Содержание
- Литература
- Примечания
- Социальные программы
- Восстановление и история завода после войны
- Два имени за шесть лет
- Описание деятельности
- История
- Первый месяц войны предприятия города продолжали работать на месте
- Специализация
- «Городок улыбок»
- Награды
- История
- Завод имени Ленина: сотрудники даже в эвакуации получили Государственную премию
- История завода до 1917 г.
Литература
- Вестник ПВО.
- Ю. Вотинцев «Неизвестные войска исчезнувшей страны», (рус.) «Военно-исторический журнал» — № 8,9,10,11; 1993.
- В. Репин «Корпорация Вымпел»: «Системы ракетно-космической обороны — основные этапы создания ракетно-космической обороны» (рус.), Издательский дом «Оружие и технологии». Москва, 2004.
- Н. Михайлов «Размышления о былом» — история создания и развития ЦНПО «Вымпел», Издательский дом «Оружие и технологии». Москва, 2004.
- М. Завалий «Рубежи обороны в космосе и на Земле» (рус.) — Издательский дом «Вече», 2003.
- Г. Кисунько «Секретная зона» (рус.), изд. «Современник», Москва, 1996.
- 4-е ГУМО СССР, «Дела и люди» (рус.), Издательский дом «Информбюро», 2007.
- Сборник докладов Отделения общей физики и астрономии РАН на научно-практической конференции «40-летие первого поражения баллистической ракеты средствами ПРО», доклад — В. Костржицкий «О роли разработок Г. В. Кисунько в развитии Днепровского машиностроительного завода» М., 2001.
- В. Костржицкий «В основе — завод». Интернет-журнал «Военно-космическая оборона», 2013.
- В. Костржицкий «Неизвестный лидер оборонного радиостроения исчезнувшей страны», сборник «Профессия под грифом „секретно“», серия «Люди и судьбы», издание «Физтех ДГУ», 2001.
- Документальный фильм «Ключи от неба и космоса».
Примечания
- ↑ Донецкий металлургический завод им. В. И. Ленина // Советский энциклопедический словарь. редколл., гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., «Советская энциклопедия», 1986. стр.408
- ↑ Донецкий металлургический завод имени В. И. Ленина // Украинская Советская Энциклопедия. том 3. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1980. стр.447
- ↑ Донецкий металлургический завод им. В. И. Ленина // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. том 8. М., «Советская энциклопедия», 1972. стр.442
- ↑ Металлургический Сталинский завод имени И. В. Сталина // Большая Советская Энциклопедия. / редколл., гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. том 27. М., Государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1954. стр.253
- ↑ Юзовский завод // Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия / редколл., гл. ред. С. С. Хромов. — 2-е изд. — М., «Советская энциклопедия», 1987. стр.695
- канд. ист. н. И. Я. Емельяненко. За наше правое дело // Герои подполья. / сб., сост. В. Е. Быстров. вып. 2. М., Политиздат, 1968. стр.96-144
- Донецк: историко-краеведческий очерк. колл. авт., сост. Н. С. Дранко. Донецк, «Донбасс», 1969. стр.241-242
- Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1967 (вып. 11). М., «Советская энциклопедия», 1967. стр.46
Социальные программы
- Строительство и содержание на балансе жилищного фонда — более 500 000 квадратных метров, общежития (7 единиц на 3000 койко-мест).
- Строительство и содержание детских дошкольных учреждений (13 единиц) и объектов детского отдыха (2 ед. на 1200 мест).
- Строительство и содержание объектов бытового обслуживания и общественного питания.
- Строительство и содержание объектов оздоровления и лечения работников — поликлиники (370 приёмов в сутки), баз отдыха, корпусов в санаториях «Мисхор» — 320 путёвок, «Марат» — 240 путёвок, «Моршин» — 320 путёвок.
- Объекты спортивно-оздоровительной инфраструктуры: стадион, спортивный зал, крытый спортивный манеж, детская спортивная школа «Днепр-75», спортивный клуб «Вихрь».
