Содержание
- Классификация сталей для ножей
- Высокопрочный стальной лист для гражданского строительства и тяжелого машиностроения
- Почему графен – материал будущего?
- Конструкционные стали в строительстве
- Почему импортная сталь лучше отечественной?
- Особенности и правила осуществления цементации стали в домашних условиях
- 4. Хром
- Подтверждается полезной нагрузкой
- Состав стали
- Износостойкие стали, их термическая обработка, области применения.
- Сталь для тактических и боевых ножей
- Отечественные стали
- Что такое карбид кремния?
- Подтверждается полезной нагрузкой
Классификация сталей для ножей
Когда мы говорим о таком материале, как сталь, особенно ножевая, следует понимать, что современная промышленность наряду с традиционными технологиями породила огромное количество ее видов, которые различаются как по химическому составу, так и по технологии изготовления. Чтобы не потеряться в этом многообразии, нам следует выделить хотя бы основные понятия. Итак…
По химическому составу стали делятся на углеродистые и легированные:
- Углеродистая сталь представляет собой сплав железа и угля, без добавления каких-либо других элементов. Ее часто называют «черной», или «ржавеющей». Это самый древний вид стали, из которой изготавливались ножи. В целом она отличается высокой прочностью, хорошо принимает и держит заточку, и ее единственный недостаток заключается в том, что она чрезвычайно подвержена коррозии.
- Легированная сталь — та, которую часто называют «нержавейкой», на самом деле не всегда является таковой. Как правило, такая сталь гораздо меньше подвержена коррозии, но это вовсе не значит, что именно она является лучшей сталью для ножа. Главная ее особенность в том, что кроме углерода в сплаве с железом содержатся многие другие элементы, которые могут влиять на ее характеристики самым разным образом.
По технологии изготовления данных сплавов можно выделить довольно много видов стали. Для ножей подходят следующие:
- Сталь, которая получается современным промышленным способом. Это самый распространенный ее тип, который производится методом плавки и штамповки.
- Отдельно из промышленных сталей следует выделить так называемую «порошковую», которая получается не плавкой и штамповкой, а методом порошкового спекания мельчайших частиц металла, что позволяет достичь характеристик, недоступных для обычных промышленных сталей. Из порошковой стали делаются ножи премиум-сегмента, клинки которых обладают особо высокой прочностью, показателями твердости и износостойкости.
- Сталь, которая получается традиционным кузнечным методом. Ее часто называют «кованой», и она высоко ценится.
- Дамаск, как и его близкий родственник — булат, тоже является продуктом кузнечной выделки металлов. Говорят, что дамасская сталь для ножа является одной из лучших, равно как и булатная, но их характеристики в огромной мере зависят от мастерства кузнеца, и сама по себе технология изготовления вовсе не гарантирует высокого качества. Дамасская сталь имеет слоистую структуру, в которой чередуются разные виды металла, а булат обладает особым, «звездчатым» рисунком. Ножи из дамасской стали сами по себе очень красивы, но их свойства напрямую будут зависеть от тех сталей, которые включены в состав слоев.
Высокопрочный стальной лист для гражданского строительства и тяжелого машиностроения
JFE-HITEN 590S/690S производятся с применением технологии контролируемой прокатки (CR) и термомеханического контроля (TMCP) с оптимальным химическим составом, что приводит к высокой свариваемости, вязкости и экономичности. Марки применяются в гражданском строительстве и тяжелом машиностроении, в том числе в регионах с низкими температурами.
JFE-HITEN 780S/980S производятся с закалкой и отпуском с толщиной до 50 мм. Минимальное количество легирующих элементов приводит к хорошей свариваемости и экономичности. Применяются в гражданском строительстве и тяжелом машиностроении.
JFE-HITEN780LE производится с применением ведущих технологий JFE, в том числе технологии контролируемой прокатки и микролегирования. Обладает высокой свариваемостью и низкотемпературную вязкости (-40єС).
