для вкручивания во всю толщу ступицы с одной стороны, при небольшом выступе – в 2-3 мм – с другой.

Чтобы определить точную длину, можно воспользоваться проверочными способами:

  1. Скрутить с колеса имеющийся там б/у болт, посчитать, сколько на нем витков резьбы. Затем получившееся число поделить на имеющуюся длину болта. В итоге будет получен результат, показывающий рабочую длину детали.
  2. Купить в магазине нужный элемент и закрутить его в штамповочный диск. При соответствии параметров ободу можно быть уверенным, что он легко вкрутится в ступицу.

При покупке болта следует учесть основные параметры:

  • Длину,
  • Ширину,
  • Шаг резьбы.

Подбирать крепежные элементы необходимо так, чтобы не происходило их самопроизвольное откручивание. Если ошибиться с диаметром, может случиться так, что затянется только один-два крепежа, остальные будут свободными.

В результате колесо не займет нужное положение, шины начнут быстро изнашиваться, автомобиль будет неустойчивым и может потерять управление.

Промышленность выпускает также болты для штампованных дисков, получившие название «секретки». Надо сказать, что такая конструкция не имеет большой эффективности в плане крепления, однако защитную функцию выполняет успешно. Для вкручивания-выкручивания надо иметь особый «секретный ключ».

Материалы и покрытия

Шайбы различного назначения чаще всего делают из металла, им присваивается класс прочности, соответствующий типу исполнения. Например, для эксплуатации в агрессивных средах применяют коррозионно-устойчивые стали 20Х13 или цветные сплавы. Бронзовая, алюминиевая, латунная, медная шайба подойдет как нельзя лучше. Также популярны варианты из нержавеющей стали, а высокопрочные изделия получают при добавлении легирующих компонентов — чаще всего хрома (40Х).

Учитывать приходится и другие требования. Шайбы класса 4.8 или 5.8 не хромируются, их делают из стали 10 или 20. Если нужны более высокие показатели, берется незакаленный состав 20Г2Р.

Нанесение защитного слоя положительно влияет на характеристики изделия. Покрытие может быть таким.

  • Оцинкованным. Наружный защитный слой наносят по методу горячего или гальванического цинкования.
  • Кадмированным. Оно наносится на медные шайбы, эксплуатируемые в пресной и соленой воде, для защиты от влияния агрессивных сред.
  • Многослойным в комбинации из меди, хрома и никеля. Наносится гальваническим способом. Изделие получает защиту от быстрого износа, влияния кислот и щелочей.

Какие гайки нужны для штампованных дисков

Сегодня на некоторых отечественных автомобилях, а также иномарках, сделанных в США и Японии, крепление дисков осуществляется гайками нескольких типов:

  • Открытые,
  • Закрытые,
  • С буртиком или без него.

Гайки для колесных дисков закрытого типа защищают ступицу от попадания грязи. Они изготавливаются, аналогично болтам, из разных материалов.

Чаще всего используется нержавеющая сталь или титан. Делая выбор колесной гайки, необходимо учесть самый важный параметр – совпадение резьбы.

Изготавливаются гайки и из алюминия. Они предназначены для крепления колеса на спортивных автомобилях.

Детали отличаются небольшим весом и увеличенной мягкостью металла. За такими гайками требуется постоянно следить и проводить их подтяжку.

Для крепления штамповок используют также конусные гайки открытого типа. Для тюнинга колеса устанавливают титановые гайки. Их главным отличием считается высокая прочность и небольшая масса.

Однако титан – благородный и не дешевый металл, потому не всем они по карману – их стоимость на порядок выше аналогичных крепежных изделий.

Ремонт ходовых винтов

Ходовые винты имеют трапецеидальную или прямоугольную резьбу. После длительной работы изнашиваются резьбовые опорные цилиндрические поверхности.

