Двигатель ямз 534: технические характеристики

Алан-э-Дейл       08.04.2022 г.

* * *

В 2010 г. проекту «ЯМЗ-530» присвоена премия «Инновация/ технологический прорыв» лондонского Института Адама Смита. На церемонии награждения отмечалось, что «строящийся в Ярославле завод по производству новых дизелей ЯМЗ станет первым основанным за последние 35 лет в России двигателестроительным предприятием, по уровню технологической оснащенности и автоматизации производства ни в чем не уступающим лидерам мирового автопрома».

Проект «ЯМЗ-530» признан Правительством РФ стратегическим для российского машиностроения.

Автор благодарит за участие в подготовке материала В.К. Фомина, В.В. Спиридонова, (Дивизион «Силовые агрегаты» Группы ГАЗ), Н.Л. Шамаля (ОАО «Автодизель» (ЯМЗ).

Параметр Группа ГАЗ Cummins Deutz MAN Navistar
Двигатель ЯМЗ-536 ISBe 6 BF6M1013FC TCD2013L64V D0836LOH 41/40 D0836LOH 56/55 Acteon
Экологический класс Euro 3, Euro 4 Euro 3, Euro 4 Euro 3 Euro 4 Euro 3 Euro 4 Euro 4
Расположение и число цилиндров Рядное, 6 цил.
Тип топливоподачи CRS Bosch
Рабочий объем, л 6,65 6,7 7,14 7,14 6,87 6,87 7,2
Максимальная мощность, л.с. 185…315 при 2400 мин–1 210…285 при 2500 мин–1 210 при 2300 мин–1 235 при 2300 мин–1 240…280 при 2300…2400 мин–1 240…280 при 2300…2400 мин–1 221…256 при 2200 мин–1
Минимальный расход топлива, г/л.с..ч 142 144 143 143 146 146 н. д.
Максимальный крутящий момент, Н.м 700…1240 при 1300…1600 мин–1 800…970 при 1600 мин–1 1050 при 1400 мин–1 1200 при 1200 мин–1 925…1100 при 1200…1800 мин–1 925…1100 при 1200…1800 мин–1 860…950 при 1200…1800 мин–1
Сухая масса (Euro 3), кг 650 540 572 640 527
Ресурс, тыс. км 900 500 н. д. 700 н. д. н. д. 750
Межсервисный интервал, тыс. км 50 40 н. д. 30 н. д. н. д. 40
Достижение норм Euro 4, Euro 5 EGR SCR SCR EGR EGR

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-534

Серия двигателей ЯМЗ-530 начала выпускаться в 2012 году и состояла из 6-ти цилиндрового ЯМЗ-536 и 4-х цилиндрового ЯМЗ-534, о последнем здесь и поговорим. Это полная копия 536-го, но без 2-х цилиндров. Здесь стоит чугунный рядный блок цилиндров с маслофорсунками и с чугунными мокрыми гильзами. Коленвал с шейками 88 мм и с шатунными шейками 76 мм имеет ход поршня 128 мм. На 534-м стоят шатуны из стали и поршни 105 мм. В итоге мы имеем рабочий объем 4.4 литра.

Накрыт мотор головкой с 4-мя клапанами на каждый цилиндр. Размер клапанов (впуск/выпуск): 36/34 мм. Это нижневальный мотор и распредвал стоит в блоке.
Регулировать клапаны нужно по необходимости, проверять эту необходимость нужно каждые 30 тыс. км. Зазоры клапанов (впуск/выпуск): 0.3-0.4/0.4-0.5 мм.

Здесь применен впрыск Common rail и ТНВД Bosch СР3.3 NH, а давление впрыска 1800 бар.
Версии под Евро-5 оснащаются насосом ЯЗДА 531, давление увеличено до 2000 бар, а турбина заменена на Holset HE200VG.Давление масла на прогретом движке находится в пределах 4.1-5.6 кгс/см2.Этот турбодизель оснащается турбиной ТКР 60.02.02 (BorgWarner S200G) или ТКР 50.09.14 (BorgWarner S100G).

Управляет мотором ЭБУ Bosch EDC7 UC31, а модификации под Евро-5 получили блоки Bosch EDC17 CV44 и Абит М240.