Марка (толщина, мм) |
Термо- обработка |
Химический состав (%) | Испытания на растяжение *1) |
Испытания на изгиб (180o)*2) |
Испытания на вязкость по Шарпи (2ммV)*3) |
||||||||||||||||||||||
Толщина, мм | C | Si | Mn | P | S | Cu | Ni | Cr | Mo | V | Nb | B | Seq | Pcm | Толщина, мм |
Предел текучести или гаранти- рованная нагрузка (H/мм2) |
Предел прочности (H/мм2) |
Толщина, мм |
Удли- нение, % |
Образец | Толщина, мм |
Радиус изгиба, образец №1 |
Толщина, мм |
Темп. (℃) |
Погло- щенная энергия (J) |
||
JFЕ-НITEN590SA (6-40) |
CR или ТМСР |
— | ≤0,18 | ≤0,55 | ≤2,00 | ≤0,030 | ≤0,020 | Другие легирующие элементы | ≤0,45 | — | — | ≥450 | 590/710 |
т≤16 16 <т≤50 20 <т |
≥20 ≥28 ≥20 |
№5 №5 №4 |
т≤32 32 <т |
1,5т 2,0т |
— | — | — | ||||||
JFЕ-НITEN590SB (6-40) |
— | ≤0,18 | ≤0,55 | ≤2,00 | ≤0,030 | ≤0,015 | Другие легирующие элементы | ≤0,45 | — | 12 <т | -10 | ≥47 | |||||||||||||||
JFЕ-НITEN590SL (6-50) |
CR или ТМСР |
— | ≤0,16 | 0,20/0,55 | 0,80/1,60 | ≤0,030 | ≤0,015 | — | — | — | ≤0,35 | ≤0,08 | ≤0,05 | — | ≤0,46 | ≤0,22 |
т≤32 32 <т |
≥450 ≥430 |
590/710 570/705 |
т≤16 16 <т≤50 20 <т |
≥20 ≥26 ≥20 |
№5 №5 №4 |
— | 1,5т |
6 <т≤36 36 <т |
-40 -20 |
≥27** ≥27 |
JFЕ-НITEN690S (6-25) |
CR или ТМСР |
— | ≤0,15 | ≤0,55 | ≤2,00 | ≤0,030 | ≤0,015 | Другие легирующие элементы | ≤0,50 | — | — | ≥550 | 690/830 |
т≤16 16 <т |
≥17 ≥25 |
№5 №5 |
— | 1,5т | 12 <т | -10 | ≥47 | ||||||
JFЕ-НITEN780S (6-160) |
Закалка с отпуском |
т≤50 50 <т≤100 100 <т≤160 |
≤0,25 ≤0,20 ≤0,18 |
≤0,55 ≤0,55 ≤0,55 |
≤1,60 ≤1,60 ≤1,60 |
≤0,030 ≤0,030 ≤0,030 |
≤0,015 ≤0,015 ≤0,015 |
— ≤0,50 ≤0,50 |
— ≤0,50 ≤0,50 |
≤0,070 ≤1,50 ≤1,50 |
≤0,30 ≤0,60 ≤0,60 |
≤0,10 ≤0,10 ≤0,10 |
Ti:0,005/0,02 Ti:0,005/0,02 Ti:0,005/0,02 |
≤0,005 ≤0,005 ≤0,005 |
≤0,53 ≤0,61 ≤0,65 |
— |
т≤75 75 <т≤160 |
≥685 ≥665 |
780/930 |
т≤16 16 <т≤32 20 <т |
≥16 ≥24 ≥16 |
№5 №5 №4 |
т≤32 32 <т |
1,5т 2,0т |
6 <т≤20 12 <т≤20 20 <т≤32 32 <т |
— -5 -15 -20 |
— ≥35 ≥35 ≥35 |
JFЕ-НITEN780LE (6-32) |
TMCP |
т≤19 19 <т |
≤0,20 | ≤0,40 | ≤1,40 | ≤0,025 | ≤0,015 | — | — | ≤0,020 | ≤0,15 | ≤0,08 | — | ≤0,005 |
≤0,40* ≤0,43* |
— | — | ≥685 | 780/930 |
т≤16 16 <т≤32 20 <т |
≥16 ≥24 ≥16 |
№5 №5 №4 |
— | 1,5т | 6≤т≤36 | -40 | ≥40*** |
JFЕ-НITEN980S (6-50) |
Закалка с отпуском |
— | ≤0,18 | ≤0,35 | ≤1,20 | ≤0,020 | ≤0,015 | ≤0,70 | ≤2,00 | ≤0,80 | ≤0,80 | ≤0,08 | ≤0,02 | ≤0,005 | ≤0,65 | — | — | ≥885 | 950/1130 |
т≤16 16 <т≤50 20 <т |
≥12 ≥19 ≥12 |
№5 №5 №4 |
т≤32 32 <т |
2,0т 2,5т |
12 <т≤20 20 <т≤32 32 <т |
-10 -25 -30 |
≥35 ≥35 ≥35 |
Примечания: *1) Метод испытаний: JIS Z 2241, Образец: JIS Z 2201*2) Метод испытаний JIS Z 2248, Образец: JIS Z 2204*3) Метод испытаний/Образец: JIS Z 2242*4) CR (controlled rolling): контролируемая прокаткаTMCP (thermo mechanical control process): процесс термомеханического контроля
