История бумаги. начало

Алан-э-Дейл       20.10.2022 г.

Книгопечатание — изобретение древнего Китая

Возникновение бумаги, в свою очередь, привело к появлению книгопечатания. Самый древний известный образец печати с деревянных досок – это сутра на санскрите, напечатанная на конопляной бумаге приблизительно между 650 и 670 гг. н.э. Однако первой печатной книгой со стандартным размером считается сделанная во время династии Тан (618-907) Алмазная сутра. Она состоит из свитков длиной 5,18 м. Согласно исследователю традиционной культуры Китая Джозефу Нидэму, методы печати, которые использовались в каллиграфии Алмазной сутры, значительно превосходят по совершенству и изысканности миниатюрную сутру, напечатанную ранее.

Наборные шрифты 

Государственный деятель и учёный-эрудит Китая Шень Ко (1031-1095) впервые изложил способ печати при помощи наборного шрифта в своей работе «Записки о ручье снов» в 1088 г., приписав данное новшество неизвестному мастеру Би Шэну. Шэнь Ко описал технологический процесс производства литер из обожженной глины, процесс печати и изготовление наборных шрифтов.

Переплетная техника

Возникновение печати в девятом веке существенно изменило технику переплетения. Под конец эпохи Тан книга из скрученных свитков бумаги превратилась в стопку листов, напоминающую современную брошюру. Впоследствии при династии Сун (960-1279) листы стали сгибать по центру, делая перевязку типа «бабочки», отчего книга уже приобрела вид современной. Династия Юань (1271-1368) ввела корешок из жесткой бумаги, а позже во времена династии Мин листы стали прошивать нитками. Книгопечатание в Китае внесло большой вклад в сохранение формировавшейся веками богатой культуры.

В глубокой древности в Китае для удостоверения личности чиновника или мастера использовались печать с высеченными фамильными иероглифами вместо подписи. Используются они китайскими художниками и в наши дни. Вырезание иероглифов на каменной печати считалось всегда не только мастерством, но и утонченным искусством. Эти печати и были предшественниками досок, с которых началось книгопечатание. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в., повсеместное же их распространение – к периоду правления династии Сун (X-XIII). Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств. В Китае книгопечатание распространилось в форме ксилографии (печатание с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение печатаемого текста), что позволяло сохранить графические особенности оригинальной рукописи и производить, при необходимости, замену знаков, а также совмещать печатный текст и гравюры. Свой окончательный вид китайская печатная книга пробрела к XVI в., во многом воспроизводя образцы сунской эпохи и имела вид прошитой тетради. А с XVII в. в Китае была освоена техника цветной гравюры.

Изобретения древнего Китая: иллюстрация, приведенная в книге ученого Ван Чжэня (1313), показывает литеры наборной печати, которые расположены в особом порядке по секторам круглого стола.

Современные виды бумаги

История создания бумаги для рисования не претерпела больших изменений. Для творчества все так же востребована шероховатая бумага ручного и промышленного производства. При ее выборе в первую очередь учитывают, какова абсорбирующая способность, как были измельчены волокна. Чем они крупнее, тем более бумага будет махриться при соскабливании.

Офисная легкая бумага в первую очередь предназначена для лазерной или картриджной принтерной печати. Копирование осуществляется по аналогичной технологии. Но раньше для этих целей использовалась копировальная бумага, одна сторона которой покрыта тонким слоем красящего пигмента. Сейчас она применяется только для одновременного дублирования рукописного текста справок и квитанций.

Печать цифровых изображений сильно повлияла на такую вещь, как бумага. Фото, напечатанные на ней, имеют как глянцевую поверхность, так и матовую. Исходя из того, лазерный или струйный принтер, выбирают разные виды бумаги по плотности. Также качество бумаги нужно учитывать при использовании определенных чернил, заправленных в картридж.

Одноразовые бумажные носовые платки более практичны, чем их тканевые собратья. Рулонная туалетная бумага выпускается уже не первый век. А в Америке известен случай, когда вместо рулона выпускались томики дешевой поэзии из мягкой бумаги для гигиенических целей. Некоторых это приводило в недоумение, но производитель изначально задумал совместить эти два процесса.