Восстановление и история завода после войны
После освобождения г. Днепропетровска от немецко-фашистских захватчиков в октябре 1943 года начались работы по восстановлению разрушенного гитлеровцами завода.
В первую очередь было решено пустить сортовой стан «550», толстолистовой и тонколистовой станы, затем рельсобалочный цех.17 июля 1944 года первый, восстановленный Петровцами агрегат — мартеновская печь № 3 дала сталь, затем 29 сентября 1944 года дала чугун доменная печь № 5.
Уже в 1944 году металлурги завода им. Петровского произвели на нужды обороны страны 38,6 тыс. т. чугуна, 18,5 тыс. т. стали и 8,5 тыс. т. проката.
В 1947 году завод впервые в стране освоил и отгрузил Горьковскому автозаводу первые 39 тонн периодического проката для передней оси автомобиля.В июне 1948 г. вступил полностью в строй третий мартеновский цех с двумя 200 т. печами, а в 1949 г. в нем был, достигнут довоенный уровень производства.В 1951 г. выдала металл новая доменная печь № 2, которая была построена по последнему слову техники оснащена современными вагон весами, загрузочными аппаратами и КИП и аппаратурой.
В 1954 г
вступил в строй проволочный стан «260» и в два года была освоена его прокатная мощность.В этот период особенно большое внимание уделяется внедрению достижений науки и техники — особенно форсированному ходу доменных печей с увеличенным давлением под колошником и повышенной температурой дутья.В 1958 г. вступила в строй новая «Днепропетровская — Комсомольская» доменная печь № 3, которая 30 августа дала первый чугун и в этом же году началась реконструкция доменной печи № 5
В 1956 г. началось освоение нового технологического процесса — выплавки кислородно-конвертерной стали. Впервые в стране этот процесс был освоен сталеплавильщиками Петровки.
На протяжении всего послевоенного периода металлургии завода совершенствовали технологические процессы производства, реконструировали и модернизировали существующее оборудование, улучшали технико-экономические показатели. За последние годы на заводе осуществлен ряд крупных мероприятий, направленных на механизацию и автоматизацию производства, расширение сортамента и объема производства. К важнейшим следует отнести — повышение температуры дутья за счет модернизации воздухонагревателей, реконструкция мартеновских печей № 9 и 10, внедрение без стопорной разливки стали, освоение выплавки трубного металла в конвертерном цехе, освоение набивной футеровки сталеразливочных ковшей и ряд других.
Два имени за шесть лет
«По указу императора Павла 12 декабря 1796 года Екатеринослав переименован в Новороссийск, и губерния также, а затем, по указу Александра I, 8 октября 1802 года и городу, и губернии возвращено первоначальное именование», — указывается в Докладе Екатеринославской городской управы от 9 мая 1887 года.
За те, казалось бы, короткие шесть лет губернский центр не только сменил название, но и пришел в упадок. И именно имя, связанное с императрицей, сыграло с ним злую шутку — Павел, не любивший маменьку, делал все, чтобы разорить город. Причем, по сведениям Архиепископа Тверского и Кашинского Гавриила, которые он привел в своем историческом очерке о нашем крае в 1857 году, город лишился не только доходов на строительство, но и всех стройматериалов, которые «были распроданы с публичного торгу».
Причем, как уточняет Гавриил, такой плачевной участи из всей губернии подвергся лишь Екатеринослав. «Таким образом все разлилось в разные стороны; в самое короткое время всего лишился Екатеринослав, златом сиять надеявшийся, он превратился в сосуд глиняный, или в ту самую первобытную Половицу, на месте которой основался», — подытожил автор очерка.
Описание деятельности
Компания ликвидирована.
В середине января 2013 года Хозяйственный суд Днепропетровской области признал банкротом коллективное предприятие «Днепропетровский комбайновый завод».