Модификации ЯМЗ 534 и их отличия

1. ЯМЗ-5340 — первая модель на 190 л.с. при 2300 об/мин, момент 710 Нм при 1200-1600 об/мин. Эта версия отвечает нормам Евро-4 и оснащается турбиной ТКР 60.02.02.
— ЯМЗ-53402 — модель под нормы 96-02 для ЗЗГТ-3344.
— ЯМЗ-53403 — модель под Евро-5 для ЛиАЗ-4292 и КАВЗ-4270. Мощность увеличена до 210 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 780 Нм при 1200-1600 об/мин. Двигатель оснащается EOBD, турбиной Holset HE200VG, насосом ЯЗДА 531, имеет увеличенное давление впрыска (2000 бар), ЭБУ М240.
— ЯМЗ-53405 — комбайновый мотор на 200 л.с.
— ЯМЗ-53406 — дизель для различной строительной техники на 190 л.с.
2. ЯМЗ-5341 — тот же 5340, но прошит на 170 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 670 Нм при 1200-1600 об/мин. Стоит на ПАЗ-3204.
— ЯМЗ-53411 — аналог 5341 с OBD вместо EOBD. Устанавливается на Вектор 8.8 и ПАЗ-3204.
— ЯМЗ-53412 — модификация под 96-02 для катеров КС-131М и 110-52.
— ЯМЗ-53414 — CNG-версия 5341 для КАВЗ-4235 и ПАЗ-3204.
— ЯМЗ-53415 — тракторная версия на 190 л.с. для К-708.4 под нормы 96-02.
— ЯМЗ-53416 — дизель на 180 л.с. для строительной техники RM-Terex TG 140 и TX 210. Экологический класс 4 (96-02).
— ЯМЗ-53418 — еще одна версия под 96-02 для погрузчиков на 137 л.с. при 2100 об/мин, момент 710 Нм при 1300-1600 об/мин.
3. ЯМЗ-5342 — версия 5340 с турбиной ТКР 50.09.14. Эта силовая установка развивает 150 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 590 Нм при 1300-1600 об/мин. Ставят его на ПАЗ-4234, 3337.
— ЯМЗ-53421 — тот же 5342 где EOBD заменен на OBD.
— ЯМЗ-53423 — аналог 53403 с турбокомпрессором ТКР 50.09.16, который позволяет развить 170 л.с. при 2300 об/мин, момент 664 Нм при 1200-1600 об/мин. Устанавливают двс на ПАЗ-3204, 3205, 4234.
— ЯМЗ-53424 — версия, работающая на газе. Стоит в автомобилях ПАЗ-3204, 3205, 4234.
— ЯМЗ-53425 — комбайновая модель под экологический класс 4 (нормы 96-02), мощность 180 л.с. при 2200 об/мин, момент 690 Нм при 1300-1600 об/мин. Стоит на Nova S300.
4. ЯМЗ-5344 — аналог 5342 с прошивкой на 136 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 422 Нм при 1200-2100 об/мин. Встречается на ПАЗ-3205 и ГАЗ-3309.
— ЯМЗ-53441 — версия на 150 л.с. для ГАЗон Next под Евро-4.
— ЯМЗ-53442 — аналог 5344 под нормы 96-02 для ГАЗ Садко.
— ЯМЗ-53443 — такой же 53423, но со сниженной до 150 л.с. мощностью. Стоит под капотом ГАЗон Next, Вектор Next и Садко Next.
— ЯМЗ-53444 — газовый мотор на базе 5344 для ГАЗон Next.
5. ЯМЗ-5345 — дизель на базе ЯМЗ-5340, но без EGR, с турбиной ТКР 80-04 и со своей прошивкой. Это позволило получить 240 л.с. при 2600 об/мин и момент 784 Нм при 1400-1700 об/мин. Такие моторы отвечают 4-му экологическому классу (правила 96-02). Устанавливается на МЗКТ-5002 и Аэроход А25.
— ЯМЗ-53452 — аналог 5345 с мощностью 215 л.с. при 2600 об/мин и с моментом 735 Нм при 1400-1700 об/мин. Встречается на МЗКТ-5002.
— ЯМЗ-53455 — комбайновая версия на 160 л.с. для Nova S300.
6. ЯМЗ-5346 — версия 5340 для КАВЗ-4235. Мотор развивает 170 л.с. при 2300 об/мин, крутящий момент 590 Нм при 1300-1600 об/мин.
7. ЯМЗ-5348 — версия для дизель-генераторов.