Бумага картон гофрированного типа изготавливается из относительно дешевого сырья – соломы. Прочность достигается за счет сложенного гармошкой слоя, расположенного между двумя листами картона. Таким образом, давление, оказываемое весом предметов, рассредоточивается за счет упругого слоя, устойчивого к деформациям. Но такой картон имеет видимые включения волокон, из-за пористой текстуры коробки из него деформируются под воздействием воды, хотя во всех остальных случаях они очень удобны для транспортировки.

Для упаковки пищевой продукции используется технология «Тетра Пак». Внутренний слой пакета, контактирующий с влажной средой, покрыт тонким слоем пищевой фольги. А внешний является ярким картоном с глянцевой поверхностью, на который нанесены название, состав и прочее.

Китайский фарфор

Китайский фарфор известен во всем мире и очень ценится за свое необыкновенное качество и красоту, само слово «фарфор» по-персидски означает «царь». В Европе XIII в. его считали великой драгоценностью, в сокровищницах самых влиятельных особ хранились образцы китайского керамического искусства, вставленные ювелирами в золотую оправу. С ним связано немало мифов, например, в Индии и Иране считалось, что китайский фарфор обладает волшебными свойствами и меняет цвет, если в пищу подмешан яд.

Керамическое искусство традиционно хорошо развито в Китае, керамика уже шанского времени (2 тыс. до н.э.) представляет не только историческую, но и художественную ценность. Позднее появились изделия из протофарфора, которые западная классификация относит к так называемым каменным массам, так как он не обладает прозрачностью и белизной. Китайцы, напротив, ценят в фарфоре в первую очередь его звонкость и прочность, поэтому считают протофарфор истинным фарфором. Среди прекрасной керамики танского времени встречаются первые образцы «настоящего» белого матового фарфора. В начале VII в. китайские керамисты научились получать фарфоровые массы, смешанные из полевого шпата, кремния и каолина – важнейшего элемента фарфоровой массы, получившего свое название по горе Гаолин, где его впервые стали добывать. Обжиг фарфоровой массы при высокой температуре позволял получать твердую, белую, просвечивающую керамику. Танская фарфоровая керамика продолжала в своих массивных и округлых формах традиции древних гончаров, однако горлышки в виде птичьих голов и змеевидные ручки, подражающие формам иранских сосудов говорят о заметном иноземном влиянии. Тогда появилось стремление к однотонности поверхности сосуда, развитое впоследствии сунскими керамистами.

Расцвет керамического производства в Китае пришелся на период правления династии Сун. Увеличившийся спрос на фарфоровые изделия породил огромное количество новых печей для обжига и привел к императорскому патронажу производства. С V – VI вв. на севере и юге Китая существовали специальные ведомства, надзиравшие за производством высококачественной керамики. Для сунского фарфора характерны простота и элегантность форм, гладкие монохромные глазури и сдержанность орнаментов. Наиболее тонкая керамика молочно-белого цвета с нежными резными или штампованными узорами называлась керамикой «дин», иногда в состав глазури добавлялись окиси железа и тогда получались черные, коричневые, зеленые, пурпурные или красные сосуды. Значительно позднее, в эпоху Цин популярность одноцветных сосудов привела к появлению практически бесконечного количества цветовых оттенков глазури.

Производство полихромного расписного фарфора началось в правление династии Юань, когда стали делать знаменитую синюю подглазурную роспись по белому фону. В правление династии Мин эта техника усовершенствовалась и стала комбинироваться с пятицветными надглазурными росписями (уцай). Развитие техники цветных эмалей привело к появлению трех «семейств» китайского фарфора. «Зеленое семейство» — это изделия с росписью по белому фону в нескольких тонах зеленого цвета. Обычно на сосудах этого семейства изображали батальные сцены или просто фигуры и цветы. Изделия с цветной росписью по глубоко черному фону назывались «черным семейством». Фарфор расписанный в нежно-розовых тонах с переливами оттенков на сюжет «женщины и цветы» получил имя «розового семейства».

