Каменск-уральский металлургический завод

Алан-э-Дейл       10.09.2022 г.

Социальная политика

Ледовый городок КУМЗа (Каменск-Уральский, январь 2009)

КУМЗ на городском карнавале 2011

Исторически сложилось так, что наличие большого количества крупных промышленных предприятий в городе Каменск-Уральский с начала 1950-х годов привело к нехватке кадров и борьбе предприятий как за квалифицированных инженеров, так и за рабочих. Первым аргументом в этой борьбе было решение жилищной проблемы. Рядом с КУМЗом появился относительно изолированный посёлок имени Чкалова. Обычный темп строительства жилья в 1980-е годы составлял около 11 000 м² в год. Для своих сотрудников завод решал проблемы с детскими садами, медицинским обеспечением, досугом:

  • В 1945 году создана центральная площадка с гимнастическим городком, теннисным кортом, беговыми дорожками и местами для волейбола и футбола
  • В 1949 году построен стадион «Металлист»
  • В 1964 году построен заводской Дом спорта «Металлург»
  • В 1966 году открыта заводская поликлиника, в 1967 — детская поликлиника в посёлке Чкалова
  • В 1967 году (по другим данным в 1969 году) введена в строй лодочная станция «Металлист» (единственная в настоящее время действующая лодочная станция в городе).
  • В 1969 году (по другим данным в 1970 году) построен дворец культуры «Металлург»
  • В 1979 году запущен новый терапевтический корпус
  • В 1991 году завод приобрёл загородную базу «Луч» на берегу озера Червяное
  • В 1992 году закончено строительство новой школы с зимним садом в посёлке имени Чкалова

Ежегодно в канун Нового года на площади перед дворцом культуры «Металлург» завод возводит ледовый (снежный) городок, который в праздники открыт для свободного посещения.

Финансовые потери уральского алюминия

Несмотря на систематические неплатежи по договорам, в начале 2018 года КУМЗ приобрёл зарубежные активы давнего торгового и маркетингового экспортного представителя, холдинга Aluminium Silicon Mill Products, в Швейцарии, США и Гонконге. Только за 100 процентов акций уставного капитала швейцарской Aluminium Silicon Mill Products GmbH КУМЗ заплатил два миллиона франков (около 150 млн рублей).

Тем временем кредиторы готовы обанкротить КУМЗ. В конце марта этого года один из них – уфимское микропредприятие «ИнтерПайп» – заявил о намерении обратиться в суд для признания завода несостоятельным. В марте 2019 года КУМЗ заключил договор с «ИнтерПайп» о поставке алюминиевого лома на сумму свыше одного миллиона рублей. Продукцию предприятие получило, но не оплатило.

Совокупный долг КУМЗа, по данным базы «Спарк-Интерфакс», превышает 48 млрд рублей. Долгосрочные обязательства по заёмным средствам – 30 млрд рублей, краткосрочные обязательства по заёмным средствам и кредиторская задолженность – 16 млрд рублей.

То, что уральский актив Вексельберга находится в тяжёлом положении, подтверждают официальные документы предприятия. Первый квартал 2020 года КУМЗ завершил с рекордным убытком в 4,5 млрд рублей.

Для сравнения: в январе – марте 2019 года завод получил 1,4 млрд рублей прибыли. При этом выручка и в этом году, и в прошлом оказалась почти одинаковая: 6,7 млрд рублей и 6,8 млрд рублей соответственно.

– Итоговый убыток в размере 4,5 млрд рублей образовался в результате прочих расходов и доходов. Что они включают, сказать сложно, поскольку подробная отчётность недоступна ни на сайте компании, ни в системе раскрытия информации. Возможно, это расчёты с учредителями, в том числе по поводу инвестиций в прокатный комплекс. Возможно – экологические штрафы, расчёты по кредитам или по ценным бумагам, – прокомментировал Алексей Калачёв.

По информации источников «Октагона» руководство КУМЗ планирует пересмотреть трудовые отношения с 65–200 сотрудниками.

Финансовая ситуация отражается на сотрудниках завода. По словам одного из собеседников «Октагона», в этом году планируется провести трёхэтапное «высвобождение» как минимум 200 человек. По информации другого источника издания, сократят 65 работников, остальных переведут на сдельную оплату труда.

– Такие разговоры ходят не первый год, но в этом решено окончательно. На зарплаты пока вроде хватает, но, со слов руководства, с трудом. Останется ли зарплата на прежнем уровне после перевода на сдельную работу – неизвестно, – рассказал собеседник.

В июле пресс-служба КУМЗа отчиталась об увеличении на 18,5 процента объёмов производства в июне по сравнению с маем и о росте экспортных поставок – на 8,5 процента. Однако точные цифры проседания показателей в первом квартале предприятие называть не стало.

