Гост 23121-78 балки подкрановые стальные для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностью до 50 т. технические условия

Алан-э-Дейл       15.09.2022 г.

Содержание

Балки подкрановых путей

БКН-Балки крановая напряженная.БК-балка крановая. Балки БКН производятся по серииКЭ-01-50 «Сборные железобетонные подкрановые балки предварительно напряженные выпуск 2 «Рабочие чертежи подкрановых балок пролетом 12 м для кранов грузоподъемностью 10-30 тонн с натяжением арматуры на упоры», серия заменена сначала насерию 1.426.1-4 «Балки подкрановые железобетонные пролетами 6 и 12 метров под мостовые опорные краны общего назначения грузоподъемностью до 32 тонн.» и далее насерию 1.426.1-8 – «Балки подкрановые железобетонные пролетом 6 и 12 метров для кранов грузоподъемностью 32 тонны для легкого и среднего режима работы».Различие между двумя последними сериями несущественно: габариты балок совпадают, изделия могут изготавливаться в одних и тех же металлоформах. Изменены только места выхода газовых трубок. Несмотря на то, что на сегодня все три серии имеют статус не действующих, такие балки используются в строительных проектах. Главное отличие данных балок от изделий приведенных в подразделе сайта Балки подкрановых путей, в том что они крепятся на колонны . Подкрановые балки специально разработаны для крепления к ним мощных кранов большим весом и грузоподъемностью в том числе козловых, мостовых. Они используются в промышленных зданиях с пролетом 18-30 метров. Высокие требования предъявляются к монтажу: перекос изделий по горизонтали на 10 мм недопустим. Подкрановые балки опираются чаще всего на железобетонные колонны, номенклатура которых представлена тут, они прикрепляются к колоннам разными способами: прикручиваются болтами, свариваются, привариваются с помощью закладных деталей. Подкрановые балки БКН производятся только преднапряженными из тяжелого бетона марок 300,400,500. Балки БКН – бываю только длинной 12 метров. Балки БК – 6 и 12 метров.

Шестиметровые балки БК производятся таврового сечения высотой 800 мм. Двенадцатиметровые — двутаврового сечения высотой 1200 мм, ширина верхнего тавра 650 мм, ширина нижнего – 340 мм. Балки имеют специальные трубки для крепления рельсовых путей. Выбор длинны изделия зависит от шага колонн.

Следующие обозначения в маркировке отражают важнейшие технические характеристики

: Вид напрягаемой арматуры А – арматура из высокопрочной проволки Б – стержневая арматура класса АIII упроченная вытяжкой Длинна: 12 или 6 Нагрузка в зависимости от веса крана: 1,2,3 до 8 Расположение по длинне цеха: С – средняя Т – у температурного шва К – крайняя. Балки БК могут применяться как в помещениях так и на открытых производственных площадках.

Все изделия изготавливаются строго в соответствии с ГОСТ

, предоставляются паспорта и сертификаты. В нашей компании вы можете купить балки по разумной цене, с соблюдением всех вышеперечисленных норм и требований. Мы предлагаем только качественный железобетон.

Крановый путь

Путь мостового крана состоит из основных и вспомогательных элементов. Основными элементами пути мостового крана являются подкрановые балки и рельсы. К вспомогательным элементам пути относятся подрельсовая постель, элементы крепления рельса к подкрановой балке, тормозные балки или фермы, элементы крепления балок к колоннам, концевые упоры. При выборе типа подкрановых балок учитываются нагрузки, величина пролета и режим работы крана.

Подкрановые балки выполняются металлическими или железобетонными. При тяжелом режиме работы и больших пролетах применяются металлические балки, изготовляемые в соответствии со СНиП II-В. 3-72 «Стальные конструкции. Нормы проектирования» и СНиП III-B. 5-62 «Металлические конструкции. Правила изготовления, монтажа и приемки». Железобетонные подкрановые балки применяются для кранов легкого и среднего режимов работы и изготовляются в соответствии со СНиП III-B. l-70 «Бетонные и железобетонные конструкции монолитные, Правила производства и приемки работ» и СНиП III-16-73 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные».