В эпоху династии Мин фарфор стал в некотором роде стратегическим товаром и поставлялся в огромных количествах в страны Европы и Азии, через арабских торговцев попадал даже в Южную Африку. О громадных масштабах экспорта фарфора в эпоху Мин и последующие годы говорит тот факт, что в 1723 г. одному только французскому городу Лориану было продано 350 тыс. фарфоровых изделий. А для многих европейцев и по сей день термин «минская ваза» означает всю китайскую керамику.

Порох

Изобретения древнего Китая – открытие пороха. Всё от фейерверков до  современных артиллерийских снарядов обязаны происхождению  этому. Изобретение пороха началось  с поиска эликсира вечной жизни от имени императора Китая. Алхимики обнаружили, что смеси некоторых видов топлива и руд могут в правильных пропорциях нагреваться и  производить взрыв. Работа алхимиков привела к открытию пороха.

В 1044 исследователь династии Сун написал «коллекцию из наиболее важных открытий военной техники», и в этом тексте он записал три формулы для пороха. Каждая была основана на селитре (нитрат калия), серы и древесного угля. Современный британский ученый Джозеф Нидэм определил их как ранние формулы того, что мы теперь знаем, как изобретение пороха. Формула для пороха достигла арабского мира в XII веке и Европы в XIV веке.

Древние писания  утверждают, что порох был впервые использован для развлечения только с фейерверками, но вскоре использован как военный потенциал. В самом деле ранние известные иллюстрации пушки, датируемые около 1127 были найдены в Китае, во время смены правителей от Северной Династии Сун к Южной династии Сун. К концу правления династии Сун китайцы изобрели многоступенчатые ракеты.

Таким образом, изобретение пороха  можно рассматривать как идея ракеты, которая  положила основы полета человека в космос. Ученый Джозеф Нидэм также свидетельствует о том, что идея взрыва в автономном цилиндре вдохновила через время двигатель внутреннего сгорания.

Изобретение пороха позволило китайцам получить военные победы и  отогнать монголов на протяжении десятилетий от своих границ. Но в конце концов монголы смогли захватить технологию изготовления пороха и включить порох на свое снабжение. Захваченные китайские эксперты стали работать в монгольской армии, и монголы стали расширять свою империю.

Изобретения древнего Китая №7 — Банкнота

  • Бумажные деньги тоже родом из Китая. Их изобрели в VII веке, чтобы уберечь купцов от необходимости носить с собой тяжеловесные монеты, которые, к тому же, служили приманкой для воров.
  • Первые купюры представляли собой расписки, на которых указывалось, сколько денег имеется у торговца. Это были своеобразные векселя, депозитные расписки, где указывалось конкретное имя, чтобы воспользоваться ими мог только законный владелец. В Европе подобную систему независимо от Китая придумали тамплиеры для защиты добра паломников, державших путь в Святую землю, от воров. Но это случилось намного позже, лишь в XII веке.

Путем проб и ошибок

В поисках более легкого, чем глина, материала для письма люди обращались к другим воспринимающим поверхностям. Испытанию на способность служить средством передачи информации подвергались раковины моллюсков, панцири черепах и кости других животных, бамбук и кора деревьев, свинец, медь и золото, шелк, черепица и керамические вазы. Для этой цели писцы пытались приспособить даже утрамбованный влажный песок.

Книга на пальмовых листьях. Лаос, конец XVIII века

Надписи на гадальных костях, обнаруженные близ города Аньян в китайской провинции Хэнань, считают первыми историческими письменами Китая. Литератор династии Хань (206 год до нашей эры  220 год нашей эры) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов. Их с трудом доставили во дворец. Книги на шелке появились в Поднебесной в V веке. У этого материала был другой недостаток  он дорого стоил. Старались использовать даже мелкие его обрезки. Их размачивали, вручную растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на гладкую поверхность, например отшлифованную каменную плиту, и прижимали камнем. Кашица высыхала, превращаясь в лепешку, на которой писали.