Днепропетровский комбайновый завод ведет свою более чем 100-летнюю историю от сталелитейного завода «Эзау», образованного в 1896 г. на месте механической мастерской. В последующие годы завод принадлежал разным владельцам, носил разные названия, менял ассортимент выпускаемой продукции. В первые годы существования завод принадлежал бельгийскому «Обществу Екатеринославских (Донецких) железоделательных и сталелитейных заводов», Азово-Донскому коммерческому банку, «Обществу машиностроительных и чугунно- литейных заводов Рудзского и К°». В тот период завод изготавливал стальное фасонное литье, колеса паровозные и вагонные, корпуса динамомашин, части судов, принадлежности для доменных и коксовых печей, вальцы прокатные.
На заводе отливались сложные стальные машинные части для броненосца «Князь Потемкин-Таврический», ответственные детали для крейсеров «Очаков» и «Кагул». В годы русско-японской и 1-й Мировой войны выпускалось артиллерийское снаряжение и боеприпасы.
После национализации в 1918 году завод долгое время не работал из-за отсутствия средств на восстановление после тяжелых лет гражданской войны и иностранной интервенции. Лишь в 1928 году правительство принимает решение о восстановлении завода, который получает новое наименование «Пресстрой». Тяжело давались восстановление, реконструкция завода, но впереди его ждали еще более трудные испытания военных лет. Коллектив завода с честью справился с заданиями по выпуску оборонной продукции, преодолел все трудности и лишения, связанные с эвакуацией на Урал и возвращением в 1944 г. в родной город, где вместо заводских корпусов стояли руины.
В послевоенные годы завод активно включается в решение сложнейшей народнохозяйственной задачи государственного значения — подъем свекловодства в стране. Необходимо было создать комплекс машин для механизированной уборки, погрузки и транспортировки свеклы. Уже в сентябре 1947 г. были изготовлены первые опытные образцы свеклоуборочных машин СПГ-1.
К началу 60-х годов Днепропетровский комбайновый завод им. Ворошилова становится главным специализированным предприятием в стране по выпуску свеклоуборочной техники. В значительной мере этому способствует то, что по решению правительства на заводе было создано специальное конструкторское бюро, которое вот уже более 50-ти лет выполняет полный комплекс работ по проектированию свеклоуборочных машин — от идеи и до внедрения в серийное производство.
На заводе разработаны десятки видов свеклоуборочных машин. Большими сериями изготавливались машины СКЕМ-3, СКД-2, КСТ-3, РКС-6, СПС4,2А, МКК6-02, МБП-6, РКМ-6.
Некоторые из машин награждены Почетными дипломами и медалями на международных выставках сельхозтехники. Корнеуборочная машина РКС-6 была признана «Лучшей машиной 1979 года».
В 1980 году на международной сельскохозяйственной земледельческой выставке «Земля-кормилица-80» (Чехословакия) свеклопогрузчик СПС-4,2А награжден главным призом выставки — Дипломом и медалью «Золотой колос» Первой степени, а в марте 1982 г. на международной Лейпцигской выставке-ярмарке он был отмечен Золотой медалью.
В 2010 году завод занимался модернизацией серийных машин, а также вел разработки новой продукции. Помимо свеклоуборочной техники был освоен выпуск почвообрабатывающей техники — дисковых борон БДТ-3, БДТ-7, БД-10, БПРР-4,2, культиваторов КПС-4.
История
Советский период
В 1944 году в городе началось строительство автомобильного завода, но в 1951 неоконченная стройка была перепрофилирована. Первоначальное предназначение завода — производство межконтинентальных ракет. Южмаш поначалу не имел открытого названия, а только номер, и назывался «завод № 586».
В 1983—1993 на Павлоградском механическом заводе, входившем в ПО «Южмаш», производились ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» для Боевого железнодорожного ракетного комплекса, стоявшего на вооружении РВСН ВС СССР и ВС России.
1990-е годы
В 1995 году был подписан контракт на производство ракет-носителей «Зенит» для проекта «Морской старт». В 1999 году в рамках реализации этого проекта состоялся первый запуск ракеты «Зенит».