На пути к совершенству

Конструкторы также предприняли попытки создать конструкцию, которая издавала бы как можно меньше шума, и им это удалось. Для этого со стороны маховика был изготовлен привод на основе шестерен, что позволило минимизировать уровень шума. Конечно, дизельный мотор не может работать, как электромобиль, но результат в нашем случае заметен.

Помимо всех вышеперечисленных особенностей, есть тут еще множество интересных решений. Взять, к примеру, систему вентиляции картерных газов. Она на газовом ЯМЗ-530 полностью закрытого типа. Благодаря этому нет необходимости в её дальнейшем обслуживании. Несмотря на то что двигатель, идущий с завода, не имеет кондиционера, предпускового подогревателя и отопителя салона, все это в дальнейшем можно с легкостью установить, так как все заложено в конструкцию ДВС. Небольшие габариты таким дизельным моторам не свойственны. Но в данном случае это очень хорошо. Ведь небольшая масса и размеры позволяют существенно упростить снятие и установку силового агрегата с кузова автомобиля.

Изюминки

Среди интересных моментов в конструкции «ЯМЗ-530» можно выделить систему охлаждения с возможностью обратного хода. Так, охлаждающая жидкость попадает не привычным для многих образом – снизу вверх, а сверху вниз.


Так, сначала охлаждается самая горячая область – головка блока цилиндров, а затем уже и сами цилиндры. Инженерам удалось добиться с внедрением этой инновации практически максимальной эффективности. Также стоит отметить термическую стабильность размеров узлов и деталей двигателя. Специалисты по тюнингу оценят это. Теперь можно практически без усилий форсировать любой агрегат семейства «ЯМЗ-530».

Инженеры применили в этой силовой установке технологию мокрых гильз. Для производства это оказалось немного неудобно, однако, как показала практика, цилиндры охлаждаются более равномерно. Цилиндропоршневая группа имеет больший ресурс. Если необходимо что-нибудь заменить, нет необходимости растачивать цилиндры под нужный размер. Можно сразу же устанавливать номинальные детали. Ресурс, по заверениям разработчиков, составляет более миллиона километров. Это впечатляющая цифра.

Объединение «Автодизель» (1971−1991)

В соответствии с приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 20 августа 1971 года № 255 в сентябре 1971 года было создано «Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей /Автодизель/». Оно создавалось в целях наращивания выпуска автомобильных дизельных двигателей, повышения их технического уровня, дальнейшего совершенствования специализации и управления производством. Ярославское объединение было специализировано на производстве мощных дизельных двигателей для самосвалов, большегрузных автомобилей, автопоездов и тракторов. В состав объединения вошли: Ярославский моторный завод /головное предприятие/, Ярославский завод топливной аппаратуры и строящиеся в тот момент Ярославский завод дизельной аппаратуры и Тутаевский завод дизельных агрегатов. ЯМЗ и ЯЗТА состояли на самостоятельном балансе. Директор ЯМЗ одновременно является Генеральным директором объединения.

Колонна ЯМЗ на первомайской демонстрации. 1973 г.

«Ярославское объединение по производству автомобильных дизельных двигателей /Автодизель/» было подчинено Главному управлению по производству автомобильных двигателей. Оно утверждало план объединения по всем показателям. Планы по заводам устанавливались головным предприятием. План по объему реализованной продукции и расчетные показатели по объему валовой и товарной продукции по объединению в целом определялись как сумма соответствующих показателей предприятий, входящих в объединение.

Одновременно с реорганизацией и совершенствованием системы управления п/о «Автодизель» шло развитие предприятий, входящих в объединение, менялся их качественный и количественный состав. Приказом МАП СССР № 156 от 08.07.74 года Тутаевский завод дизельных агрегатов включен в число действующих. С 1 апреля 1975 года на ТЗДА введен хозрасчет. Приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 01.07.76 за № 189 введен в строй действующих Ярославский завод дизельной аппаратуры. С 1 января 1977 года ЯЗДА приобрел хозяйственную и юридическую самостоятельность. В связи с увеличившимся объемом строительных, монтажных и ремонтных работ при объединении «Автодизель» весной 1976 года был создан трест «Автодизельстройреммонтаж».

В середине 70-х гг. на предприятиях объединения возрастает выпуск запасных частей к двигателям ЯМЗ и другой аппаратуре. Возникает необходимость в специальном производстве. В мае 1976 года в г. Тутаеве началось строительство экспериментально-ремонтного завода. В марте 1977 в системе п/о «Автодизель» образуется дирекция строящегося ТЭРЗ. В начале 1979 года завод начал функционировать — организуется производственный участок по ремонту двигателей ЯМЗ-240.