Древние народы использовали узелковое письмо. Кипу (кечуа  khipu, исп.  quipu), своеобразная «письменность» инков и их предшественников в Андах, представляла собой сплетения и узелки веревок, изготовленных из шерсти южноамериканских животных  лам и альпак. Подобный способ записи существовал и в Древнем Китае до изобретения иероглифов. Для передачи информации нередко служили вещи, которыми обменивались первобытные племена. Трубка мира, например, символизировала прекращение вражды.

На Востоке в добумажную эпоху приспособили для письма листья деревьев. Их ровные и гладкие части обрезали, сушили, пропитывали маслом. На обеих сторонах металлической иглой выцарапывали знаки. Собрания книг из пальмовых листьев как зеницу ока берегут в библиотеках индонезийского острова Бали, в Лаосе, Таиланде и других странах. Материалом растительного происхождения, использовавшимся с VIII века в Центральной Америке и на Гавайских островах, была тапа. Делали ее из лыка шелковичного бумажного дерева. Лыко промывали, убирали неровности, отбивали молотком, разглаживали, просушивали и заполняли знаками.

С развитием металлургии на Востоке и Западе стали применять для письма металлические пластины. Тонкие полоски свинца скатывали в рулоны. Великую поэму Гомера «Илиада» выгравировали на свинцовых листах. Древнегреческий ритор Дионисий Галикарнасский упоминает о бронзовой стеле в храме Дианы на Авентине с записью договора царя Сервия Туллия с латинскими городами.

Тысячи бронзовых, медных и свинцовых досок с письменами украшали Древний Рим. Древнеримский историк Тит Ливий указывает, что договор, заключенный консулом Спурием Кассием в 493 году до нашей эры, зафиксирован на бронзовой колонне. Памятник римского права «Законы 12 таблиц» выгравирован на бронзе. Римские воины получали бронзовые аттестаты с письменными благодарностями за 25-летнюю службу.В Индии для записи законов и других важных государственных документов выбрали медь. В Государственной библиотеке Монголии есть книга с золотыми буквами на серебряных страницах. Золота в ней 52 килограмма, а серебра 640 килограммов.

Тексты для металла наносили на форму отливки, что было неудобно. Производство пластин занимало много времени и требовало больших затрат. Пластины позволяло себе только высшее сословие. Выход нашли те же римляне. Более дешевым материалом  восковыми табличками из дерева или слоновой кости человечество пользовалось более полутора тысяч лет.

Ничего универсального долго не появлялось. Одни материалы оказывались чересчур тяжелыми, другие хрупкими, третьи отличались дороговизной или требовали слишком больших усилий при обработке.

Отходы в доходы

До «классической» бумаги природа подсказала людям и другие естественные технологии изготовления бумагоподобных материалов из животного и растительного сырья.

Древние индусы открыли процесс образования листа, подобного бумажному, в луже дождевой воды  из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных, например, слонов. Фабрики, где производят такую бумагу по старой технологии, работают в Индии и Индокитае до сих пор. Рядом с крупнейшим центром туризма Чианг Май на севере Таиланда есть музей под открытым небом. Компания Poopoopaper, что можно перевести как «бумага из навоза», демонстрирует там естественный процесс изготовления необычного материала для письма.

Слон  поставщик сырья для производства бумаги

В пище животных много растительных волокон. Это и учли авторы изобретения. После сушки на солнце слоновьи лепешки не пачкаются и не пахнут. За несколько часов варки от субстанции отделяют неволокнистые вещества  листья, грязь, камни. Стоградусная температура убивает бактерии. Вода идет на полив и удобрение садов. Кашицу без химии окрашивают экологически безопасными красителями. Шарики из однородных комочков хранят или транспортируют. По потребности их равномерно распределяют на сетке для сушки. Все, бумага готова к использованию. Процесс может быть не только ручным, но и машинным. На промышленной линии бумага становится более гладкой.

Писцы древности

В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы. Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой. После сушки из крапивных заготовок получалась бумага. Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья.

Иероглифы с камня на папиру

Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы. Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля. Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров.