Изношенные ходовые винты с трапецеидальной резьбой ремонтируют; винты с прямоугольной резьбой заменяют новыми. Изогнутые винты правят, рихтуют с помощью хомутиков, стяжек, рычагов и другими способами; при правке винт устанавливают в центры и определяют места его наибольшего биения. Неисправные центровые гнезда винта восстанавливают на токарных станках. При этом подрезают торцы винта и исправляют центровые гнезда.

Изношенную трапецеидальную резьбу ходовых винтов ремонтируют, если износ резьбы не превышает 10% первоначальной толщины витка и мертвый ход не превышает 0,25 мм. Ремонт винтов выполняют в таком порядке. Винт с трапецеидальной резьбой выверяют и протачивают с сохранением шага, но на большую глубину с тем, чтобы убрать следы выработки (рис. 2). Затем протачивают или шлифуют наружный диаметр 1 резьбы так, чтобы ширина и глубина витка 2 соответствовали нормальной резьбе, т.е. насколько углубили резьбу, настолько сняли металла с наружного диаметра резьбы.

Рис. 2. Схема восстановления изношенной резьбы

В зависимости от шага резьбы и после ее исправления проточкой на глубину винт можно не протачивать по наружному диаметру на всю глубину, но обязательно проточить на ту глубину, при которой устранятся дефекты на поверхности винта и исправятся неточности установки винта для проточки резьбы (биение, забоины и другие дефекты).

В обоих случаях восстановления резьбы на ходовом винте требуется изготовить новые гайки или вкладыши, если гайка разъемная, по новым ремонтным размерам резьбы винтов.

Основные требования

Шайбы являются стандартизированными изделиями, которые должны соответствовать определенным требованиям. Среди них — отсутствие видимых дефектов. На поверхностях изделий не допускается наличие заусенцев и острых кромок, трещин и надрывов, следы ржавчины тоже считаются недопустимыми. По классу точности изделия могут относиться к классу A или C, иметь плоскую круглую, косую квадратную или зубчатую форму.

Изготовление может осуществляться с покрытиями или без них. На индивидуальной основе осуществляется термическая обработка продукции на производстве. Для стальных шайб класса точности A установлены показатели твердости на уровне 140HV, для C — не менее 100HV.

Пружинная шайба гровер — материалы для изготовления

В основном гровер изготавливается из углеродистой пружинной стали и подвергается закалке. Для нормального взаимодействия с материалом металлических изделий, которыми осуществляется крепеж, шайба должна быть тверже их, чтобы «вгрызаясь» в их металл при раскручивании, препятствовать ему.

Существуют гроверы, изготовленные из алюминия, бронзы, латуни и даже меди, для метизов из соответствующего металла. Стальные же могут подвергаться воронению (чернению), хромированию, анодированию (создание окисной пленки) и прочее.

Также иногда горизонтальным плоскостям шайб гровера придают определенную шероховатость для увеличения сил трения между поверхностями соединяемых деталей. Пример этому — кованый железнодорожный гровер, называемый путевой шайбой.

А двухвитковые пружинные шайбы, используемые в клеммных болтах, которые служат для крепления рельс, имеют еще более резко выраженный эффект сопротивления раскручиванию.

Это происходит благодаря тому, что, в отличие от гровера, они не превращаются в плоскую деталь после окончательной сборки.

Что такое винт, шуруп, саморез, болт, шайба и гайка, как выглядит, для чего предназначен?

Шайба — это крепежное изделие, которое является вспомогательным и подкладывается под головку гайки. Основное назначение такого изделия — увеличить площадь давления, а также препятствовать разрушению других крепежных элементов. Кроме того, шайба препятствует развинчиванию крепления и делает его более устойчивым к разного рода механическим воздействиям.


Шайба

Шуруп — крепежный элемент, который является разновидностью винта, отличается от него тем, что имеет толстый стержень, наружную резьбу, а также заостренный кончик. Это способствует более легкому и простому вхождению в твердую поверхность. А именно в дерево или бетон. Чаще всего для шурупов проделывают специальные отверстия, которые наполняют относительно мягким материалом. Обычно это дерево.