2010-е годы
13 февраля 2012 года был осуществлён первый запуск ракеты-носителя «Вега», один из двигателей для которой (РД-843) изготавливается на «Южмаше». 12 сентября 2013 года состоялся первый успешный запуск американской ракеты-носителя «Антарес», для которой на «Южмаше» производится часть агрегатов 1-й ступени.
В 2014 году производство ракет-носителей «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено. Это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».
По итогам 2015 года объём реализации продукции «Южмаша» составил всего 585 млн гривен (около $25 млн). Для сравнения — в 2011 году выручка завода равнялась 1,9 млрд гривен ($240 млн). В июле 2015 года помощник гендиректора «Южмаша» Владимир Ткаченко сообщал, что на заводе уже две недели отключена техническая вода, не работают санузлы, имеются задержки с выплатами зарплат работникам предприятия и т. п.
В 2016 году завод «Южмаш» в полтора раза увеличил загрузку предприятия. Завод однако оставался в кризисной ситуации. В частности, сохранялись проблемы с оплатой счетов за электроэнергию.
Первый месяц войны предприятия города продолжали работать на месте
«22 июня 1941 года началось нападение Германии на Советский Союз, — рассказывает Максим Кавун. — Паники в Днепропетровске не было. Благодаря пропаганде, люди были убеждены в том, что разгром фашистов – дело нескольких недель… Проводилась организованная мобилизация в Красную Армию, концентрация на месте сил для отпора немецким войскам.
Предприятия первые недели работали в чрезвычайном режиме. Рабочие передавали в фонд обороны денежные сбережения, облигации займов, драгоценности. Например, 25 июля, в выходной день, 3-я бригада механического цеха завода имени Ленина работала в полном составе и передала затем все заработанные средства для нужд фронта.
Однодневный заработок перечислил в фонд обороны коллектив Нижнеднепровского лакокрасочного завода и трудящиеся железнодорожного участка. Изобретатели завода имени Ленина предложили «почин» — отдать в фонд обороны премии за внедрение в производство изобретений. Этот «почин» поддержали и на других предприятиях. Всего за месяц, к 20 июля 1941 года в Госбанк поступило от трудящихся города более 500.000 рублей.
Крупнейшие предприятия города даже взяли шефство над полками 230-й стрелковой дивизии, сформированной в основном из жителей Днепропетровска.
В первые же дни войны предприятия города стали выпускать продукцию для нужд фронта. Например, завод имени Ленина изготавливал трубы для различных вооружений; завод имени Петровского увеличил выпуск металла и проката, завод металлоконструкций имени Молотова (затем имени Бабушкина) изготавливал фермы, понтоны и другие конструкции для возведения мостов и переправ.
Поскольку многие квалифицированные рабочие ушли на фронт, их место занимали женщины. С 23 июня на заводе имени Ленина начало массовое поступление на работу домохозяек.
Специализация
Основной специализацией предприятия, при его создании в 1952 году, были определены:
- Разработка и производство по заказам (Министерства обороны СССР):
- Приёмо-передающего оборудования радиолокационных станций (РЛС);
- Оборудования обработки информации (аналогового и цифрового);
- Специальных вычислительных комплексов (спецвычислители) для командных пунктов Министерства обороны, объектов противовоздушной, противоракетной и противокосмической обороны, систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства (СККП);
- Создание и обслуживание ремонтно-проверочных баз (РПБ) радиолокационных систем на объектах Министерства обороны;
- Монтаж, наладка, сдача в эксплуатацию, гарантийное и послегарантийное техническое обслуживание, модернизация оборудования собственного производства;
- Производство сложной бытовой техники и товаров народного потребления и народно-хозяйственного значения.
- После распада СССР, в результате вынужденной глубокой конверсии, в 1990-х годах отдельные оборонные мощности завода были перестроены или созданы под разработку и производство средств и систем цифровой связи.
