Древние открытия , изобретения древнего китая…

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Изобретение древнего Китая № 3 — порох

Считается, что порох был разработан в Китае в X веке. Вначале он использовался как начинка в зажигательных снарядах, а позже были изобретены пороховые снаряды взрывного действия. Пороховое ствольное оружие, согласно китайским летописям, впервые было применено в сражениях 1132 года. Это была длинная бамбуковая трубка, куда закладывался порох и потом поджигался. Этим «огнеметом» врагу наносились сильные ожоги.

Столетие спустя, в 1259 г., впервые было изобретено ружье, стреляющее пулями — толстая бамбуковая трубка, в которую помещался заряд пороха и пули.

Позже на рубеже 13—14 веков в Поднебесной распространились металлические пушки, заряжаемые каменными ядрами.

Изобретения древнего Китая: наиболее раннее художественное изображение порохового оружия, эпоха пяти династий и десяти царств (907—960 гг. н. э.). На картине изображено, как Мара тщетно пытается соблазнить Будду: в верхней части демоны угрожают Будде огне

Помимо военного дела, порох активно применяли и в быту. Так, порох считался хорошим дезинфицирующим средством при лечении язв и ран, во время эпидемий, а также его использовали для травли вредных насекомых.

Однако, пожалуй, наиболее «ярким» изобретением, которое появилось благодаря созданию пороха, являются фейерверки. В Поднебесной они имели особое значение. По древним поверьям, злые духи сильно боятся яркого света и громкого звука. Поэтому издревле на Новый китайский год существовала традиция во дворах жечь костры из бамбука, который шипел в огне и лопался с треском. А изобретение пороховых зарядов, несомненно, напугало «нечисть» уже не на шутку — ведь по силе звука и света они значительно превосходили старый способ. Позже китайские умельцы стали создавать разноцветные фейерверки путем добавления в порох различных веществ.

Сегодня фейерверки стали незаменимым атрибутом празднования Нового года практически во всех странах мира.

Компас — изобретение древнего Китая

Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в I в. н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».

Изобретения древнего Китая: Модель китайского компаса периода династии Хань

Описание магнитного компаса для определения сторон света впервые изложено в китайском манускрипте «Уцзин Цзунъяо» 1044 г. Компас работал на принципе остаточной намагниченности из нагретых стальных или железных болванок, которые отливались в форме рыбы. Последние помещали в чашу с водой, и в результате индукции и остаточной намагниченности появлялись слабые магнитные силы. В манускрипте упомянуто, что данный прибор использовали как указатель курса в паре с механической «колесницей, которая указывает на юг».

Более совершенную конструкцию компаса предложил уже упомянутый китайский ученый Шень Ко. В своих «Записках о ручье снов» (1088) он детально описал магнитное склонение, то есть отклонение от направления на истинный север, и устройство магнитного компаса с иглой. Использовать компас для навигации впервые предложил Чжу Юй в книге «Застольные разговоры в Нинчжоу» (1119).

Магнит был известен китайцам с давних времен. Еще в III в. до н.э. им было известно, что магнит притягивает железо. В XI в. китайцы стали использовать не сам магнит, а намагниченную сталь и железо. В тот период также применялся водяной компас: в чашку с водой помещали намагниченную стальную стрелку в форме рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать посредством сильного нагрева. Голова рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем рыбка претерпела ряд изменений и превратилась в компасную иглу.

Уже во времена династии Хань в Китае знали, что одинаковые магнитные полюсы взаимно отталкиваются, а разные — притягиваются друг к другу. В X-XIII вв. китайцы обнаружили, что магнит притягивает только железо и никель. На Западе же это явление было открыто лишь в начале XVII в. английским ученым Джильбертом.

В мореходстве компас стал применяться китайцами еще в XI в. В начале XII в. китайский посол, прибывший в Корею морем, рассказал, что в условиях плохой видимости судно держало курс исключительно по компасу, прикрепленному к носу и корме, а иглы компаса плавали на поверхности воды.

Примерно в конце XII в. арабы вывезли на Запад водяной китайский компас.