Приказ МАП СССР от 06.01.77 № 1 уточнил наименование объединения — с этого времени оно именуется Ярославский моторный завод (производственное объединение «Автодизель»).

В декабре 1978 года в соответствии с Приказом МАП СССР от 28.11.78 № 356 о создании Ярославского объединения по производству топливной аппаратуры «Дизельаппаратура» ЯЗТА и ЯЗДА вышли из состава п/о «Автодизель». На 01.01.80 в состав Ярославского моторного завода (п/о «Автодизель») входили: Ярославский моторный завод — головное предприятие, Тутаевский завод дизельных агрегатов, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод, трест «Автодизельстройреммонтаж».

В апреле 1984 года утверждена новая структура объединения: головное предприятие — Ярославский моторный завод /ЯМЗ/, Тутаевский завод дизельных агрегатов /ТЗДА/, Тутаевский моторный завод /ТМЗ/, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод /ТЭРЗ/, Ростовский агрегатный завод /РАЗ/, трест «Автодизельстройреммонтаж», совхоз «Революция», подсобное сельское хозяйство «Копнинское».

В августе 1990 г. приказом генерального директора в составе ПО «Автодизель» была создана фирма по техническому обслуживанию и ремонту дизельных двигателей ЯМЗ. Производственно-сервисной фирме /ПСФ/ «Автодизель-сервис» был передан отдел гарантийного обслуживания УКК с сетью опорных пунктов, эксплуатационно-ремонтный отдел /ЭРО/, Тутаевский экспериментально-ремонтный завод /ТЭРЗ/ с основными фондами. В это же время из состава ПО «Автодизель» вышел трест «Автодизельстройреммонтаж».

В конце 1992 в самостоятельное подразделение ЯМЗ был выделен пансионат «Лесное», организованный на основе базы отдыха «Лесное». В целях совершенствования управления подразделениями приказом генерального директора в составе объединения был создан инструментальный завод.

Панорама моторного завода

Кабина ГАЗон Next (Некст)

Удобства и нововведения кабины ГАЗон Next:

  • Повышена жесткость (безопасность) отсека водителя и пассажиров
  • Низкий уровень шума в кабине, в том числе благодаря применению опор кабины от производителя Anvis
  • Большая площадь остекления, лучшая обзорность и освещенность в классе
  • Повышена коррозионная стойкость основных деталей (оцинкованные детали, пластиковые крылья)
  • Зеркала увеличенного размера с улучшенной обзорностью и уменьшением «мертвых» зон
  • Электрообогрев зеркал в базовой комплектации
  • Применение оцинкованной стали на всех деталях, подвергающихся максимальному воздействию агрессивных сред
  • Применение пластиковых деталей в составе оперения автомобиля
  • Катафорезное грунтование

Удобство в салоне автомобиля:

  • Держатели бутылок: 2 по 1,5 л в панели + 2 по 1,5 л в обивке дверей
  • Подстаканники: 2 наружных + 1 скрытый(унифицированный под установку пепельницы)
  • Ящик вещевой – хранение дорожных карт, книг и документов формата А4
  • Ящики с крышкой для хранения документов формата А4 и для мелких вещей
  • Открытые ящики в обивках дверей
  • 2 отделения для хранения инструментов в подножках дверей
  • Опция: потолочная консоль с плафоном и отсеком размера 1DIN – место или под установку тахографа
  • Новое подрессоренное сиденье водителя TIS обеспечивает высокий уровень комфорта и снижение утомляемости водителя Подлокотники в базовой комплектации
  • Подогрев сидений и поясничный подпор (опция)

Регулировки сиденья:

  • Механической подвески

Продольная
Раздельно высоты передней и задней части подушки
Угла наклона спинки
Жесткости поясничного подпора (опция)
Подголовника по высоте
Климатическая установка DELPHI:

  • Опция «кондиционер» доступна с 2020г.