«Городок улыбок»
17 июня 2004 года в парковой зоне завода была открыта детская площадка «Городок улыбок». В «городке улыбок» были устроены спортивно-игровая площадка, железная дорога для детей, а также зоопарк, в котором содержались муфлон, двугорбый верблюд, пони, осел домашний, пекари ошейниковый, енот-полоскун, красноголовая утка, чубатая утка, мандаринка, каролинская утка, печанка, мускусная утка (индоутка), красноголовый нырок, нутрия, страус нанду, кустарниковый валаби, макак лапундер, макак резус, фазан румынский, фазан трогопан, куры, фазан золотой, фазан королевский, павлин обыкновенный, цесарка обыкновенная, серые нимфы, ожереловые попугаи, журавль-красавка, кинги, штрассеры, кучерявые голуби, дутыши, трубачи, дикобраз, коза камерунская, лама, олень пятнистый, лань европейская, гривистый баран, саванная зебра, бизон.
Награды
- 1966 год — орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в создании, производстве новой техники и успешное выполнение планов 1959—1965 гг. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1966 г. — завод 933);
- 1967 год — Памятный Флаг Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР (СМ СССР), Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов СССР (ВЦСПС), Центрального Комитета Всесоюзной Ленинской Коммунистического союза молодёжи (ЦК ВЛКСМ);
- 1975 год — Переходящее Красное Знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР (СМ СССР), ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ;
- 1978 год — орден Октябрьской Революции — за заслуги в создании и производстве специальной техники (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1978 года — ДМЗ);
- 1980 год — заводу присваивается имя В. И. Ленина.
История
В 1951 году строившийся в Днепропетровске автомобильный завод Правительством СССР решено перепрофилировать под производство межконтинентальных ракет, став заводом № 586. 19 марта 1952 года его второе производство — шинный завод — Постановлением СМ СССР № 1378—463 и приказом от 21 марта 1952 года было выделено в самостоятельное предприятие «Государственный Союзный завод № 933» (открытое название для переписки — «Почтовый ящик № 192») с подчинением 8-му Главному управлению Минвооружения СССР. На завод № 933 возлагается задача обеспечения выполнения заказов Третьего Главного управления (ТГУ);
4 июня 1952 года Приказом Министра вооружения Д. Ф. Устинова назначается основной состав первых руководителей завода № 933: П. М. Очеретько — директор, С. С. Лукьянов — и. о. главного инженера, М. И. Симонов — главный конструктор. Через некоторое время, 10 декабря 1952 года, заместителем директора — главным инженером завода № 933 назначается В. Б. Дмитриев. 29 августа 1955 года приказом Министра оборонной промышленности СССР директором завода № 933 назначается Л. Н. Стромцов, который 27 лет бессменно успешно руководил Днепромашем.
Завод имени Ленина: сотрудники даже в эвакуации получили Государственную премию
Это крупнейшее металлургическое предприятие было эвакуировано одним из первых. В июне 1941 года вместо мужчин, ушедших на фронт, пришли женщины.
Газета «Днепровская правда» от 27 июня 1941 года писала:
В августе 1941 года началась эвакуация основных мощностей завода на Урал. Этими работами руководил прибывший специально из Москвы начальник «Главтрубостали», член Коллегии Наркомата (читай министерства) черной металлургии СССР Ю.Н. Кожевников. Как и в случае с заводом имени Петровского, работы велись такими гигантскими темпами, что завод был демонтирован и эвакуирован за 10 дней!
9 августа, спустя два дня после начала демонтажа, на Восток был отправлен первый эшелон с оборудованием и основными кадрами баллонного цеха. А 19 августа 1941 года уехал последний, девятый эшелон. Всего ушло свыше 600 вагонов с оборудованием, аппаратурой, инструментами. Вместе с семьями на Урал выехало 4000 работников завода.