Изобретения древнего Китая №10 — Вентилятор

  • В просвещённый век династии Хань, правители которой поощряли развитие искусства и технологий, появился и первый в мире кондиционер. Его изобрел китайский «мастер на все руки» Дин Хуан, который сконструировал вращающийся вентилятор для кондиционирования воздуха с семи 3-метровыми колёсами, которые приводились в движение вручную.
  • Подобное «чудо техники» впоследствии охлаждало специальный Прохладный зал императорского дворца в эпоху Тан (618-907 года). Он также применялся для обеспечения фонтанов водой. Естественно, наслаждаться прохладным ветерком в жаркий летний зной мог позволить себе только император и его приближенные.

Компас

Предположительно, компас был изобретён в Китае за 2000 лет до н.э и использовался для указания направлении движения по пустыням.

Старейшим и наиболее распространённым прибором является магнитный Компас. Более 2 тыс. лет назад в Китае уже применяли постоянный магнит для определения направления север — юг. В Европе Компас появился не позднее 12 в., он представлял собой магнитную стрелку, укрепленную на пробке, плававшей в сосуде с водой. В начале 14 в. Компас был усовершенствован: магнитную стрелку поместили на остриё, которое находилось в центре бумажного круга (картушки), снабженного для удобства ориентирования делениями. Круг был разделён сначала на 16, а затем на 32 равных сектора. В 16 в. для уменьшения воздействия на Компас механических колебаний (например, морской качки) стали применять кардановый подвес .

«В древнем Китае был создан великолепный автомат, названный «коляска с фигуркой, указывающей на юг… Некоторые предания относят это изобретение к XXIII в. до н.э.» Но в 1960-е годы доктор Дж. Нидхэм и его китайские сотрудники «..обнаружили, что самое древнее упоминание о такой коляске восходит к III веку н.э.»

Сохранилась медная пластинка компаса с нанесенными на неё делениями времён Первой Ханьской династии (206 до н.э. — 25 н.э.). В начале 3 в. Ма Цзюнь создал компас и другие конструкции, предназначенные для установки на повозке».

«Что меньше всего надлежащим образом оценено, так это древность выдающегося изобретения, сделанного китайцами. Две тысячи лет назад они уже изобрели примитивный рабочий компас. Из куска магнетита, по-видимому, вырезали ковш. Когда его помещали на каменную доску с ровной полированной поверхностью, он, должно быть, вращался до тех пор, пока «ручка» не указывала на юг… Это необычное по форме приспособление, названное СИНАН (рис. 3), упоминается в книге, датированной 80 г. н. э., где содержатся другие ссылки, возможно, восходящие еще к IV столетию до н.э».

В эта конструкция также упоминается, и приводятся строки из неназванного китайского источника о гибели императора Ванг Манга в 23 г. н.э.: «Астролог расположил гадальную доску так, что она соответствовала дню и часу. Тогда император повернул свое сиденье, следуя за ручкой ковша, и так сел» на основании которых, видимо, и был изготовлен этот прибор. Есть варианты рассказов, где используется полированная бронзовая доска.

Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае – дата

Китай как государство – одно из самых древних на планете, поэтому бюрократия в смысле необходимости крепкой центральной власти, знающей и помнящей обо всех делах, творящихся в каждой провинции, была необходима. Императорские указы, распоряжения чиновников рангом поменьше, «гроссбухи» учета населения, товаров, налогов, книги для сохранения мудрости правителей и ученых того времени требовали огромного количества как писцов, так и расходного материала для этих целей.

Датой изобретения бумаги считают 105 год. Пальму первенства в создании примитивной технологии отдают советнику Цай Луню. Перед ним стояла достаточно сложная задача, решенная так:

  • Первые опыты по созданию листов для записей были опробованы на практически готовом сырье, предоставленном природой. Это была грубая целлюлоза, созданная осами для строительства своих гнезд. Понятно, что в качестве постоянных поставщиков с нужными объемами производства их рассматривать было нельзя.
  • Цай Лунь стал экспериментировать, добавляя в целлюлозную массу схожие природные материалы, встречающиеся в гораздо больших количествах – древесину, стебли растений.
  • Выбиралась мягкая, волокнистая древесина лиственных, не смолистых пород, стебли конопли, бамбука.
  • Сырье измельчалось в каменных, металлических ступах, перекладывалось в большие чаны, разводилось водой до получения рыхлой, однородной массы. Из нее вручную удалялись грубые волокна, отличающиеся по размерам, структуре от основного целлюлозного сырья.
  • Полученную массу, доведенную до однородной консистенции, извлекали из чанов деревянными рамками с ситами, сплетенными из тонких бамбуковых прутьев, которые затем раскладывали, расставляли для естественной сушки под навесами.
  • Получившиеся грубые, неровные листы потом разглаживали вручную валиками из плотной, тяжелой древесины, камня или металла.