Для крановых путей мостовых однобалочных кранов применяются рельсы железнодорожные узкой колеи по ГОСТ 6368-52* или сталь горячекатаная квадратная с закругленными углами. Прокат крепится с помощью сварки. Типы и сечения рельсов двухбалочных мостовых кранов выбираются в зависимости от грузоподъемности мостового крана и режима его работы.

Применение рельсов при устройстве путей более целесообразно по сравнению с прокатом квадратного профиля, так как крепление рельсов может быть обеспечено наиболее простым и надежным способом, позволяющим в процессе эксплуатации производить рихтовку пути, что учтено Государственным стандартом. При выборе типа рельсов отдается предпочтение специальным рельсам типа KP по ГОСТ 4121-76. Эти рельсы имеют широкую подошву, благодаря чему давление от ходовых колес распространяется по верхнему поясу балки более равномерно. Для кранов с тяжелым режимом работы рекомендуется применять только крановые рельсы KP.

Для кранов грузоподъемностью 10-30 тс легкого и среднего режимов работы применяются рельсы специального профиля КР-70 по ГОСТ 4121-76. В отдельных случаях (при отсутствии рельсов КР-70) допускается применение железнодорожных рельсов Р-38 по ГОСТ 4224-54* для кранов грузоподъемностью 10 тс и Р-43 для кранов грузоподъемностью 20 тс. В пределах одного температурного блока рельсы, как правило, заготовляются в виде одной сварной плети. Сварка рельсов осуществляется встык контактной электросваркой.

Температурные швы в рельсах предусматривают вблизи температурных швов подкрановых балок. Ширина головки рельса принимается меньше расстояния между ребордами ходового колеса на 20-40 мм.

Крепление рельсов к подкрановым балкам выполняется различно в зависимости от типа подкрановых балок (металлические, железобетонные) и режима работы кранов. Обычно применяется сборно-разборное крепление, обеспечивающее возможность горизонтальной рихтовки пути. Правилами по кранам разрешается производить крепление рельсов посредством сварки, но такое крепление применяется для кранов с ручным приводом механизмов, а также для кранов легкого режима работы грузоподъемностью до 30 тс включительно.

Для равномерного распределения нагрузки на пути, смягчения ударов и толчков, а также уменьшения износа и смещения рельса установку рельсов рекомендуется производить на упругой прокладке по всей длине пути. Для этих целей применяются прорезиненные ткани толщиной 8 – 10 мм с двусторонней резиновой обкладкой типа А-1 и А-2 или В по ГОСТ 20-76 «Ленты конвейерные резино-тканевые», а также могут применяться ремни плоские, приводные, тканевые, прорезиненные с двусторонней резиновой обкладкой общей толщиной 8 – 10 мм.

Разработано много новых прогрессивных методов крепления рельсов к подкрановым балкам. К ним относятся, например, крепления с помощью вертикальных металлических ребер, пружины низкомодульных (резино-металлических) прокладок, литой металлической шпалы и др.

Технические показатели, размер и вес двутавра 20

Двутавр № 20 – это профиль, выполненный таким же горячекатаным способом, как и другие балки этого типа. Он имеет форму в виде перевернутой буквы «Н». Двутавровый профиль № 20 производится согласно положению ГОСТа 26020-83, регламентирующего размер и вес двутавра 20, а также в соответствии с госстандартом 19425-74 и 8239-89.

Полная высота профиля составляет 200 мм, показатель его ширины – 100 мм. Стенка профиля имеет толщину 5, 2 мм, а перемычка – 8, 4 мм. Вес 1 метра двутавра 20 равен 21, 04 кг.

Как вариант такой двутавр может быть изготовлен из сварных балок

Важно отметить, что он имеет более широкую сферу применения

Двутавровая балка № 20 предназначена для строительно-монтажных работ, для укреплений секций корпуса здания

Классификация профилей и возможные размеры двутавровой балки 20

Двутавры № 20 могут различаться расположением граней полки. Есть профили с уклоном и параллельные. Грани с уклоном бывают обычные (с углом 6-12%), т.е. без дополнительной маркировки, и с особым расположением. Второй вариант различается по типу маркировки: М и С. Маркировка «М» предполагает использование изделия при устройстве навесных систем сложного типа. Профиль, обозначенный буквой «С», используется при возведении сооружений сложной геометрии или при формировании специфических конструкций.