Высокая эффективность
Низкая шумность
Рециркуляция
Наличие салонного фильтра
Удобный и эргономичный пульт управления климатической установкой
Электростеклоподъемники Brose в базовой комплектации
Система запирания дверей Kiekert:

  • Центральный замок в базовой комплектации

Современный внешний вид
Надежная конструкция
Удобные для захвата рукой и прочные наружные ручки
Сигнализатор открытия двери
Стеклоочистители

  • Длина щетки 550 мм, возможна установка щетки 650 мм

Форсунки стеклоомывателя на рычагах щеток снижают расход жидкости на 30%
Жесткая трубчатая конструкция обеспечивает плавность движения щеток по стеклу
Мотор-редуктор стеклоочистителя высокой мощности и надежности фирмы BOSCH
Бачок омывателя объемом 5 л

Фары и задние фонари автомобиля:

  • Фары Automotive Lighting Современный дизайн
  • Высокий уровень освещенности
  • Простота и удобство при замене ламп
  • Дневные ходовые огни с автоматическим включением при включенном зажигании
  • Применены современные лампы Osram, General Electric с увеличенным на 25% ресурсом
  • Электрокорректор фар

Задние фонари TruckLite

  • Задние фонари обновленного дизайна TruckLite (Великобритания)

Герметичные разъемы сбоку, исключающие дефекты в период эксплуатации
Высокий уровень защиты от грязи
Применены современные лампы Osram, General Electric с увеличенным на 25% ресурсом
Оригинальное крепление задних фонарей на специальных кронштейнах на раме
Защищены противоподкатным брусом от разрушения

Конструкция

Размерность цилиндра 1,1 л и диапазон мощностей нового семейства типичны для современной мировой практики создания двигателей транспортных средств полной массой от 8 до 33 т. Для снижения токсичности применена рециркуляция отработавших газов (EGR).

В конструкции использовано несколько десятков технических решений, которые патентует ОАО «Автодизель». Инновационны и принципиальные решения. Так, оригинальная схема системы охлаждения «сверху вниз» гарантирует подвод охлаждающей жидкости к самым теплонапряженным местам – межклапанным перемычкам и верхним частям гильз цилиндров, равномерно распределяя потоки охлаждающей жидкости по цилиндрам. Это обеспечит надежный отвод тепла при экстремальных форсировках.

Электронные системы управления двигателем и системой подачи топлива обеспечивают как настраиваемое соответствие экологическим требованиям, так и адаптацию характеристик мотора для конкретной техники.

Использована система подачи топлива аккумуляторного типа производства R. Bosch GmbH второго поколения (Common Rail 2) с давлением впрыска 1800 бар. Потенциал повышения давления до 2000 бар заложен для модификации Euro 5. Помимо топливной системы в двигателях ЯМЗ-530 используется ряд других импортных компонентов: турбонагнетатель, поршневая группа, поковка коленчатого вала, распределительный вал, детали клапанного механизма, детали и узлы ременного и шестеренного приводов агрегатов, навесные агрегаты (КПТ, ГУР, генератор, стартер).

Соответствие двигателей нормам Euro 5 и в перспективе Euro 6 будет обеспечено путем поэтапного увеличения давления впрыска, увеличения эффективности систем EGR и турбонаддува. К созданию версии Euro 5 завод приступит в ближайшее время, причем конструктивные решения, заложенные в двигателях, позволят сделать это с минимальными затратами.

К сожалению, технологии российской металлургии оказались не в состоянии обеспечить должное качество современного мотора. Западноевропейское точное литье обеспечивает нужные свойства деталей и снижает стоимость дальнейшей механической обработки. Блок изготавливается из серого чугуна СЧ-25, головка цилиндров – из специального чугуна с вермикулярным графитом.

Платформа нового семейства ЯМЗ-530, универсальна: она, по утверждению авторов и заключению зарубежных партнеров проекта, позволяет создавать модификации двигателей для автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и судовой техники, стационарных агрегатов, транспорта силовых ведомств. Не секрет, что для создания тракторной или специальной версии двигателя требуется немало дополнительной работы, не исключающей в отдельных случаях изменение базовых деталей. Но специалисты предприятия гарантируют, что это в любом случае не приведет к принципиальным изменениям конструкции. Таким образом, в пределах семейства сохранится совместимость большинства узлов и агрегатов.

ЯМЗ-530 – проект, изначально создаваемый в соответствии с требованиями Euro 4, однако для силовых ведомств созданы специальные форсированные модификации, к которым требования по экологии не предъявляются (военные обращают внимание лишь на дымление как демаскирующий фактор). Заявляемый интервал обслуживания увеличен до 50 тыс

км. В зависимости от модификации расчетный ресурс базовых моделей составляет от 900 тыс. до 1 млн. км пробега. Двигатели рассчитаны на масла и топлива, отвечающие российским стандартам.