Дары природы. Крылатые строители

Сколько полезного можно почерпнуть, созерцая мудрость природы! Изучение живых организмов помогает людям разгадывать ее загадки, понять, как устроен мир.

Если присмотреться к тому, что нас окружает, становится ясно  природа часто опережает и удивляет неожиданными изобретениями. Человек не стал бы человеком, если бы не стремился понять их, поставив себе на службу. Так и с бумагой, которая старше, чем принято считать, и существует в естественных условиях миллионы лет. Задолго до людей изготавливать этот универсальный материал «научились» шершни и осы  представители отряда перепончатокрылых (Hymenoptera) семейства настоящие осы (Vespidae).

Бумажное жилище насекомых

Кто хоть раз не наблюдал гудящую суету грозных насекомых возле серых, похожих на кухонные горшки гнезд? Приближаться к ним себе дороже. Велик риск многочисленных укусов. Из чего вьют легкие и прочные осиные гнезда их жужжащие обитатели?

Крылатые строители отнюдь не суетятся. Словно миниатюрные летающие бумагоделательные машинки они тщательно разжевывают старую, омертвевшую древесину, перерабатывая ее в толстую серую бумагу. Это сырье и служит материалом для круглых жилищ хищных насекомых.

Заготавливают его осы на отживших деревьях, пнях, деревянных постройках и столбах. Пятясь назад, насекомое соскребает челюстями кусочки насыщенного целлюлозой древесного волокна, смачивая и размягчая массу богатой белками слюной. Каждый комочек оса бережно переносит на строительную площадку. Там она вновь пережевывает сбор, обильно снабжая содержащимися в слюне склеивающими веществами. Насекомое деловито садится на край ячейки будущего гнезда и, прижав комочек к поверхности, тщательно раскатывает его в полоску.

Множество скрепленных между собой бумажных полосок формирует легкие, но прочные стенки «висячих крепостей»». Эти их качества возникают благодаря белку коллагену, переваренному осой крахмалу, пыльце и воску. Наделенные водоотталкивающими свойствами постройки крылатых «бумагопроизводителей» очень прочны.

Компас

Самые ранние китайские компасы, вероятно, первоначально не были изобретены для навигации, а использовались чтобы гармонизировать окружающую среду и здания в соответствии с геометрическими принципами фэн-шуй. Доказано, что самая ранняя китайская справочная запись магнитного устройства, используемого в качестве «пеленгатора», находится в книге династии Сун, датированной в период с 960 по 1279 год. Самая ранняя запись о фактическом использовании намагниченной иглы для навигации — это книга Чжу Юй «Pingzhou Table Talks», написанная в 1102 году. Изобретение компаса значительно улучшило безопасность и эффективность путешествий, особенно улучшив навигацию в океанах.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Кто снимался в Ямакаси от Miyagi & Andy Panda

В съемках короткометражки принимало участие очень много людей. Большинство из них никогда не были профессиональными актерами. Это местные жители горных регионов Северной Осетии. Но есть несколько явно неслучайных «артистов».

На 40 секунде в кадр попадает юный битмейкер Амиран Кудзаев. Это племянник Мияги. Он принимал непосредственное участие в создании музыки к альбому YAMAKASI.

В дебюте клипа на балконе пятиэтажки можно увидеть старика, отрабатывающего удары на «кукле». Это известный во Владикавказе тренер и мастер единоборств Юрий Тибилов.

Этажом ниже клипмейкеры поселили молодого отца с маленькой дочерью. Это Арнелла Персаева с папой. На лечение именно этой девочки Мияги и Энди Панда собирали средства (160 млн. рублей). Благое дело увенчалось успехом и после реабилитации Арнелла сможет жить полноценной жизнью.

Китай — родина шелка

Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая – Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы – шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия. Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за 2,5 тыс. до н.э. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву. Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда

Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими

Черви – весьма хрупкие создания, подверженные различным заболеваниям: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить. Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило, берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом, получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.

В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы «домашнего шелкопряда», которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка – дикий шелк, его дает гусеница «дикого шелкопряда», который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.