Шуруп

Винт — тоже крепежное изделие, разновидностью которого является саморез или шуруп. Основная особенность крепежного элемента в том, что это стержень с наружной резьбой и достаточно большой головкой для ввинчивания. Чаще всего на головке делают специальные отверстия, чтобы винты можно было закручивать при помощи отвертки. Или делают специальные насечки, чтобы ввинчивать изделия при помощи специального ключа.


Винт

Болт — крепежное изделие, которая представляет собой цилиндр с достаточно высокой шестигранной головкой. Чаще всего работает вместе с гайкой в паре, и используется с целью соединения некоторых деталей.


Болт

Гайка — крепежное изделие, внутри которого находится резьба, используется в комплекте с винтом или болтом. Обычно гайки изготавливаются шестигранной формы, для того чтобы можно было их крепить при помощи ключа.


Гайка

Основные функции

На шайбу возлагается выполнение весьма ответственных задач:

  • четкая фиксация резьбового крепежа при скреплении двух и более элементов;
  • создание плотного контакта головки болта с поверхностью соединяемого материала;
  • ликвидация перекосов, с этой проблемой лучше всего справляются шайбы конической, сферической формы и косые.

Правильный подбор шайбы по всем параметрам – гарантия создания прочного, надежного и долговечного крепежного узла.

Материалы подготовлены специалистами компании «Трайв-Комплект».
При копировании текстов и других материалов сайта — указание
ссылки на сайт www.traiv-komplekt.ru обязательно!

Просмотров: 21824.10.2020

С каким усилием затягивать колесные гайки

Сила затяжки болтов у каждого автомобиля своя и определяет её производитель, указывая в инструкции по эксплуатации модели.

Только как понять, что при закручивании приложено именно то усилие, которое нужно? И как не перестараться и не сорвать резьбу? Для этого существует специальный ключ со встроенным динамометром (отсюда и название динамометрический). Он обеспечит контроль момента затяжки колесных гаек, для которых пережим так же нежелателен, как и слабое крепление.

Он может привести не только к срыву резьбы или деформации болта или шпильки, но и к появлению трещины на диске. К тому же, перетянутый крепёж имеет свойство прикипать к ступице, после чего его невозможно открутить – нужно только срезать. Перетянуть резьбу можно не только гайковёртом, но и балонником, рычаг которого имеет достаточную длину.

Поэтому, после завинчивания крепежа обычным инструментом, рекомендуется произвести окончательную затяжку болтов динамометрическим ключом. С его помощью соединение можно как дотянуть до нормируемого, так и ослабить, если изначально было приложено чрезмерное усилие.

Таблица моментов затяжки колесных болтов и гаек

Сориентироваться, какой момент затяжки колесных болтов и гаек определяет производитель для той или иной модели автомобиля, поможет представленная ниже таблица.

Бренд автомобиля Модели Момент затяжки (Нм)
Audi A1/A2/A3/A4/A5/A6/A7/A8/TT

Q5

Q7

120

140

160

BMW 1 серия/3 серия/5 серия

M5

Z3

X3,X5,X6

120

100

100

140

Chevrolet Сruze

Captiva

Spark

140

125

120

Citroen Xsara Picasso/Saxo

C4/C5

Berlingo

AX10/AX11/AX14/Sport

85

80/100

85

90

Ford KA/Mondeo/Scorpio/Puma

Cougar

Fiesta (2002-2008)

Fiesta

Fusion

Probe

Transit Connect

85

128

90

110

110

90-120

90

Hyundai Все модели

Starex

110

130

Honda Все модели 108-110
KIA Sorento/Picanto/

Rio/Shuma

Carnival

Margentis

100

103

100

98

Лада Samara/Riva

Niva

70-78

88-91

Land Rover Freelander 2

Defender

Discovery/Range Rover (02-11)