Кто не платит по счетам – платит репутацией

Для
полноты картины надо сказать, что ОАО «КУМЗ», начиная уже с 2015 года,
периодически задерживало оплату по договорам с ООО «Кастом» за оказанные
услуги. Но подрядчик, дорожа отношениями с «алюминиевым» партнером,
прощал ему до времени такие недружественные кульбиты. Но теперь прощать
не намерен. ООО «Кастом» обратилось с иском в Арбитражный суд,
припомнив, что все эти годы, включая и минувший, его могущественный
заказчик пользовался чужими (его) деньгами. И за это должен заплатить
еще и проценты.

И
это ещё – с потерей для «Кастом». Ведь в договоре процент за просрочку
платежа был установлен ниже, чем брать кредит в банке! А деньгами КУМЗ
пользовался со значительной просрочкой – начиная с 2015 года. К тому же
руководство КУМЗа с июня по сентябрь 2018 года ультимативно требовало от
«Кастом» корректировать акты выполненных работ за уже оказанные услуги
задним числом. Таким образом, ООО «Кастом» потеряло почти половину
ежемесячной суммы, начиная с июня 2018 года.

«Исходя
из произведенного расчета за оказанные услуги, ОАО «КУМЗ» обязано
выплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1
412 320,55 рублей. В результате невыполнения с 2015 года ОАО «КУМЗ»
своих обязательств надлежащим образом, в соответствии с нормами
действующего законодательства, ООО «Кастом» требует выплатить денежные
средства в размере 8 600 348,22  рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 412 320,55 рублей. Всего: 10 012 668,77 рублей», – формулируется в претензии.

Напомним: в
списке кредиторов КУМЗа значится сегодня более 300 больших и малых
предприятий. Но если крупным партнерам – подрядчикам и поставщикам
продукции еще под силу пережить несвоевременные платежи, то предприятиям
малого и среднего бизнеса это – удар ниже пояса. Они не вынесут таких
потерь. 

Но,
может быть, алюминиевому заводу просто нечем платить своим партнерам? У
самого карманы пусты? Да нет же, сайт предприятия просто радует новыми
достижениями и крупнейшими инвест-проектами КУМЗа. Сдан в эксплуатацию
новый прокатный стан, ширится сеть дистрибьюторов, растет ассортимент
выпускаемой продукции и прибыль. Значит, деньги есть. Только вот где
они?

Группа
компаний «Кастом» собственными силами принимала участие в строительстве
«Прокатного комплекса» на заводе,  однако оплату до настоящего времени
так и не получила – около 10 миллионов рублей. С 2015 года пытаясь
получить свои заработанные деньги в производстве Арбитражного суда
Свердловской области, участвуя в банкротном деле генерального подрядчика
ЗАО «Мостинжстрой» (ИНН 6668017860).

Командует
КУМЗом Управляющая компания «Алюминиевые продукты», которая базируется в
Москве. Возможно, там и не знают, как недавно назначенный ею
управляющий директор Волвенкин «выдавливает» давних, испытанных
партнеров. Но наверняка там знают, что неоплата задолженности незаконна,
а последствия могут быть печальными для обеих сторон. И больше всех
пострадают люди – работники этих «выдавленных» малых и средних
предприятий. Более 120 сотрудников «Кастом», выведенных с КУМЗа, уже
потеряли работу.

Добавить:
а господин Волвенкин – он кто? Письма подписывает как управляющий
директор, как просто Волвенкин А.Ю., и даже как первый вице-президент.
На все запросы об определении круга должностных лиц, уполномоченных на
решение вопросов на заводе КУМЗ и на подписание документов не было дано
ответов.

С
другой стороны, если все пострадавшие предприятия-кредиторы обратятся в
суд с исками о признании КУМЗа банкротом – что ждет тысячи сотрудников
этого предприятия? Массовые увольнения – это прямой путь к социальному
взрыву и дестабилизации обстановки в сравнительно небольшом городе
Каменске-Уральском. Это прямой вызов президентскому курсу на укрепление
стабильности в обществе. Курсу, который поддерживает и Свердловский
губернатор Евгений Куйвашев, и все здравомыслящие люди. Но куда, в этом
случае, смотрят мэрия и прокуратура?!

Развитие
производства, инновации, инвестиции – все это здорово. Прекрасно, что
это есть на КУМЗе. Можно только гордиться тем, что в небе летают
самолеты, сделанные из уральских сплавов, а в каждом автомобиле есть
минимум десяток деталей, произведенных в этом уральском городе. Но кто
позволил не платить людям, дающим жизнь самому заводу?! Что стоит завод
без этих людей? Железо. Мертвое железо. А брошенные новым руководством
на произвол судьбы люди – это, на наш взгляд, мина замедленного
действия, заложенная самими этими хозяевами под свое же производство.
Под город. Под нас с вами…   

Редакция «РР» будет следить за развитием событий.