*C+Mn/6+(Cu+Ni)/15+(cr+Mo+v)/5**6≤т <8,5 ***6≤т<8,519J (1/2 разм.) 20J (1/2 разм.)**8,5≤т <12,5 ***8,5≤т<1224J (3/4 разм.) 30J (3/4 разм.)
Почему графен – материал будущего?
Графен – самый тонкий и прочный материал, известный человеку.
Графен – самый прочный материал, известный человеку. Будучи прозрачным, графен состоит из однослойного атома углерода, расположенного в треугольной решетке и является основным структурным элементом древесного угля, графита и углеродных нанотрубок. По своей прочности графен в 200 раз превосходит сталь. Многообразие химических и физических свойств этого самого прочного материала на Земле обусловлено кристаллической структурой и химической связью атомов углерода, которые и составляют графен. Используют этот поражающий воображение материал в аэрокосмической и автомобильной промышленности. Конечно графен – не вибраниум, однако вполне способен составить ему конкуренцию, учитывая, что в будущем с помощью графена ученые наверняка совершат огромное количество самых разных открытий. Так, с помощью этого сверхпрочного и тонкого материала ученые смогут восстанавливать сломанные кости и даже предотвращать переломы.
Конструкционные стали в строительстве
Конструкционные углеродистые стали, используемые в строительстве, отличаются небольшим объемом легирующих элементов (хрома, марганца и кремния), а также содержанием углерода в пределах 0,1–0,2%. Такие стали, кроме хорошей свариваемости, наделены следующими характеристиками, которые особенно полезны при изготовлении строительных конструкций:
- хорошей ковкостью и жидкотекучестью;
- высокой твердостью и ударной вязкостью;
- оптимальными параметрами относительного удлинения и прочности.
При сооружении мостовых переходов и путепроводов используются стали 10ХСНД, 15ХСНДА, 16Д ГОСТ 6713-91 и другие
Изготовление изделий, используемых в строительной сфере, не из углеродистых, а из низколегированных сталей позволяет значительно сэкономить на используемом сырье (до 30%). Легирование таких сталей не только улучшает их закаливаемость, но и повышает предел их текучести.
Наиболее популярными марками рассматриваемых сталей, которые поставляются в виде сортового проката, листов, полос и прутков, являются:
- 14Г2;
- 15ХСНД;
- 10Г2С1;
- 18Г2;
- 18Г2С;
- 25Г2С;
- 35ГС.
Стали для строительных конструкций
Почему импортная сталь лучше отечественной?
Основным требованием к износостойким сталям являются высокие показатели прочности, твердости и ударной вязкости. При этом материал должен оставаться пластичными, не крошиться и легко поддаваться сварке. Он должен обладать бОльшим сопротивлением к абразивному и контактному износу. Кроме того, необходимо учитывать интенсивность и условия эксплуатации узла или детали (температурный режим, твердость породы, прикладываемое усилие и т.д.).