Так была получена первая бумага по однотипной технологии, которую потом стали использовать по всему Китаю.

Шёлк родил бумагу

Для выработки шёлкового волокна китайские шелкоделы на циновке растирали вываренные коконы шелкопряда с водой до получения рыхлой массы. Эту массу равномерно распределяли по сетке циновки, сцеживали воду и сушили. Получалась шёлковая вата, из которой пряли нити. Снятый с циновки тонкий слой этой ваты, спрессованный толчением и сушкой, можно было использовать как лист для письма. Появилась древнейшая шёлковая (ватная) бумага. Её делали из коконов, негодных для выработки качественной нити. Но и бракованные коконы были недешёвы.

В 105 г. Цай Лунь, высокий чиновник при дворе китайского императора, нашёл дешёвое сырье для бумаги. Он велел выварить старые пеньковые (из волокна конопли) рыболовные сети. Вываренную массу растёрли на бамбуковом сите, распределили её тонким слоем и просушили, получив бумажный лист. По качеству он не уступал шёлковому, но был гораздо дешевле.

Шёлковая (ватная) бумага

Ноу-хау Цай Луня

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луня,  свидетельствует древняя китайская летопись.  Он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор». Биографию изобретателя создали несколько веков спустя. Что в ней истина, а что вымысел, сказать трудно. По легенде сам император Лю Чжао поручил своему подданному найти материал для письма, не уступающий шелку, но гораздо дешевле. Поиски привели мастера к осам с их строительными «технологиями». После множества опытов он сделал вывод: тонкий, прочный состав, из которого сделаны гнезда насекомых, может получить и человек  практически из любого растительного сырья и отходов. В дело пошли лубяные волокна шелковицы, или тутового дерева, конопляное лыко, побеги бамбука, солома, мох, водоросли, старые рыбацкие сети, ветошь. Как в действительности выглядел открытый им способ, сказать трудно. Если Цай Лунь и не был первооткрывателем, то его, без сомнения, следует считать талантливым рационализатором. Вероятно, этот дотошный и образованный человек обобщил и усовершенствовал бесценный опыт многих оставшихся безымянными мастеров бумажного дела. Он предложил новый технологический принцип  на основе образования листового материала из отдельных волокон путем их обезвоживания на сетке из разбавленной волокнистой суспензии, что сделало бумагу пригодной для письма.

Цай Лунь

Лубяные волокна молодых тутовых деревьев и некоторых однолетних растений сортировали в расчете на грубые и мягкие сорта бумаги. Сырье разбивали в каменных ступах молотком с особой насечкой. Позднее это приспособление заменили толчеей с пестом, прикрепленным к рычагу, приводимому в движение ногой. Массу перетирали до порошкообразного состояния, часами проваривали в чанах с золой или известковым молоком, смешав с растительными соками или крахмальным клейстером, похожими по связующему действию на слюну насекомых. На старинных гравюрах со сценами производства бумаги запечатлены печи с вмурованными котлами.

Стадии производства бумаги

Для осаждения клея мастера использовали кислые растительные соки, например, сок незрелого винограда. Листы отливали при помощи черпальной формы, обтянутой шелком или джутовой тканью. Такая форма имела сетку из тонких бамбуковых палочек. Подсохшие заготовки опрокидывали на гладкий деревянный помост, затем снимали длинными медными иглами.

Чтобы разгладить сетчатый рисунок, изделия помещали между каменными плитами. Позднее появился пресс для отжима воды из стопок бумаги. Окрепшие листы сушили на солнце или в теплом помещении. В результате получался легкий, ровный, прочный и удобный для письма тушью материал. Форматы китайской бумаги были разными, но ширина листа всегда равнялась 24 сантиметрам, что соответствовало футу  традиционной высоте планок китайских бамбуковых книг эпохи династии Хань. Внешний вид этого материала напоминал войлок.