Двутавровый профиль, у которого грани параллельны, маркируется как «Б», «К» или «Ш». Выше упоминалось, что маркировка с буквой Б – это обычный профиль. К данному виду относится двутавр 20б1, размеры которого следующие: общая ширина балки – 100 мм и полная высота профиля – 200 мм. Стенки такой конструкции по толщине составляют 5, 6 мм, а его полка — 8, 5 мм. Весит погонный метр профиля 20Б1 22,4 кг.

Отметка «К» обозначает колонный профиль, подразумевает использование в ситуациях, когда невозможно применение железобетонных колонн. Профиль с маркировкой «Ш» вполне может выступить самостоятельным компонентом в строительстве. Так, размеры двутавра 20ш1 по ГОСТу следующие: высота – 193 мм, а его ширина равна 150 мм. Показатель толщины стенки балки составляет 6 мм, перемычки – 9 мм. Метровая двутавровая балка этого типа имеет массу 30,6 кг.

Балки можно крепить болтами, заклёпками или сваривать сварочным аппаратом

Возможные размеры и вес двутавровой балки – таблица

Размеры двутавра 20 в длину могут варьироваться от 4 м до 12 м. Размер бывает мерный, немерный, кратный мерному и мерный с остатком, где остаток – это профиль длиной, превышающей 3 м. Таблица позволяет наглядно сравнить размерные характеристики каждого варианта двутавра:

Вид профиля Ширина, мм Высота, мм Толщина полки, мм Толщина стенки, мм Вес 1 м длины, кг
20Б1 100 200 8,5 5,6 22,4
20Ш1 150 193 9 6,0 30,6
20К1 200 195 10 6,5 41,5

Специфика монтажа

Схема работ при монтаже: 1 — монтажный кран, 2 — подмости (люлька), 3 — траверса, 4 подкрановая балка, 5 — лестница; M1 и М2 — места монтажников.

Установка часто происходит прямо с транспортных средств. Монтажников должно быть не менее пяти человек. Данную подкрановую конструкцию поднимают при помощи траверсных крюков. В процессе подъема ее необходимо поддерживать специальными оттяжками. Это дает возможность избежать удара о колонну. Выравнивание происходит при помощи домкрата.

Дальше устанавливают прокладки необходимой толщины, изделие временно закрепляют болтами. После геодезической выверки конструкцию закрепляют уже основательно. Стальные железобетонные балки устанавливаются на колонны зданий или эстакад.

Если этого не будет, то возможно возникновение усилий и торможение кранов. Для снижения шума необходимо на подрельсовые элементы проложить специальные прокладки (также это увеличивает срок службы балок).

Установка и демонтаж

При сборке балочных конструкций надо действовать в соответствии с технологиями и нормативами монтажа. Работы проводятся в несколько этапов:

  1. расчищается площадь для установки;
  2. размещаются треноги, интервал зависит от уровня нагрузки (чем толще опорная плита, тем уже интервал), максимальный шаг составляет 1,5 метра;
  3. монтируются телескопические стойки, на них устанавливаются унивилки или держатели для размещения балок;
  4. горизонтальные ригели крепятся сверху продольных с равным шагом расположения (от 50 до 60 сантиметров), который зависит от нагрузки бетонной смеси и размеров щитов;
  5. на них помещаются щиты боковые, прикрепляются замками, щели закрываются пленкой;
  6. укладываются горизонтальные щиты – непосредственно палуба;
  7. производится финальная выверка конструкции при помощи строительного или лазерного уровня;
  8. если нужно, регулировка проводится за счет коррекции высоты стоек.

Основные различия мостового крана и кран-балки

Многие считают, что это два названия одного и того же устройства. Оба крана действительно относятся к единой категории — технике мостового типа, но имеют различия в комплектации, характеристиках и конструкции. Кран-балка — это упрощенный кран мостовой с облегчённой конструкцией, большей мобильностью и простотой управления. Мостовой оснащён большим количеством дополнительного оборудования, в том числе подкрановыми путями (рельсами). Технически допустимая грузоподъёмность крана может доходить до 320 тонн.