Износостойкие стали марок Hardox и Swebor являются легированными горячекатанными сталями, которые относят к классу конструкционных высокопрочных сталей твердостью от 350 до 650 HB по Бринеллю. В процессе производства они проходят закалку и отпуск, что повышает устойчивость материала ко всем видам износа.
Выпуск марки Hardox начался в 1974 году шведской компанией SSAB Oxelösund AB. Сталь Swebor начала выпускаться немного позже — в 1982 году одноименной шведской компанией Swebor Stål Svenska AB. Hardox и Swebor является аналогом таких отечественных марок сталей, как 10ХСНД, 30ХГСА, 45Х.
Но почему шведская высокопрочная сталь лучше? Все дело в “чистоте” сплава. Качество стали значительно ухудшается по следующим причинам:
- наличие пленок по границам зерен сплава (легкоплавкие сульфидные включения);
- повышенное содержание углерода на фоне роста степени дендритной неоднородности содержания серы;
- внутрикристаллическая ликвация (неоднородность) фосфора.
Повысить износостойкость и прочность сплава можно глубокой очисткой сырья от фосфора и серы. Однако такой процесс очень дорогостоящий и не все производители готовы его проводить. В том числе и отечественные. Потому, сравнительное содержание серы (S) и фосфора (P) в сплаве уже многое может сказать о качестве износостойкой стали:
- Сталь 10ХСНД – до 0,04% (S); до 0,035% (P);
- Сталь 30ХГСА – до 0,025% (S); до 0,025% (P);
- Сталь 45Х – до 0,035% (S); до 0,035% (P);
- Сталь HARDOX 550 – до 0,01% (S); до 0,020% (P);
- Сталь SWEBOR 400 – до 0,01% (S); до 0,020% (P).
Процесс закалки и отпуска также играет немаловажную роль. Авторская технология, которая предусматривает точный контроль за температурой, временем нагрева и последующим охлаждением водой, делает стали Hardox и Swebor прочнее в сравнении с аналогами (видео процесса можно увидеть тут). Эффективность технологии была подтверждена экспериментальным путем сравнения различных сталей на абразивную стойкость при работе с гранитом, а также при испытаниях на механическую прочность (видео можно посмотреть тут и тут). Исследования показали, что:
- переход от рядовой стали к Hardox 500 или Swebor 500 может продлить срок службы изделия от 3 до 5 раз.
- 82-миллиметровый лист 10ХСНД, 30ХГСА или 45Х служит столько же, сколько и лист стали Hardox или Swebor толщиной 60 мм, что позволяет значительно снижать вес комплектующих, деталей или защиты.
Кроме того, благодаря низкому содержанию марганца и других примесей в сплаве, износостойкие шведские стали легко поддаются резке, гибке и сварке, не выделяя при этом токсичных испарений.
Особенности и правила осуществления цементации стали в домашних условиях
Обычно процедура науглероживания металла происходит на специализированных производственных предприятиях. Есть возможность наладить процесс тем, кто занимается изготовлением стальных или медных изделий в частном порядке.
Цементация стали в домашних условиях подразумевает выбор технологии твёрдой среды.
Технология приготовления смеси
Процесс производства в кустарных условиях твердого карбюризатора осуществляется по следующей схеме:
- раздробить уголь (древесный, лучше всего из березы или дуба) на фракции размером 3-10 мм;
- просеять полученную угольную массу;
- смешать соли (в зависимости от концентрации) и просеять полученную массу до получения однородной смеси;
- соединить угольную и солевую массы одним из 2 способов:
- перемешать в сухом состоянии;
- растворить солевую смесь в охлажденной дистиллированной воде, затем полученный раствор заливается на измельченный уголь.
Пошаговая инструкция цементации в домашних условиях
В изготовленный из нержавеющей стали ящик со смесью помещается обрабатываемая деталь. Необходим правильный расчет количества карбюризатора на размер заготовки.
Подготовка печи, в том числе обеспечение полной герметичности.
Первоначальный, или сквозной прогрев печи до 700 градусов Цельсия
Если цвет поверхности ящика в печи однороден, возможен переход на следующий этап.