Китайские ремесленники, неохотно вносившие новшества в технику, долго применяли найденный Цай Лунем способ. Благодаря его простоте, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, в Китае стали изготавливать бумагу всевозможных форматов, цветов, веса, пропитывали ее веществами для отпугивания вредных насекомых. Появились бумажные деньги.

Бумажная банкнота Древнего Китая Самая ранняя из всех известных банкнот

В III веке новый материал вытеснил деревянные атрибуты для письма. С незапамятных времен в этой стране размножали тексты с помощью печаток. До применения бумаги оттиски делали на глиняных и бамбуковых дощечках. Изобретение способствовало появлению настоящих книг.

Император Хен Сюань приказал писать только на бумаге и запретил употреблять для письма деревья. С тех пор бумага становится официальным материалом для письма, а в V-VI веках бумажные книги распространяются по всей стране. Из бумаги изготавливали украшения, традиционные фонарики, драконов, зонты, веера, салфетки, носовые платки и другие предметы обихода, в нее заворачивали продукты, ее вставляли в окна.

Китайский фарфор

Китайский фарфор известен во всем мире и очень ценится за свое необыкновенное качество и красоту, само слово «фарфор» по-персидски означает «царь». В Европе XIII в. его считали великой драгоценностью, в сокровищницах самых влиятельных особ хранились образцы китайского керамического искусства, вставленные ювелирами в золотую оправу. С ним связано немало мифов, например, в Индии и Иране считалось, что китайский фарфор обладает волшебными свойствами и меняет цвет, если в пищу подмешан яд.

Керамическое искусство традиционно хорошо развито в Китае, керамика уже шанского времени (2 тыс. до н.э.) представляет не только историческую, но и художественную ценность. Позднее появились изделия из протофарфора, которые западная классификация относит к так называемым каменным массам, так как он не обладает прозрачностью и белизной. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором. Среди прекрасной керамики танского времени встречаются первые образцы «настоящего» белого матового фарфора. В начале VII в. китайские керамисты научились получать фарфоровые массы, смешанные из полевого шпата, кремния и каолина – важнейшего элемента фарфоровой массы, получившего свое название по горе Гаолин, где его впервые стали добывать. Обжиг фарфоровой массы при высокой температуре позволял получать твердую, белую, просвечивающую керамику. Танская фарфоровая керамика продолжала в своих массивных и округлых формах традиции древних гончаров, однако горлышки в виде птичьих голов и змеевидные ручки, подражающие формам иранских сосудов говорят о заметном иноземном влиянии. Тогда появилось стремление к однотонности поверхности сосуда, развитое впоследствии сунскими керамистами.

Расцвет керамического производства в Китае пришелся на период правления династии Сун. Увеличившийся спрос на фарфоровые изделия породил огромное количество новых печей для обжига и привел к императорскому патронажу производства. С V – VI вв. на севере и юге Китая существовали специальные ведомства, надзиравшие за производством высококачественной керамики. Для сунского фарфора характерны простота и элегантность форм, гладкие монохромные глазури и сдержанность орнаментов. Наиболее тонкая керамика молочно-белого цвета с нежными резными или штампованными узорами называлась керамикой «дин», иногда в состав глазури добавлялись окиси железа и тогда получались черные, коричневые, зеленые, пурпурные или красные сосуды. Значительно позднее, в эпоху Цин популярность одноцветных сосудов привела к появлению практически бесконечного количества цветовых оттенков глазури.

Производство полихромного расписного фарфора началось в правление династии Юань, когда стали делать знаменитую синюю подглазурную роспись по белому фону. В правление династии Мин эта техника усовершенствовалась и стала комбинироваться с пятицветными надглазурными росписями (уцай). Развитие техники цветных эмалей привело к появлению трех «семейств» китайского фарфора. «Зеленое семейство» — это изделия с росписью по белому фону в нескольких тонах зеленого цвета. Обычно на сосудах этого семейства изображали батальные сцены или просто фигуры и цветы. Изделия с цветной росписью по глубоко черному фону назывались «черным семейством». Фарфор расписанный в нежно-розовых тонах с переливами оттенков на сюжет «женщины и цветы» получил имя «розового семейства».