ЯМЗ-530 – первый в отечественной практике рядный дизель, разработанный в нашей стране за более чем полувековой период. Это продукт, принципиально новый и для самого «Автодизеля»: помимо конструкции применяются инновационные технологии производства, подходы к проектированию и обслуживанию в составе техники. В частности, вывод новых продуктовых линеек привел к кардинальному пересмотру системы сервисного обслуживания.

Масла для двигателей без турбонаддува (Группа масел ЯМЗ-1-97)

ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2

Марка масла Номер стандарта Предприятие-изготовитель
М-10-Г2(к) М-8-Г2(к) ГОСТ 8581-78 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Норси», ОАО «Рязанский НПЗ», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Ангарская нефтехимическая ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»
М-6з/10-В ГОСТ 10541-78 ОАО «Норси», ОАО «УфаНефтехим»
М-6з/12-Г ТУ 0253-011-00151742-95 АО «Кременчугский НПЗ»
Славол М-3042У (М-10-Г2у) Славол М-2042У (М-8-Г2у) ТУ У 13932946.015-96 НПП «Присадки»
Лукойл Стандарт SAE 10W-30, АР SF/CC ТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез»

Примечание

: Для двигателей без турбонаддува допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 — ЯМЗ-5-06 с увеличенным в два раза сроком смены.

1 Описание двигателей семейства ЯМЗ 530

Базовые модели агрегатов этой серии относятся к новому поколению дизельных двигателей малой размерности. Рабочий объем, выпускаемых рядных моторов от 3 до 6 литров с 3, 4 или 6 цилиндрами. Все модели полностью стандартизированы между собой и покрывают мощностной диапазон от 80 до 240 л с.

Подъем и установка двигателя ЯМЗ 534

Мотор ЯМЗ 530 имеет ряд преимуществ перед многими зарубежными и отечественными аналогами по крутящему моменту и мощностным характеристикам. При этом двигатели 530 семейства потребляют меньше топлива. Моторесурс агрегатов составляет до 1млн. км.

Модели силовых агрегатов с шестью цилиндрами ЯМЗ 536 удовлетворяют требованиям Евро 5. Высокие экологические нормативы выполняются за счет использования системы селективного каталитического восстановления (SCR) и селективного каталитического нейтрализатора, которыми оборудуют транспортные средства. Они обладают улучшенными технико-экономическими показателями:

  • по расходу топлива;
  • по расходу масла;
  • расширенный диапазон мощности 220-330 л с;
  • расширенный диапазон крутящего момента 900-1370 Нм.

Силовыми агрегатами 530 серии комплектуется техника различного назначения, выпускаемая многими заводами.

  1. Автобусные заводы – ПАЗ, ЛиАЗ, Волжанин, КАВЗ устанавливают их на автобусы малой и средней вместимости.
  2. Предприятия, производящие автомобили МАЗ, Урал, ГАЗ, ЗИЛ комплектуют свою продукцию также 530 агрегатами.
  3. Востребованы эти агрегаты на тракторных заводах – Владимирском, Липецком, Волгоградском, Алтайском, Онежском и Челябинском.
  4. Заводы Ростова, Таганрога, Красноярска выпускают сельскохозяйственную технику и комбайны с этими двигателями.
  5. Моторы устанавливаются на легкой колесной и гусеничной технике, выпускаемой для МО и МЧС России.
  6. Двигателями этого семейства комплектуются стационарные установки и прочие изделия различного назначения.

1.1 Дизельный двигатель ЯМЗ 534

Ярославский завод применил в этом 4 цилиндровом двигателе, как и в других моделях семейства 530-х принципиально новую систему подачи топлива. Непосредственный впрыск топлива происходит в индивидуальных секциях под высоким давлением.

Секции расположены в блоке цилиндров. Привод производится распредвалом двигателя. Секции ТНВД имеют механический регулятор. Регулировка подачи топлива дублируется электромагнитом с микропроцессорным блоком управления. Турбинный компрессор снабжен перепускным газовым клапаном. Мотор работает с воздухонаддувочными охладителями.

Габариты ЯМЗ 534

Двигатель имеет вмонтированный масляный радиатор и комплектуется 1 или 2 кВт генератором. В задней и передней части двигателя устанавливаются гидравлические шестеренчатоприводные насосы (отключаемые или неотключаемые). В мотор встроен и компрессор пневматических тормозов производительностью до 200 л/мин.