133

108

140

Lexus Все модели 103
Mercedes-Benz A class/SLK/CLK

B class/E class

S class/M class

110

103

150

Mitsubishi Colt/Almara/Cube/Serena

Lancer/Grandis/Outlander

108

98

Nissan Micra/Note

Teana

Patrol/Terrano/Qashqai

105

110

133

Opel Frontera

Astra

Insignia

Другие модели

118

140

150

110

Peugeot 106

107/308/3008/207/407/807

307/607

85

100

90

Renault 106

107/308/3008/207/407/807

307/607

105

110

130

Seat Ibiza/Toledo/Leon

Alhambra

120

140

Skoda Fabia/Octavia/SuperB/Yeti 120
Suzuki Swift/Spash

Grand Vitara

85

100

Volvo XC90/XC60/XC70/S60/S80

XC60/C70/S40

140

110

Volkswagen Polo/Golf/Passat

Sharan

Touareg

120

170

180

Toyota Avensis/Corolla/Jaris

Land Cruiser

103

209

Отличия от гайки

Шайба хоть и является составным компонентом винтового соединения наравне с гайкой, имеет существенные отличия. Основное из них заключается в отсутствии резьбы. У гайки она обеспечивает надежное соединение с болтами, стержнями, винтами. Шайба не несет в себе крепежных функций, выступает, скорее, в качестве прокладки или изолирующего компонента.

Есть отличия и в форме изделий. У гаек есть наружные грани, позволяющие облегчить монтаж. Ключ цепляется за них, позволяя провернуть и зафиксировать или отвинтить изделие. Наружная поверхность шайбы чаще всего гладкая, в некоторых случаях зубчатая. Отличаются и материалы изготовления, и прочностные характеристики, и даже толщина.

Обзор видов

Для крепления поликарбоната и кровельных конструкций, для проволочного лотка и фиксации в болтовом соединении и в комплекте с винтами используются шайбы, позволяющие надежно изолировать или прочнее зафиксировать детали. Существуют узкоспециализированные разновидности таких изделий — для дверных петель, электротехники, маслостойкие для машин и механизмов.

Чаще всего для болта с резьбой изготавливают шайбы из нержавеющей стали, оцинкованные, из цветных сплавов. Бывают они и неметаллическими, из силикона, текстолита. Все виды шайб можно поделить на группы, согласно их форме, размеру и другим характеристикам. Некоторые из них стоит рассмотреть более подробно.

Изолирующая. Эта категория изделий должна иметь диэлектрические свойства, поскольку применяется в качестве прокладки между материалами с высокой проводящей способностью. Чаще всего используется текстолитовая шайба, обладающая достаточно длительным сроком службы.

Плоские

Самый распространенный вид шайб. Изделия могут иметь округлую или квадратную форму, чаще всего изготавливаются из металла, но могут быть фторопластовыми, а также из других типов пластика. Размерный ряд плоских шайб самый широкий, они могут быть усиленными, уменьшенными или увеличенными.

Квадратные варианты чаще всего используются при сборке конструкций из древесины с аналогичным сечением. Усиленные плоские шайбы имеют большую толщину. Это необходимое условие для уменьшения деформационного воздействия на плоскость детали.

Уменьшенные

Относятся к категории плоских шайб. Отличаются площадью контактной поверхности. Она меньше, чем у стандартных вариантов.

Увеличенные

Большие квадратные или округлые плоские шайбы этого типа применяются при сборочных работах. Увеличенная площадь контактной поверхности позволяет обеспечивать более близкое прилегание элементов.

Пружинные

Также эта шайба может именоваться разрезной или гровером. Обычно имеет вид пружины в 1 виток, в которой есть зазор, направленный против хода вращения. При установке пружинных шайб удается получить резьбовое соединение, обеспечивающее максимальную плотность прилегания без риска развинчивания. Фиксация происходит при помощи особой кромки на изделии. Она врезается в плоскость опоры, заклиниваясь в ней.