Уже около 40 лет кран-балки и мостовые краны облегчают работу на производстве. В 1980 годах в СССР выпускалось от 6 до 7 тысяч единиц кранов мостового типа. Устройства данного типа по-прежнему очень востребованы.

Классификация двутавров

№ п/п Наименование двутавров Описание
1 2 3
1 Балочные нормальные двутавры Двутавровые профили для элементов строительных кон­струкций, которые работают преимущественно на изгиб; высота профиля нормального двутавра по значению больше, чем ширина полок
2 Двутавры балочные с уклоном внутренних граней полок Балки двутавровые обыкновенные (ГОСТ 8239-89) как и швеллеры, имеют уклон внутренних граней полок и обозначаются номером, соответствующим их высоте в см. В сортамент входят профили от № 10 до № 60. Стенки у крупных двутавров имеют минимальную толщину и по условиям устойчивости достигают 1/55 высоты двутавра.
3 Балочные широкополочные двутавры Двутавровые профили для элементов строительных конструкций, которые работают преимущественно на изгиб; высота профиля широкополочного двутавра равна или близка по значению ширине полок
4 Колонные двутавры Двутавровые профили для элементов строительных конструкций, ко­торые работают на растяжение, сжатие и сжатие с изгибом; как правило, высота профиля колонного двутавра равна или близка по значению ширине полок.
5 Свайные двутавры Двутавровые профили со значительной несущей способностью для эле­ментов строительных конструкций, которые работают на растяжение, сжатие и сжатие с изгибом; как правило, высота таких профилей равна или близка по размеру ширине полок, а толщина стенки и полок равны или близки по значению.
6 Дополнительные балочные, колонные, широполочные (Дб,Дк,Дш) Двутавры дополнительной серии

Балка двутавровая: таблица размеров, вес и размерные характеристики профилей

Современное производство позволяет изготавливать профили различных размеров, из большого количества материалов и в разнообразной конфигурации. Есть возможность выполнения двутавровых балок по индивидуальным параметрам.

Данная статья содержит описание наиболее распространенных в строительстве двутавровых балок. Для наглядности представленной информации и возможности визуального сравнения предлагается таблица размеров двутавровых балок:

Вид профиля Ширина мм Высота мм Толщина полки, мм Толщина стенки, мм Кол-во метров в 1 тонне Масса 1 м длины, кг
10 55 100 7,2 4,5 105,7 9,456
12 64 120 7,3 4,8 86,62 11,54
14 73 140 7,5 4,9 73,09 13,68
16 81 160 7,8 5 62,94 15,89
18 90 180 8,1 5,1 54,50 18,35
18а 100 180 8,3 5,1 50,20 19,92
20 100 200 8,4 5,2 47,53 21,04
20а 110 200 8,6 5,2 44,08 22,69
22 110 220 8,7 5,4 41,06 24,04
22а 120 220 8,9 5,4 38,82 25,76
24 115 240 9,5 5,6 36,57 27,34
24а 125 240 9,8 5,6 34,02 29,40
27 125 270 9,8 6 31,71 31,53
27а 135 270 10,2 6 29,51 33,88
30 135 300 10,2 6,5 27,41 36,48
30а 145 300 10,7 6,5 25,53 39,17
33 140 330 11,2 7 23,67 42,25
36 145 360 12,3 7,5 20,60 48,55
40 155 400 13 8,3 17,56 56,96
45 160 450 14,2 9 15,04 66,50
50 170 500 15,2 10 12,72 78,64
55 180 550 16,5 11 10,79 92,66
60 190 190 17,8 12 9,263 108,0

Таблица размеров двутавра, цена за метр погонный

Экономичность производства двутавровых профилей позволяет выпускать продукцию по доступной для потребителя цене. Высокая надежность изделий при относительно низкой стоимости формирует повышенный спрос на двутавры в широких сферах строительства.

Экономичность изготовления двутавровых профилей позволяет выпускать продукцию по приемлемой цене

Стоимость двутаврового профиля формируется из расчета цены на металл и количества расходного материала, требуемого для изготовления балки. Стоимость просчитывается за каждый метр профиля.