Основные мощности приехали на Первоуральский Новотрубный завод. В здании одного из цехов и был смонтирован заново баллонный цех. Уже 23 сентября 1941 года цех дал первую продукцию. В октябре началась плановая отгрузка на фронт.
Оборудование цеха тонкостенных труб и стан №2 «Маннесман» также были вывезены в глубокий тыл. 21 декабря 1941 года цех тонкостенных труб вступил в строй на новом месте.
Завод в эвакуации не просто работал, а совершал настоящие трудовые подвиги. Хотя это советский идеологический термин, но здесь он полностью актуален. Группа ученых-термистов под руководством Ю.Н. Кожевникова в короткий срок решила вопрос с термической обработкой труб, идущих для производства оружия.
22 марта 1943 года Совнарком СССР присудил им Сталинскую (затем Государственную) премию первой степени (!) за коренное усовершенствование технологии производства труб для минометов и деталей боеприпасов. Премию получили: начальник «Главтрубостали» Ю.Н. Кожевников, инженерно-технические работники завода имени Ленина С.Е. Василенко, Н.А. Тихонов, Ф.К. Касьянов, И.Г. Заславский, сотрудники Днепропетровского трубного института П.Т. Емельяненко, Н.В. Панюшкин и другие.
Главная газета СССР «Правда» писала:
26 октября 1943 года, уже на второй день после освобождения города, появился приказ о начале работы завода имени Ленина. Его директором был назначен бывший директор трубного института П.В. Савкин. К концу 1944 года были введены две мартеновские печи, универсальный стан, трубосварочный агрегат, механический цех и другие мощности. Завод за год выпустил 6275 тонн стали, 118 тонн проката, 276 тонн сварных и 342 тонны бесшовных труб. На восстановление завода ушел всего год.
История завода до 1917 г.
Брянский завод (первое название) стал первым крупным металлургическим предприятием Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Строительство завода стало началом промышленной модернизации города и открыло новую эпоху в жизни Екатеринослава.
Строительство завода поручили инженеру-технологу А. М. Горяинову, который и стал первым директором завода. Известные в Российской империи акционеры П. И. Губонин и В. Ф. Голубев сумели привлечь и поставить на службу отечественной металлургии и трубной промышленности франко-бельгийские капиталы.
Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества был основан 22 мая 1887 года (по дате ввода в эксплуатацию доменной печи № 1). В сентябре того же года была открыта небольшая чугунолитейная мастерская для отливки изделий из чугуна. Весной 1888 года Брянское акционерное общество приступило к строительству бессемеровской и сименс — мартеновских сталелитейных мастерских, началось сооружение рельсовой, листопрокатной и железнодорожной мастерских с 32 пудлинговыми печами и отделением прокатки универсального широкополосного и сортового железа.
22 мая 1888 года первую плавку дала вторая доменная печь, а в октябре — начали осуществлять прокатку металла на мелкосортных и среднесортных станах завода.
17 апреля 1890 года было начато строительство третьей доменной печи, которая сдана в эксплуатацию в 1891 году. В 1890 году завод выплавил 3165844 пуда чугуна (50650 т.).
В этот же периоде начинается строительство мостового отделения (нынешний завод им. Бабушкина) и осваивается производство канализационных труб.В июне 1894 года была заложена и введена в строй доменная печь № 4. Предприятие уже имело законченный металлургический цикл с производством кокса, чугуна, стали литой и фасонной, сортового железа, рельсов различных марок, железнодорожных креплений, мостов, труб и др. металлических изделий.
К 1917 году на Брянском заводе работало 6 доменных, 8 мартеновских печей, 9 прокатных станов (в том числе 5 сортовых), 3 бессемеровских конвертера, вспомогательные и ремонтные цехи.
В период становления Советской Власти из рядов рабочих Брянки выдвинулись замечательные революционеры, руководители революционного движения на Екатеринославщине, такие как П. Аверин, С. Гопнер, П. Яшин, М. Рухман, Г. Петровский, И. Бабушкин и многие, многие другие.

Эта тема закрыта для публикации ответов.