Двухвитковая пружинная шайба применяется при монтаже железнодорожных путей. Одновитковая имеет более широкое назначение. Для ее изготовления выбирают не прутки или металл в листах, а проволоку только определенных сортов стали. Волнистые пружинные шайбы изготавливаются из стали с покрытием из цинка или оксидированием.

Прямоугольные

Этот вид плоских металлоизделий аналогичен квадратным и округлым, но имеет иное сечение. Основная сфера применения — монтаж конструкций из массива древесины.

Гроверы

Под этим наименованием скрываются все те же пружинные шайбы, изготавливаемые согласно ГОСТу 6402. Концы такого фиксирующего метиза расположены в разных плоскостях.

Стопорные

Контровочная шайба предназначается для застопоривания резьбового соединения. Такие изделия имеют зубчатую внутреннюю или наружную поверхность. В процессе затягивания крепления самоконтрящаяся часть деформируется, выступая в роли клиновых фиксаторов. Стопорная шайба, оснащенная лапкой или носком, позволяет предотвратить раскручивание болта. Ее выступающий элемент в ходе монтажа отгибается в сторону граней гайки.

К стопорным относятся и корончатые шайбы, имеющие многолапчатую конструкцию. Их изготавливают из стали и более мягких металлов. Так называемая «звездочка» тоже является стопорной шайбой, имеет наружные зубцы. Замковые разновидности применяются для предотвращения осевого смещения.

Антивибрационные

Особая категория шайб — виброкомпенсирующая. Она предназначена для установки в металлических каркасах, в местах их контакта с основанием, для предотвращения передачи структурного шума в точках крепления. Изготавливают такие изделия из синтетических эластомеров, чаще всего каучуковых.

Что это такое?

Шайба представляет собой металлическое или полимерное изделие, входящее в многосоставные крепежные соединения. Она нужна для увеличения плоскости опоры, с которой контактирует винт или болт. Иногда этот элемент выступает как фиксатор — такие шайбы называются стопорными, запорными, они предотвращают отвинчивание соединения. Их устанавливают на особенно ответственных участках — там, где ослабление крепежа может представлять опасность.

В соединениях, где можно повредить мягкий материал поверхности, шайбу подкладывают под гайку. Если деталь требует герметизации стыка, используют силиконовые или фторопластовые изделия. Для машиностроительной, станкостроительной, других отраслей применяется продукция из металлов и сплавов, в том числе нержавеющих, цветных. Стандартная шайба выглядит как плоская деталь с цельной поверхностью, встречаются варианты с прорезью или с насечками. Также выпускаются зубчатые элементы с зацепами по внутреннему или наружному диаметру.

Фото шайбы-гровера

Также рекомендуем просмотреть:

  • Краб система для профильных труб
  • Что такое такелажная скоба
  • Что такое фундаментный болт
  • Дюбель-хомут для крепления кабеля
  • Грузоподъемный крановый крюк
  • Как выбрать зажимы для троса
  • Особенности мебельных крепежей
  • Шуруп глухарь по дереву
  • Какое крепление для унитаза лучше выбрать
  • Крепежи для деревянных конструкций
  • Крепеж для пластиковых окон
  • Преимущества и недостатки винтовых гвоздей
  • Лучшие пластиковые дюбеля
  • Как выбрать резьбовую шпильку
  • Саморез со сверлом
  • Как выбрать саморезы по металлу
  • Как выбрать дюбеля для гипсокартона
  • Самые надежные крепежи для труб
  • Лучшие шурупы по бетону
  • Как выбрать кронштейны для труб
  • Параметры высокопрочных болтов
  • Шестигранный болт
  • Разновидности анкерных болтов
  • Строительные гвозди
  • Как использовать забивной анкер
  • Как выбрать и установить клиновой анкер
  • Особенности дюбель-шурупов
  • Забиваемый металлический дюбель
  • Что такое дюбель-гвоздь
  • Как выбрать и применить химический анкер
  • Кронштейн для раковины
  • Виды кронштейнов и креплений для полок
  • Как выбрать стальную цепь
  • Выбираем кронштейн для карниза
  • Кронштейны для спутниковых антенн
  • Выбираем лучшие пластиковые хомуты
  • Что такое строительная скоба
  • Лучшие кровельные саморезы
  • Распорный дюбель
  • Какие бывают саморезы по дереву
  • Как выбрать крепление для телевизора на стену