Приобрести двутавры сегодня несложно, гораздо труднее подобрать двутавровые профили, максимально точно отвечающие запросам возводящегося объекта. Руководствуясь данными, представленными в статье, можно сориентироваться в типе, количестве материалов и значительно сэкономить время на расчетах.

ГОСТ 26020-83 Балка нормальная с параллельными гранями полок

Номер балки Размеры Масса 1м, кг Метров в тонне
h b s t
10Б1 117.6 64 3.8 5.1 8.7 114.9
12Б1 120 64 4.4 6.3 10.4 96.2
14Б1 137.4 73 3.8 5.6 10.5 95.2
14Б2 140 73 4.7 6.9 12.9 77.5
16Б1 157 82 4 5.9 12.7 78.7
16Б2 160 82 5 7.4 15.8 63.3
18Б1 177 91 4.3 6.5 15.4 64.9
18Б2 180 91 5.3 8 18.8 53.2
20Б1 200 100 5.6 8.5 22.4 44.6
23Б1 230 110 5.6 9 25.8 38.8
26Б1 258 120 5.8 8.5 28 35.7
26Б2 261 120 6 10 31.2 32.1
30Б1 296 140 5.8 8.5 32.9 30.4
30Б2 299 140 6 10 36.6 27.3
35Б1 346 155 6.2 8.5 38.9 25.7
35Б2 349 155 6.5 10 43.3 23.1
40Б1 392 165 7 9.5 48.1 20.8
40Б2 396 165 7.5 11.5 54.7 18.3
45Б1 443 180 7.8 11 59.8 16.7
45Б2 447 180 8.4 13 67.5 14.8
50Б1 492 200 8.8 12 73 13.7
50Б2 496 200 9.2 14 80.7 12.4
55Б1 543 220 9.5 13.5 89 11.2
55Б2 547 220 10 15.5 97.9 10.2
60Б1 593 230 10.5 15.5 106.2 9.4
60Б2 597 230 11 17.5 115.6 8.7
70Б1 691 260 12 15.5 129.3 7.7
70Б2 697 260 12.5 18.5 144.2 6.9
80Б1 791 280 13.5 17 159.5 6.3
80Б2 798 280 14 20.5 177.9 5.6
90Б1 893 300 15 18.5 194 5.2
90Б2 900 300 15.5 22 213.8 4.7
100Б1 990 320 16 21 230.6 4.3
100Б2 998 320 17 25 258.2 3.9
100Б3 1006 320 18 29 285.7 3.5
100Б4 1013 320 19.5 32.5 314.5 3.2

Балка широкополочная с параллельными гранями полок

Номер балки Размеры Масса 1м, кг Метров в тонне
h b s t
20Ш1 193 150 6 9 30.6 32.7
23Ш1 226 155 6.5 10 36.2 27.6
26Ш1 251 180 7 10 42.7 23.4
26Ш2 255 180 7.5 12 49.2 20.3
30Ш1 291 200 8 11 53.6 18.7
30Ш2 295 200 8.5 13 61 16.4
30Ш3 299 200 9 15 68.3 14.6
35Ш1 338 250 9.5 12.5 75.1 13.3
35Ш2 341 250 10 14 82.2 12.2
35Ш3 345 250 10.5 16 91.3 11
40Ш1 388 300 9.5 14 96.1 10.4
40Ш2 392 300 11.5 16 111.1 9
40Ш3 396 300 12.5 18 123.4 8.1
50Ш1 484 300 11 15 114.4 8.7
50Ш2 489 300 14.5 17.5 138.7 7.2
50Ш3 495 300 15.5 20.5 156.4 6.4
50Ш4 501 300 16.5 23.5 174.1 5.7
60Ш1 580 320 12 17 142.1 7
60Ш2 587 320 16 20.5 176.9 5.7
60Ш3 595 320 18 24.5 205.5 4.9
60Ш4 603 320 20 28.5 234.2 4.3
70Ш1 683 320 13.5 19 169.9 5.9
70Ш2 691 320 15 23 197.6 5.1
70Ш3 700 320 18 27.5 235.4 4.2
70Ш4 708 320 20.5 31.5 268.1 3.7
70Ш5 718 320 23 36.5 305.9 3.3