Впускной коллектор оснащен воздушной заслонкой аварийной остановки двигателя с ручным и электрическим приводом. Конструкция картера и маховика выполняется в нескольких вариациях адаптированных под установку коробок передач российского и зарубежного производства.

Двигатель дизель ЯМЗ 534 имеет следующие технические характеристики:

  • тип двигателя — дизельный, четырехтактный, турбонаддувный, с жидкостным и воздухонаддувным охлаждением;
  • количество цилиндров – 4;
  • рабочий объем, л – 4;
  • масса двигателя, кг – 420;
  • габаритные размеры, мм – длина-972, ширина-712, высота-836, высота оси коленвала – 300;
  • диаметр и ход поршня, мм – 102/122;
  • мощность при частоте оборотов 2400 в минуту, кВт/л с – 117/160;
  • mах крутящий момент при частоте вращения 1100—1300 об/мин, Нм/кгс м – 588/60;
  • расход масла, % к расходу топлива – 0,3;
  • min удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л с ч) – 201 (148);
  • рабочий ресурс, тысяч км – 700;
  • периодичность ТО – 1 раз на 20 000 км;
  • уровень внутреннего шума в кабине, дБ – 75.

Для всех моделей двигателя применяется топливный фильтр тонкой очистки Евро 4 WDK 962/1собственного производства с максимальным ресурсом, унифицирован с фильтрами других производителей.

История

Разработка, изготовление и испытания опытных образцов шли в 1995—2002 и 2005—2008 годах. К 2009 году была произведена опытная партия двигателей для проведения стендовых и дорожных испытаний и велось строительство завода. Запуск завода по производству дизелей в заволжской части Ярославля состоялся 23 ноября 2011 года. Предполагается, что до 2014 года ЯМЗ будет собирать 25 тысяч двигателей в год, а после увеличит объёмы в два раза.

ЯМЗ-534
Производитель: ОАО «Автодизель»
Тип: дизельный
Объём: 4430 см3
Максимальная мощность: 136-190 л.с., при 2300 об/мин
Конфигурация: рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров: 4
Клапанов: 16
Экологические нормы: Евро 4
Ход поршня: 128 мм
Диаметр цилиндра: 105 мм
Степень сжатия: 17,5
Система питания: непосредственный впрыск / CR
Охлаждение: жидкостное
Материал блока цилиндров: чугун
Ресурс: 700-1000 тыс. км.
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1 – 3 – 4 – 2
Рекомендованное топливо: дизельное топливо

В марте 2010 года Институт Адама Смита наградил ярославский моторный завод «Автодизель» премией в номинации «Лучшая инновация/технологический прорыв» за осуществление проекта по разработке семейства двигателей ЯМЗ-530.

Производство и рыночные перспективы

Пуск опытно-серийного производства намечен на сентябрь 2011 г. и приурочен к 95-летию завода «Автодизель». Новое производство будет называться «цехом по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530» в составе ОАО «Автодизель». Проектная численность персонала при полной загрузке мощностей первой очереди – 1250 человек, из них порядка 10% – ИТР.

В настоящее время имеется подтвержденный спрос на 4- и 6-цилиндровые модели в процентном соотношении 54:46. Потребителями 4-цилиндровых двигателей станут ПАЗ, производящий городские и пригородные автобусы малого класса, а также ГАЗ, производящий средние грузовики. На смену V-образным двигателям на тяжелой грузовой технике, выпускаемой МАЗом, АЗ «Урал» и ЛиАЗом, должны прийти 6-цилиндровые двигатели.

Двигателями ЯМЗ-530 предполагается комплектовать и военные автомобили. Это как традиционные для заказа МО РФ – семейства «Тигр-М», специальная полицейская машина СПМ-3, спецтехника на базе автомобилей «Урал», так и принципиально новые – «Урал-43206» 4х4, «Каратель» ГАЗ-29651, «Волк» ВПК-3927. По последним данным, ОАО «АМЗ» уже выпущена опытно-промышленная партия из 34 автомобилей с двигателем ЯМЗ-5347-10.

Рынок средних дизельных двигателей в мощностном диапазоне 100…300 л.с. сегодня один из самых быстро растущих. ОАО «Автодизель» своевременно входит в этот сегмент с очень перспективной продукцией.

Таблица наглядно показывает существенные преимущества ЯМЗ-530 Euro 4 перед конкурирующими аналогами.