Нагрев среды до максимальной необходимой температуры
При обработке конструкций сложной формы важно обращать внимание на равномерность прогрева поверхности с целью избежания появления необработанных участков.
4. Хром
По шкале Мооса, которая измеряет устойчивость химических элементов к царапинам, хром находится в пятерке лучших, уступая лишь бору, алмазу и вольфраму.
Хром ценится за высокую коррозионную стойкость и твердость. С ним легче обращаться, чем с металлами платиновой группы, к тому же он более распространен, поэтому хром является популярным элементом, используемым в сплавах, таких, как нержавеющая сталь.
А еще один из прочнейших металлов на Земле используется при создании диетических добавок. Конечно, вы будете принимать внутрь не чистый хром, а его пищевое соединение с другими веществами (например, пиколинат хрома).
Подтверждается полезной нагрузкой
Применение листового проката из стали Hardox в производстве кузовов грузовых автомобилей, контейнеров или бетономешалок способствует снижению массы машин, что, в свою очередь, положительно сказывается на топливной экономичности, законодательно допустимой полезной нагрузке и даже на габаритах автотехники, уменьшение которых зачастую ведет к снижению расхода топлива.
Чем легче кузов машины, тем больше груза можно на ней перевезти. Так, например, грузоподъемность облегченного мусорного контейнера из стали Hardox повышается на 10-20%, а в отдельных сферах применения — еще больше.
Повышение грузоподъемности, а значит, и полезной нагрузки позволяет сократить число рейсов за смену. Чем меньше собственная масса автомобиля, тем ниже расход топлива, а значит, и эксплуатационные затраты. Дополнительные преимущества дает возможность полной вторичной переработки отслуживших свое изделий из листового проката без потери свойств и снижения технико-эксплуатационных характеристик стали Hardox.
Так что, если вам нужно сдвинуть гору с места, вырыть траншею или перевезти крупнотоннажный груз, положитесь на сталь Hardox, которая способна сделать окружающий нас мир устойчивее, легче и чище.
Состав стали
Здесь мы рассмотрим основные элементы, входящие в состав металла, из которого делаются клинки. Ниже представлены компоненты, входящие в состав большинства легированных сталей, по мере убывания частоты их использования:
- Железо. Основа, образующая любой сплав, который впоследствии назовут сталью. Его содержание в составе стали для ножей может достигать 99,6 %.
- Углерод. По сути, обычный уголь. Именно он задает ее основные характеристики: способность принимать закалку, кристаллизоваться в твердое вещество, способное выдерживать нагрузки. Минимальный процент содержания углерода для получения такой способности — 0,4 %. Максимальный процент содержания углерода в составе традиционных сталей — 2,13 %.
- Хром. В легированных сталях представляет собой первый и самый основной дополнительный элемент. Именно благодаря ему сталь приобретает сопротивляемость коррозии, почему и начинает порой называться «нержавеющей». Даже малое содержание хрома (до 1,5 %) в составе углеродистых сталей позволяет металлу не ржаветь вглубь. В целом же для приобретения свойств «нержавеющей» сталь должна иметь в своем составе не менее 13 % хрома, и чем больше углерода в составе металла, тем больший процент хрома нужен, чтобы обеспечить устойчивость к коррозии.
- Кремний. В процентном содержании около 1-1,5 % повышает прочность стали, не влияя на упругость и вязкость, но в больших количествах усиливает хрупкость, и делает материал неподходящим для изготовления клинков.
- Марганец. Полезный элемент в составе, при содержании которого в количестве более 1 % в сплаве повышается как твердость, так и износостойкость, и даже стойкость к ударным нагрузкам.
- Ванадий. Улучшает практически все полезные свойства стали, делая ее более твердой, прочной и плотной. В некоторых дорогих порошковых сталях для ножей содержание ванадия может доходить до 10 %, что обеспечивает им беспрецедентные характеристики по сохранению остроты и прочности клинков.
- Молибден. Улучшает пластичные свойства стали, а также делает ее менее чувствительной к нагреву.