Балка доп.серии с параллельными гранями полок

Номер балки Размеры Масса 1м, кг Метров в тонне
h b s t
24ДБ1 239 115 5.5 9.3 27.8 36
27ДБ1 269 125 6 9.5 31.9 31.3
35ДБ1 349 127 5.8 8.5 33.6 29.8
36ДБ1 360 145 12.3 18 49.1 20.4
40ДБ1 399 139 6.2 9 39.7 25.2
45ДБ1 450 152 11 15 52.6 19
45ДБ2 450 180 7.6 13.3 65 15.4
30ДШ1 300.6 201.9 9.4 16 72.7 13.8
40ДШ1 397.6 302 11.5 18.7 124 8.1
50ДШ1 496.2 303.8 14.2 21 155 6.5

Балка колонной с параллельными гранями полок

Номер балки Размеры Масса 1м, кг Метров в тонне
h b s t
20К1 195 200 6.5 10 41.5 24.1
20К2 198 200 7 11.5 46.9 21.3
23К1 227 240 7 10.5 52.2 19.2
23К2 230 240 8 12 59.5 16.8
26К1 255 260 8 12 65.2 15.3
26К2 258 260 9 13.5 73.2 13.7
26К3 262 260 10 15.5 83.1 12
30К1 296 300 9 13.5 84.8 11.8
30К2 300 300 10 15.5 96.3 10.4
30К3 304 300 11.5 17.5 108.9 9.2
35К1 343 350 10 15 109.7 9.1
35К2 348 350 11 17.5 125.9 7.9
35К3 353 350 13 20 144.5 6.9
40К1 393 400 11 16.5 138 7.2
40К2 400 400 13 20 165.6 6
40К3 409 400 16 24.5 202.3 4.9
40К4 419 400 19 29.5 242.2 4.1
40К5 431 400 23 35.5 291.2 3.4

Гост 23121-78 — балки подкрановые стальные для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподьемностью до 50 т. технические условия

ГОСТ 23121-78

Группа Ж34

введения 1979-01-01

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 28 апреля 1978 г. № 72

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 1987 г.

Настоящий стандарт распространяется на стальные сварные разрезные подкрановые балки пролетами 6 и 12 м, двутаврового поперечного сечения, составленные из трех листов, устанавливаемые на стальные или железобетонные колонны зданий и открытых крановых эстакад, возводимых в районах с расчетной температурой наружного воздуха минус 65°С и выше и сейсмичностью до 9 баллов включительно.Балки предназначаются для мостовых электрических кранов общего назначения грузоподъемностью до 50 т легкого, среднего и тяжелого режимов работы.Балки должны удовлетворять требованиям ГОСТ 23118-78 и требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящего стандарта.

Характеристика горячекатаных балок

Основной способ, который применяется для производства двутавров — горячая прокатка. Это способ, при котором температура рекристаллизации металла ниже температуры прокатки, что позволяет получить продукцию с высокой точностью размеров.

Основной недостаток, сопутствующий этому процессу — это наличие окалины, которая образуется на поверхности металла.

Для производства профиля применяются рельсобалочные станки. Это высокоточные дорогостоящие станки, на которых, кроме двутавровых балок, прокатывают швеллер, уголки, рельсы широкой колеи.

В зависимости от конечного результата в качестве заготовок применяют блюмы или слябы. Это полупродукт, который является исходным материалом для прокатки на станках, где производится готовый продукт.

На прочность балки влияют:

  • длина конструкции;
  • форма сечения;
  • способ закрепления профиля;
  • вид нагрузки;
  • марка стали.

Для изготовления продукции применяется сталь, имеющая маркировку 09г2с. Эта аббревиатура говорит о том, что в составе металла содержится 0,09% — углерода, 2% — марганца и менее 1% кремния. Так как суммарно химические добавки не превышают 2,5% сталь относится к низколегированным металлам. К достоинству этой марки относится механическая прочность, температурная стойкость, возможность осуществления закалки.

К недостаткам применяемой стали относится склонность к возникновению коррозии. А недостатком проката является снижение несущей способности, если увеличивается длина пролёта.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.