Типы шайб общего и специального назначения

Сложно назвать сферу экономики, где бы не использовались шайбы. Основные виды показаны на этом фото:

Материалом изготовления чаще всего служит сталь углеродистая, с оцинкованным покрытием или без него,  нержавеющая сталь марок А2 и А4. По типу исполнения шайбы выпускаются с прямым торцом или оформленные фаской. По конструкции различают следующие типы крепежных изделий:

  • Плоские круглой или квадратной формы с размерами стандартной, увеличенной и уменьшенной величины, в том числе стандартные по ГОСТ 11371-78 и высокопрочные по ГОСТ Р 52646. Широкий типоразмерный ряд позволяет выбрать изделия для укрепления различных соединений в приборостроении, химической и нефтяной промышленности, медицине и пищевой отрасли, в быту и других сферах жизнедеятельности человека.
  • Пружинные (гроверные и многовитковые) предназначены для высоконагружаемых соединений. Предотвращают самопроизвольное раскручивание резьбового крепежа, в том числе при вибрационных и динамических нагрузках. Двухвитковые шайбы нашли применение при укладке железнодорожных путей. Имеют класс точности С, изготавливаются из высококачественного марочного стального сплава.
  • Зубчатые и многолапчатые шайбы относятся к категории стопорных, не допускают самораскручивание болтов/винтов/шпилек. Существенно увеличивают прочность и надежность крепежного узла.
  • Изделия конической формы по ГОСТ 13439-68 используются в станочных приспособлениях.
  • Быстросъемные шайбы отвечают требованиям ГОСТ 11648-75 или DIN 6799. используются для надежной установки подшипников либо других деталей на валах, осях. Основная сфера применения – автомобили, сельскохозяйственная техника, станки.
  • Кровельные со специальной прокладкой из атмосферостойкого каучука. Позволяют прочно крепить верхнее покрытие крыши с полной герметичностью, не допустят протечек и попадания атмосферных осадков в подкровельное пространство.

Шайбы тарельчатого типа используется для упрочнения соединения и увеличения опорной площади.  

Устройство и назначение.

Передачи винт — гайка применяют в различных машинах и механизмах для преобразования вращательного движения в поступательное; в ряде случаев эти передачи используют для получения большого выигрыша в силе.

Достоинства передач винт — гайка: возможность получения медленного движения и высокой точности перемещений при простой и недорогой конструкции передачи, большая несущая способность и компактность.

Недостаток передачи — низкий к. п. д.

Передачи винт — гайка применяют в самых различных машиностроительных конструкциях, таких, например, как подъемно-транспортные машины (домкраты, механизмы изменения вылета кранов, печные толкатели), станки (механизмы подачи рабочих инструментов и осуществления точных делительных перемещений), измерительные приборы (механизмы для точных перемещений, регулирования и настройки), прокатные станы (нажимные винты, регулировочно-установочные механизмы подшипников), винтовые прессы и др.