- Вольфрам. В природе относится к самым твердым металлам. Его содержание в составе стали добавляет ей твердости. Вольфрам образует сверхтвердые карбиды в ее составе, а также делает сталь нечувствительной к потере закалки при нагреве. Однако этот элемент редкий и довольно дорогой, и сталей с его содержанием немного.
- Никель. Дорогой и редкий металл, повышающий как сопротивляемость коррозии, так и общую прочность стали. Используется редко.
- Кобальт. Довольно полезный элемент для ножевых сталей. Он несколько повышает жаропрочность стали, но главное, увеличивает стойкость к ударным нагрузкам, что всегда полезно для клинков.
Износостойкие стали, их термическая обработка, области применения.
Чтобы материал имел повышенную износостойкость в таких условиях, необходима высокая твердость. Наряду с высокоуглеродистыми сталями в качестве износостойких материалов используют белый чугун, твердые сплавы. Последние имеют исключительно высокую износостойкость.
Особую группу износостойких сталей составляют шарикоподшипниковые стали, имеющие около 1 % C и от 0,6 до 1,5 % Cr: ШХ6 (0,6 % C), ШХ9 (0,9 % C), ШХ15 (1,5 % C) и др.
В качестве износостойкого сплава используется и графитизированная сталь. Такая сталь имеет в своем составе повышенное содержание углерода (1,3…1,75 %) и кремния (1,3…1,75). Благодаря этому часть углерода в стали выделяется в виде графита.
Графитизированные стали применяется для изготовления штампов, калибров, валов.
Износостойкие материалы в условиях действия ударного изнашивания в абразивной струе. Типичными – деталями подвергающимися подобному износу, являются рабочие органидезинтеграторов (мельниц для дробления песка).
Наиболее износостойкими материалами в условиях ударного абразивного износа являются твердые сплавы типа ВК, состоящие из карбидов вольфрама и кобальта при содержании кобальта около 6 % (ВК6), но этот материал очень дорог. Более перспективными являются спеченные стали с карбидным упрочнением, у которых износостойкость помимо карбидов создается упрочняющей термической обработкой.
Износостойкая высокомарганцовистая сталь марки Г13 для работы в условиях изнашивания, сопровождаемого большими удельными нагрузками. Сталь Г13 имеет в своем составе 1…1,4 % углерода и 12…14 % марганца, она имеет аустенитную структуру и относительно низкую твердость (200…250 HB). Сталь Г13 широко используется для изготовления таких деталей, как корпуса шаровых мельниц, щек камнедробилок, крестовин рельсов, гусеничных траков, козырьков землечерпалок и т.д. Склонность к интенсивному наклепу является характерной особенностью сталей аустенитного класса.
35. Шарикоподшипниковые стали. Маркировка, термическая обработка.
Для изготовления тел качения и подшипниковых колец небольших сечений обычно используют высокоуглеродистую хромистую сталь ШХ15 (0.95-1.0% С и 1.3-1.65% Cr), а больших сечений — хромомарганцевую сталь ШХ15СГ (0.95-1.05% С, 0.9-1.2% Cr, 0.4-0.65% Si и 1.3-1.65% Mn), прокаливающуюся на большую глубину. Стали обладают высокой твердостью, износостойкостью и сопротивлением контактной усталости. К сталям предъявляются высокие требования по содержанию неметаллических включений, так как они вызывают преждевременное усталостное разрушение. Недопустима также карбидная неоднородность.
Для изготовления деталей подшипников качения, работающих при высоких динамических нагрузках, применяют цементуемые стали 20Х2Н4А и 18ХГТ. После газовой цементации, высокого отпуска, закалки и отпуска детали подшипника из стали 20Х2Н4А имеют на поверхности 58-62 HRC и в сердцевине 35-45 HRC.
Сталь ШХ6, сталь ШХ15ГС
Ш – индекс данной группы сталей. Х – указывает на наличие в стали хрома. Последующее число показывает содержание хрома в десятых долях процента, в указанных сталях, соответственно, 0,6 % и 1,5 %. Также указываются входящие с состав стали легирующие элементы. Содержание углерода более 1 %.
