Особенности квадратных гаек

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Обзор видов

Для монтажа конструкций в корпуса с тонкими стенками рекомендуется использование гаек по стандарту DIN 557. В таком варианте отсутствуют острые углы. Один из торцов оснащают фасками, в то время как плоскость другого торца не имеет отклонений от ровной формы. После монтажа гайка будет совершенно неподвижна. Крепеж выполняется путем завинчивания стержневой детали.

DIN 557 относится только к изделиям с резьбой от М5 до М16. При этом применяется класс точности C. Если есть особые формы или уникальные исполнения, можно применять стандарт DIN 962. Приемный контроль производится по стандарту DIN ISO 3269. Размер резьбы М25 исключен из стандарта с 1985 года.

Полезно обратить внимание также на анкерную гайку, соответствующую нормам DIN 798. Подобный тип крепежа находит широкое применение при креплении кровельных конструкций

Обычно его используют в тесной связке с анкерными болтами. Однако, такой крепеж актуален только при незначительных нагрузках. Из-за малого числа витков для ответственных конструкций это решение подходит мало.

Класс прочности гаек по такому стандарту может быть:

  • 5;
  • 8;
  • 10.

Если есть очень высокие требования к качеству соединения, можно применять привариваемые гайки DIN 928. Их изначально проектируют под максимальные требования к качеству крепежа. Особенно актуален подобный метод стыковки в машиностроительной отрасли, где некачественное, ненадежное соединение может обернуться серьезными последствиями. Гайки DIN 928 фиксируются за счет расплавления особых выступов на наконечниках. Поскольку для их изготовления применяют нержавеющие стали, стойкие к кислотам, опасаться наступления коррозии со временем не стоит.

Следует особо отметить кузовные квадратные гайки. По своему устройству они заметно сложнее любого из перечисленных типов. Вопреки названию, это изделие востребовано не только в автомобилестроении и в авторемонте. Его также довольно широко применяют, чтобы крепить кабели, провода и разные иные электротехнические конструкции. Подходит это решение и для плотного стягивания листов.

Благодаря усикам облегчается вставление в специальные проходы. Но это достигается только при прижатии самих «усиков»; когда же они не закреплены, монтаж производится так же, как и с помощью простой гайки.

Установка кузовной квадратной гайки не потребует особых навыков и/или специального инструментария. При достаточной ловкости рук можно обойтись обычными столярными плоскогубцами и отверткой. Еще одним немаловажным «инструментом» окажется некоторое количество терпения. Безусловно, надежность будет не та, что достигается при сварке. Однако технологически такое решение проще и не ослабляет металл.

Маркировка

Важнейшее значение при маркировании любого рода гаек уделяется обозначению их прочности. Этот показатель отображает предельно допустимую нагрузку, которая может создаваться во время эксплуатации. Дополнительно в маркировке показываются габариты конструкции. Прочность исчисляют, учитывая сечение, высоту крепежа и использованный для него материал.

Наибольший уровень прочности имеют гайки классов 4-6, 8-10, а также 12. В таких случаях высота изделия будет не менее 4/5 диаметра. Другой отличительной чертой оказывается крупная резьба. При тех же самых пропорциях высоты и сечения, но с использованием мелкой резьбы, получают крепеж среднего уровня прочности. Его относят к 5, 6, 8, 10 или 12 категориям.

Аналогичный уровень, конечно, должен иметь и болт, потому что иначе стабильное сопряжение невозможно. Наименьшую крепость имеют модели категорий 04 и 05. Их высота может составлять 0,5-0,8 от общего сечения. Расшифровать прочностную маркировку гаек несложно. Первую цифру надо понимать как наименьший уровень нагрузки; второе число увеличивают в 100 раз и получают тем самым номинал напряжения.

Основное назначение и области применения квадратной гайки

Прежде чем приступать к обсуждению отдельного вида таких крепежей, следует немного заострить внимание и на самом определении. Итак, гайка – это крепежный элемент резьбового соединения, фиксация осуществляется путем навинчивания ее на стержень, в качестве которого выступает шпилька, винт или болт

Они бывают разной формы, но сейчас объектом обсуждения будет квадратная. Этот тип является довольно востребованным в разных областях, а все благодаря геометрии, так как появляется возможность не удерживать гайку специальным инструментом после ее установки. Если расположить эту деталь в монтажное отверстие подходящей формы, то она там будет держаться за счет краев стенок, и вы можете свободно вкручивать метизный элемент и даже хорошенько зажать. Такие квадратные гайки можно использовать и вместо стандартных шестигранных элементов, однако, в основном они используют для создания надежного соединения в пазовых узлах.

Из-за нестандартной формы данные крепежные элементы редко используются в быту, однако они нашли себя во многих промышленных областях. Так, очень трудно представить себе без их участия строительство. Причем здесь они используются и в анкерных креплениях (для этого даже разработан специальный вид), и в электрике. Кроме того, квадратные гайки с фаской пользуются невероятным спросом в судо- и машиностроении, станкостроении, самых разных отраслях авиации. В сельскохозяйственной технике они также играют огромную роль, так, например, их применяют при конструировании тракторов, плугов, сеялок и т. д. В общем, это незаменимая деталь на ряде предприятий и, конечно же, в ремонтных мастерских.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.