По конструкции винт представляет собой цилиндрический стержень с резьбой на значительной части длины; гайку в большинстве случаев выполняют в форме втулки с фланцем для осевого крепления (рис 1) гайки. В отдельных передачах применяют винты и гайки более сложных конструкций. Соответственно назначению передаточных (грузовых и ходовых) винтов резьбы их должны обеспечивать наименьшее трение между винтом и гайкой. Этому условию отвечает прямоугольная резьба Но, как было отмечено, из-за невозможности нарезания на резьбофрезерных станках и невысокой прочности прямоугольную резьбу применяют для передаточных винтов сравнительно редко и она не стандартизована. Для передаточных винтов применяют трапецеидальную резьбу, которую можно получать фрезерованием; ее прочность выше прочности прямоугольной резьбы, а потери на трение лишь незначительно больше. В соответствии с ГОСТ 9484—81, СТ СЭВ 146-75 и 185-75 трапецеидальную резьбу изготовляют с мелким, средним и крупным шагами. Наиболее распространенная резьба со средним шагом. Резьбу с мелким шагом применяют для перемещений повышенной точности, а с крупным шагом — при тяжелых условиях работы передачи (опасности повышенного износа). Для винтов, находящихся под действием больших осевых односторонних нагрузок, например в прессах, нажимных устройствах прокатных станов, грузовых крюках и др., применяют упорную резьбу стандартизованную ГОСТ 10177—82. Резьба винтов и гаек передач в зависимости от назначения может быть правой или левой, однозаходной или многозаходной. Для самотормозящих передач применяют однозаходную резьбу.


Рис. 1

Применение и варианты исполнения шайбы гровера

Вообще, чаще всего гровер присутствует в болтовых соединениях. Но еще чаще вместе с обычной цилиндрической шайбой, которая за счет увеличенной площади контакта дополнительно препятствует рассоединению винтовой пары.

Сегодня существуют 2 варианта исполнения гровера.

Второй — более сложный в производстве, но является все же более надежным, выдерживающим большие динамические и разнонаправленные нагрузки.

Большинство винтовых соединений имеют правую навивку, т.е. вкручиваются или накручиваются по часовой стрелке, а при визуальном осмотре их витки поднимаются вправо. Гроверы для таких метизов имеют подъем витка также по часовой стрелке. Но некоторая часть крепежа изготавливается с левой резьбой. Она применяется для крепления вращающихся частей механизма, которые во время этого вращения могут спровоцировать одновременное выкручивание крепежа.

При использовании обратной резьбы она будет стремиться к затяжке при вращении. Так, например, разные направления резьбы на гайках ступиц колес автомобилей с разных его сторон. Можете себе представить последствия самопроизвольной разборки такого соединения? Вот и гроверы для левой резьбы имеют при визуальном осмотре подъем витка против часовой стрелки.

Будьте внимательны при установке пружинной шайбы гровера и применяйте ее в соответствии с направлением резьбы.

Сферы применения

Шайбы востребованы в самых разных сферах деятельности. Их применяют при сборке мебельных конструкций, соединении строительных элементов, монтаже трубопроводов и линейных коммуникаций. Эластичные силиконовые варианты востребованы в быту. В промышленном производстве основными направлениями использования шайб можно назвать машиностроение, судостроение, станкостроение.

В зависимости от формы и исполнения определяется назначение шайбы. Например, косые необходимы для компенсации разницы углов деталей или плоскостей, ими крепят двутавровые балки. Контактные улучшают сцепление крепежных элементов с поверхностью. Стопорные необходимы для предотвращения отвинчивания деталей, они нужны в конструкциях неразъемного типа. Для компенсации динамических нагрузок и вибрации в машинах, механизмах используются пружинные шайбы.

Подбираем правильный крепёж

Главное при установке колёс на машину – закрутить крепёж так, чтобы не допустить его ослабления при движении. Это может привести к самопроизвольному снятию колеса, и понятно, какие будут последствия. Хотя, достаточно опытный водитель уже по характерному стуку поймёт, что ослабилось крепление колеса и примет меры.

Иногда самоослабление соединения происходит по причине неправильного подбора крепежа к дискам. Имеется в виду, конечно, не резьба – если шаг не тот, то гайку или болт попросту не вкрутишь. Речь идёт о форме головки болта или нижней кромки гайки, которая может быть как конической, так и сферической. А гайка к тому же может быть глухой, сквозной, короткой, высокой, иметь прижимную шайбу.