Шарикоподшипниковые стали — высокоуглеродистые или низкоуглеродистые в цементованном состоянии стали, обладающие высокой твердостью. Легируются обычно хромом.
Сталь для тактических и боевых ножей
Современный маркетинг предлагает огромное количество ножей как для военных, так и для людей, которым просто интересна данная тематика. Если свести все эти ножи к единому знаменателю, то это такие инструменты, которые предназначены для тяжелых работ и должны выдерживать большие нагрузки. Сталь, из которой они изготавливаются, весьма разнообразна и включает в себя как дешевые образцы (440А и ей подобные), так и самые дорогие порошковые стали (вроде той же S35VN или M4).
Насколько оправдано в этом случае использование «порошков» — вопрос спорный. По отзывам, сталь для ножей с характеристиками и показателями такого уровня подходит самая простая, углеродистая, поскольку она обладает максимальной совокупностью полезных характеристик при минимальной цене. И поскольку использование такого ножа подразумевает максимально жесткие условия, вопрос цены очень важен. Поэтому такие образцы сталей, как 65Г или У10, наверное, будут лучшим выбором.
Отечественные стали
Углеродистые:
- У8 (или У8А). Сталь с содержанием углерода около 0,8 %. Самая простая и распространенная в ножеделии, находит массовое применение в кустарном изготовлении ножей. Высокопрочная, хорошо принимает и держит заточку. Буква «А» в ее названии означает сталь высокого качества очистки.
- У10 (или У10А). Аналогичная предыдущей, но с содержанием углерода около 1 %. Прочность чуть ниже, но зато твердость и удержание режущей кромки лучше. Используется при изготовлении ножей для тяжелых работ, в т. ч. армейских и боевых.
- 65Г. Углеродистая пружинно-рессорная сталь. Содержание углерода около 0,65-0,7 %. В отличие от простых «углеродок», данная сталь легирована марганцем и содержит долю процента хрома, благодаря чему у нее отличная прочность, ударная вязкость и упругость, а также большой диапазон показателей рабочей твердости. Ножи из такой стали хорошо держат заточку и являются весьма прочными. Ржавеет она не так активно, как стали марки «У».
- ШХ15. Шарикоподшипниковая сталь. Легирована марганцем и небольшим количеством хрома (1,5 %). Содержание углерода — около 1 %. Является одной из самых сбалансированных углеродистых сталей: легко точится, сохраняет высокую прочность при высокой твердости, хорошую износостойкость и способна держать режущую кромку на малых углах.
- ХВ5 («Алмазная» сталь). Содержит около 1,35 % углерода и довольно много вольфрама (около 5 %). Достаточно прочная, но при этом с плохой ударной вязкостью сталь, способная сломаться при динамических нагрузках. Отличается колоссальной твердостью (до 68 ед. HRc) и износоустойчивостью. Создана только для долгого и агрессивного реза, без поперечных и ударных нагрузок. Довольно интенсивно ржавеет.
- Р6М5 («быстрорез»). Сталь, применяемая для изготовления пил по металлу. Содержит около 0,8 % углерода, 4 % хрома, немного ванадия и большое количество вольфрама (около 6 %). Также легируется молибденом. Довольно интересная сталь, обладающая огромной жаропрочностью, стойкостью удержания режущей кромки и износостойкостью.
- 9ХС. Инструментальная легированная сталь. Содержание углерода — 1 %. Содержание хрома — 1,2 %. Дополнительно сталь легируется кремнием и марганцем. В небольших количествах содержатся никель, ванадий и даже вольфрам (до 0,25 %). Благодаря удачной совокупности элементов сталь обладает выдающимися характеристиками по удержанию заточки, износостойкости и прочности.
- Х12МФ. Инструментальная легированная сталь. Ее часто называют «полунержавеющей». Является одной из лучших сталей для изготовления ножей. Содержит 12 % хрома и 1,5 % углерода. Имеет довольно богатый состав легирующих элементов — молибден, ванадий, марганец, никель и фосфор. Обладает отличной прочностью, износостойкостью, великолепно держит заточку и ударную вязкость на приемлемом уровне. Один из лучших выборов по соотношению цены-качества.