В эпоху династии Мин фарфор стал в некотором роде стратегическим товаром и поставлялся в огромных количествах в страны Европы и Азии, через арабских торговцев попадал даже в Южную Африку. О громадных масштабах экспорта фарфора в эпоху Мин и последующие годы говорит тот факт, что в 1723 г. одному только французскому городу Лориану было продано 350 тыс. фарфоровых изделий. А для многих европейцев и по сей день термин «минская ваза» означает всю китайскую керамику.

Что еще изобрели китайцы

Придумали жители Поднебесной и другие интересные, и полезные вещи. Например, лапшу, без которой уже много веков не представляют свою повседневную жизнь. Придумали этот вид продукта около семи тысяч лет назад, смешав два сорта проса и сделав из них первую лапшу. Китайцам приписывают авторство и таких важных вещей как сейсмограф, тачка, бумажные деньги, компас.

Китайская лапша

Европейские ученые, которые делали подобные открытия в средние века, пытались доказывать, что они первые придумали приборы для измерения направления частей света или земных колебаний. Лицензий на компас и сейсмограф в древности не выдавали, но археологические раскопки, записи в китайских рукописях и рисунки доказывают, что в Поднебесной многие предметы, знакомые европейцам 500-600 лет, созданы были созданы в первые столетия нашей эры.

В частности, сейсмограф придумал астроном Чан Хен во 2 в. н.э. и состоял из тяжелого бронзового сосуда с 9 драконами. Изобрели китайцы и разные виды алкоголя, придумав сначала изопропиловый и этиловый спирты. Из них создавались пиво, вино и ликеры, которые производились методом брожения и перегонки.

Интересным изобретением стал воздушный змей, дизайн и функционал которого менялся в течение столетий. Если сейчас это игрушка, то в древности изобретение на рыбалке, на войне, в шпионаже.

Воздушный змей придумали в Китае

Приложили китайцы руку и к появлению бумажных денег в 9 в. н.э. Когда при власти находилась династия Тан, то в обороте уж использовались денежные единицы. Это были монеты из меди, носившие название юаней. Использовать золото или серебро для создания запаса денег было довольно дорого, поэтому выбор пал на бумагу. Купюры были в обиходе до 13 в., пока в Китай не вторглись монголы. Они положили конец использованию юаней на столетия.

Изобрели китайцы и шелк, длительное время, скрывая технологию изготовления ткани, которая ценилась при европейских королевских дворах. Благодаря жителям Китая человечество познакомилось с зонтом, зубной щеткой, механическими часами, чугуном, сталью, лаками и красками.

Уже много столетий человечество пользуется одним из самых важных изобретений китайцев – чаем. Упоминание об этом напитке попадаются в летописях в 1 тыс. до нашей эры. Массовое распространение чай получил в Поднебесной в начале 6 в. н.э. Использовали напиток и для лечения, и для бодрости, и для общения при императорском дворе. Сначала пили древние жители Китая только зеленый чай, а потом появились технологии приготовления желтого, красного, зеленого, белого. Но классическая церемония заваривания чая касалась именно зеленого сорта.

Китайский чай

Во всем мире славится другое изобретение китайцев – фарфор, о качестве которого ходят легенды. При королевских дворах Европы фарфоровые изделия, привезенные из Азии, считались вершиной искусства керамики. Многие верили, что вазы, кувшины, миски способны менять цвет, поскольку китайцы подмешивали в фарфор яд.

Книгопечатание — изобретение древнего Китая

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок – это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 гг. н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618-907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты 

Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031-1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 г., приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника

Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960-1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271-1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками. Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

В глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Используются они китайскими художниками и в наши дни. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в., повсеместное же их распространение – к периоду правления династии Сун (X-XIII). Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств. В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии (печатание с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста), что позволяло сохранить графические особенности оригинальной рукописи и производить, при необходимости, замену знаков, а также совмещать печатный текст и гравюры. Свой окончательный вид китайская печатная книга пробрела к XVI в., во многом воспроизводя образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради. А с XVII в. в Китае была освоена техника цветной гравюры.

Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.