Если крепёж подобран правильно, он в процессе езды даже самостоятельно подтягивается. Кроме функции удержания колеса на ступице, болты и гайки ещё центрируют обод относительно оси вращения. Помогает в этом именно форма головки или кромки крепежа, под которые в диске имеются посадочные места соответствующего типа. Конус центрируется с конусом, сфера со сферой — нарушение такого тандема приводит к ослаблению болтов или гаек уже через несколько километров движения.

Затяжка болтов на колесе

Несколько важных нюансов

Дабы защитить автомобиль, ночующий под дверями подъезда, многие автовладельцы ставят на колёса секретки. Это набор из четырёх гаек или болтов (по одному на колесо), которые обычным ключом открутить невозможно.

Для этого в наборе присутствует спецключ, конфигурация которого соответствует индивидуальной форме отверстия на гайке или в шляпке болта

Секретки не обязательно затягивать так же сильно, как и основной крепёж, так что момент затяжки колесных болтов или гаек на них не распространяется.
Очень важно не использовать для фиксации колёс крепеж с нарушенной резьбой, смятыми гранями. Если увидели такой дефект, замените гайку или болт на новый, аналогичный не только по резьбе, но и по прочностным характеристикам

А обеспечивает их только заводское изготовление.
Сегодня нередко литые диски выпускают в универсальном варианте – с таким расчётом, чтобы их можно было установить на разные автомобили. Размер ступичного отверстия (DIA) при этом делается максимально большим, а на меньший размер переходят за счёт установки ступичных адаптеров.
Без этих вкладышей, даже если разница составляет все миллиметр, нагрузка на крепёж увеличивается. Его отверстия деформируются и колесо начинает вращаться по траектории овала, а не круга. Руль начинает бить, и особенно это чувствуется на скорости ближе к 100 км/час.

Не понимая, что происходит, автовладелец обращается в шиномонтажку. Новая балансировка проблему не решает, а между тем на машине разрушаются амортизаторы и элементы ходовой части, ломаются шпильки колеса. Виной всему отсутствие маленьких пластмассовых колечек ценою в 50-75 рублей.

Чем можно заменить пружинную шайбу гровера

А вариантов замены – множество. Мы перечислим самые распространенные:

Самоконтрящаяся гайка. В верхней ее части вмонтирована пластиковая вставка, гасящая вибрационные колебания и препятствующая самораскручиванию соединения. Это самый дорогой, но на сегодня – самый эффективный и технологичный способ.

Пружинная тарельчатая шайба. Очевидно, что она использует часть изначальной идеи оригинального гровера, но еще более проста в производстве.

Коронная гайка. Требует сверления ответного крепежного элемента с последующей фиксацией шплинтом. Обеспечивает надежное, но отчасти ступенчатое, сопряжение деталей.

Зубчатый фланец. Практически шайба с насечкой, срощенная с гайкой. Эффект от использования – понятен.

Гайка с цилиндрическим поясом. Требует наличия у ответной детали продольного шлица (или шлицов)

Контрящая шайба. В ней множество зубчиков препятствуют раскручиванию соединения.

Шайбы с усиками. Требуют отверстия или выборки для одного из усиков в детали, а остальные усики загибаются на грани гайки или головки винта. Имеется множество вариантов конструкции таких шайб.

Адгезионная фиксация. Различные составы, наносимые на резьбу, после полимеризации препятствующие разборке резьбового соединения.

Проволочные замки. Используется при расположении рядом нескольких крепежных деталей – чаще болтов или винтов.

Также важно помнить, что даже простая окраска может стать достаточным фактором фиксации. А в более тяжелых случаях применяется боковая фиксация соединения при помощи винта или штифта, расклепывание выступающей резьбы, а в самых тяжелых случаях – сварка, но последние 2 варианта – практически не разборны

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.