Нержавеющие:
- 40Х13. Легированная сталь нижнего ценового уровня. Содержит 0,4 % углерода и 13 % хрома, как следует из ее названия. Нож из нержавеющей стали такого класса действительно почти никогда не будет ржаветь, но удержание режущей кромки у нее весьма посредственное.
- 65Х13. Из недорогих сортов эта сталь — очень неплохой выбор. Содержит 0,65 % углерода и все те же 13 % хрома. Из-за такой балансировки состава чуть более подвержена коррозии, чем предыдущая. Зато она гораздо лучше держит заточку и в целом является очень неплохой сталью, особенно при хорошей закалке.
- 95Х18. Эта сталь, хоть все еще и относится к среднему уровню цены, по качеству уже существенно выше двух предыдущих. Количество углерода приближается к 1 %, а хрома в этом сплаве уже существенно больше — 18 %, что поднимает как коррозионную стойкость, так и общую прочность клинков.
- 110Х18 МШ-Д. Очень редкая, но особо ценимая среди мастеров сталь. Отличается высочайшим уровнем чистоты, благодаря методике электрошлаковой переплавки. Содержит до 1,1 % углерода и около 19 % хрома. Долгое время сохраняет заточку и показывает высокую прочность благодаря равномерной структуре.
- 40Х10С2М (ЭИ-107). Еще ее называют «клапанной» сталью. Несмотря на невысокое содержание угля (0,4 %), данная сталь является очень хорошим выбором. В ней немного хрома (около 10 %), однако дополнительно она легирована кремнием (около 2,5 %), марганцем и молибденом, что самым положительным образом сказывается на ее прочности и износостойкости.
Что такое карбид кремния?
Природный муассанит – очень красивый минерал
Карбид кремния – это неорганическое химическое соединение кремния и углерода. В природе карбид кремния можно найти в чрезвычайно редко встречающемся минерале муассаните. Муассанит в природе можно найти в некоторых типах метеоритов, а также в месторождениях кимберлита и корунда. Материал используется как имитирующий алмазные вставки в ювелирных украшениях, однако чаще всего карбид кремния используют в автомобильной промышленности, электрических и астрономических приборах
Важно понимать, что практически любой карбид кремния, который используется в промышленности, является синтетическим
Природный муассанит впервые был обнаружен в 1893 году Фердинандом Анри Муассаном в виде шестиугольных пластинчатых включений в метеорите Каньон Диабло в Аризоне. Свое название минерал обрел в 1905 году. Несмотря на то, что на Земле карбид кремния невероятно сложно обнаружить, он широко распространен в космосе. Так, муассанит присутствует в газовых облаках вокруг звезд, богатых углеродом, а также в первозданных метеоритах.
Подтверждается полезной нагрузкой
Применение листового проката из стали Hardox в производстве кузовов грузовых автомобилей, контейнеров или бетономешалок способствует снижению массы машин, что, в свою очередь, положительно сказывается на топливной экономичности, законодательно допустимой полезной нагрузке и даже на габаритах автотехники, уменьшение которых зачастую ведет к снижению расхода топлива.
Чем легче кузов машины, тем больше груза можно на ней перевезти. Так, например, грузоподъемность облегченного мусорного контейнера из стали Hardox повышается на 10-20%, а в отдельных сферах применения — еще больше.
Повышение грузоподъемности, а значит, и полезной нагрузки позволяет сократить число рейсов за смену. Чем меньше собственная масса автомобиля, тем ниже расход топлива, а значит, и эксплуатационные затраты. Дополнительные преимущества дает возможность полной вторичной переработки отслуживших свое изделий из листового проката без потери свойств и снижения технико-эксплуатационных характеристик стали Hardox.
Так что, если вам нужно сдвинуть гору с места, вырыть траншею или перевезти крупнотоннажный груз, положитесь на сталь Hardox, которая способна сделать окружающий нас мир устойчивее, легче и чище.

Эта тема закрыта для публикации ответов.