Группа ГАЗ стремится обеспечить потребителям стабильные и предсказуемые конкурентоспособные цены на двигатели ЯМЗ-530 на всех стадиях развития проекта. Несомненно, инфляция будет увеличивать стоимость, в первую очередь импортных компонентов. Локализация позволит снизить влияние этого фактора, и Группа ГАЗ готова взять на себя значительную часть серьезных инвестиций, которые для этого потребуются.

В ближайшие годы, если тенденции развития автомобильной промышленности подтвердятся, будет произведено и реализовано до 40 тыс. двигателей ЯМЗ-530 в год. При необходимости завод сможет увеличить производство на создаваемых мощностях до 52 тыс. в год за счет введения дополнительных смен. В целом же проект предусматривает перспективу наращивания производства до 80 тыс. двигателей в год.

За десятилетия, прошедшие с момента распада СССР и социалистической кооперации, положительный имидж ярославских моторов на внешних рынках был в значительной мере утрачен. На некоторых из них продукция ЯМЗ оказалась полностью вытеснена конкурентами. Задача предприятия сегодня – вернуть утраченные позиции. Это не абстрактные надежды. Начинать возрождение марки планируется со стран, где условия развития автомобильной отрасли близки к российским условиям. Уже сегодня завод ведет переговоры о крупных поставках двигателей ЯМЗ-530 с несколькими авторитетными автопроизводителями из стран Азии.

В развитых странах Европы и Северной Америки уже действуют нормы Euro 5, а перспективные разработки ведутся для двигателей версии Euro 6. ЯМЗ-530 создан прежде всего для российского рынка, на котором нормы Euro 4 полностью вступают в силу только в 2012 г

Такая ситуация сходна со многими странами с развивающейся экономикой, которым уделялось особое внимание при оценке экспортного потенциала проекта. На динамично развивающийся макросегмент средних рядных двигателей делают сегодня основную ставку в расширении рынка все без исключения крупнейшие транснациональные компании отрасли, и ярославский проект имеет высокий потенциал востребованности

Но, по мнению специалистов Группы ГАЗ, проект может заинтересовать в дальнейшем и потребителей из других стран. Характеристики, конструкция и цена двигателя весьма конкурентоспособны. Возможности доработки до требований Euro 6 заложены в техническом задании. В ходе реализации двух проектов – ЯМЗ-650 и ЯМЗ-530 – накоплен опыт партнерства с ведущими мировыми инжиниринговыми центрами. Известно, что проектирование новой техники начинается именно с силового агрегата, и в основу разработки закладывают уже хорошо зарекомендовавшие себя разработки. Так что время на реализацию этих планов потребуется. Но именно здесь наша страна имеет реальные шансы прорваться на внешние рынки не с сырьем, а с предложением высокотехнологичного продукта, созданного в России.

Эксплуатация и обслуживание двигателя

Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:

  1. Технические характеристики мотора.
  2. Принципы работы и основное устройство двигателя.
  3. Применяемые технологические материалы и жидкости.
  4. Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
  5. Требования по ТО и периодичность его проведения.
  6. Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
  7. Различную справочную информацию.

Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.

Обзор модификаций «ЯМЗ-534» и сфера их применения

По своим возможностям, двигатели «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.

Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».

Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ – электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.

Более предметно обзор конкретного применения модификаций данных моторов выглядит следующим образом:

  • «ЯМЗ-5340» – базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн – Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
  • «ЯМЗ-53402» – разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».

Грузовой автомобиль «Урал-432065» с двигателем «ЯМЗ-53402» (190 л.с)

  • «ЯМЗ-5341» – этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
  • «ЯМЗ-5341/10» – данный мотор используется в качестве силового агрегата для автобусов семейства «ПАЗ-320412», с полной массой до 11-ти тонн. Имеется также специальная модификация «ЯМЗ-5341/11», под установку компрессора кондиционера.
  • «ЯМЗ-5342» – применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
  • «ЯМЗ-5344» – модификация для автобусов марки «ПАЗ-32053».
  • «ЯМЗ-5344-10» – вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
  • «ЯМЗ-53442» – специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
  • «ЯМЗ-534/CNG» – самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе – самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.

Кроме того, с мая месяца 2014 года на заводе было запущено серийное производство форсированной модификации –«ЯМЗ-53472-10», с мощностью 215 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту, специально предназначенной для новых армейских бронированных автомобилей«ГАЗ-233036» (он же «СМП-2 «Тигр»).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.