Каменск-Уральский металлургический завод реализовал инвестиционный проект, не имеющий аналогов в России

 Прокатный комплекс Каменск-Уральского металлургического завода пущен в эксплуатацию. Торжественная презентация крупнейшего для региона и города инвестиционного проекта состоялась 18 июля, в канун Дня металлурга и 75-летия предприятия. Старт работе комплекса дали первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов, председатель совета директоров КУМЗа Владимир Скорняков.

В церемонии пуска участвовали президент управляющей компания «Алюминиевые продукты» Александр Скорняков, генеральный директор УК «УЗТМ-КАРТЭКС» Ян Центер, заместитель председателя Законодательного собрания региона Виктор Якимов, глава города Алексей Шмыков, представители компаний-поставщиков технологического оборудования и заказчиков завода.

 Для региона и нашего города ввод в эксплуатацию этого современного комплекса по производству изделий и алюминия и алюминиево-литиевых сплавов имеет огромное значение.

― Новый прокатный комплекс по своей технико-технологической оснащенности превосходит все российские и европейские аналоги. Благодаря реализации инвестиционного проекта стоимостью свыше 46 миллиардов рублей, здесь будет выпускаться стопроцентно инновационная продукция, востребованная в авиастроении, космонавтике, судостроении, транспортном машиностроении, ― подчеркнул первый зам губернатора Свердловской области Алексей Орлов. ― Запустив этот проект, мы подтверждаем наш статус промышленной столицы Российской Федерации. А также выполняем поручения Президента по выпуску импортозамещающей продукции».

― Пуск уникального комплекса ― уверенный шаг в будущее. Созданы современные рабочие места, требующие высокой квалификации и глубоких инженерных знаний. Инновационное производство ― отличная мотивация для молодежи, ― отметил глава города Алексей Шмыков.

Идея проекта родилась в 2008 году, реализация началась в 2012, первая его очередь была завершена в 2015 году запуском цеха холодной прокатки.

В 2019 году введена вторая очередь ― цеха горячей прокатки и цеха термомеханической обработки плит.

При полной загрузке комплекса объемы производства проката увеличатся на 166 тысяч тонн в год, себестоимость продукции снизится на 23%, будут созданы 518 новых высокопроизводительных рабочих мест. 300 мест на сегодня уже создано.

С запуском нового комплекса на полную мощность производительность труда на предприятии увеличится почти в три раза.

Завод уже производит самые широкие и длинные плиты и листы в России и Европе.

Как это происходит в реальной жизни, участники презентации увидели своими глазами, совершив экскурсию по участкам прокатного комплекса.

― Сегодня из одной плиты можно сделать крыло самолета без стыковок, что повысит его надежность. Широкий лист можно использовать для широкофюзеляжных самолетов или раскроить его для использования в других отраслях. Вчера на совете директоров мы рассмотрели вопрос об увеличении поставок ведущим авиастроительным корпорациям мира, портфель заказов на следующий год увеличивается в 3,5 раза, ― рассказал председатель совета директоров Каменск-Уральского металлургического завода Владимир Скорняков.

Уже сейчас 50% продукции завода поставляется на экспорт, подчеркнул Владимир Скорняков.

КУМЗ много лет успешно сотрудничает с ведущими авиа и судостроительными корпорациями мира. С пуском прокатного комплекса эти возможности стали еще шире.

В ходе презентации президент УК «Алюминиевые продукты» Александр Скорняков и первый заместитель генерального директора «Туполев» ― директор Казанского авиационного завода им. Горбунова Николай Савицких подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества между АО «КУМЗ» и ведущим отечественным предприятием в области авиастроения «Туполев».

Напомним, с момента старта реализации проекта «Прокатный комплекс» правительство Свердловской области уделяет особое внимание Каменск-Уральскому металлургическому заводу. Проект был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в Уральском Федеральном округе, ему присвоен статус приоритетного проекта Свердловской области по новому строительству с обеспечением налоговых преференций

Облако тегов:

The inter-industry almanacАктивный угольБаталин Ю.П.Деловая Слава РоссииИнженерная академияИнженерыКонкурсМИАМеждународная инженерная академияМежотраслевой альманахОАО РЖДОНПП ТехнологияОбразованиеПромышленная безопасностьРИАРоссийская инженерная академияСтройинвестиндустрияСудостроениеСъезд инженеров РоссииЭнергетикаЭтологияарктический шельфбиотехнологииинженерно техническое образованиеинновацииинновационные проектыконкурс Деловая слава Россиикосмические технологииметаллургиянауканефтегазовые технологииновостипромышленностьстроительствосъезд инженеровтехнологиицмкб алмазэкономикаэнергосбережение

Дважды горевший

Другой амбициозный проект семьи Скорняковых – прокатный комплекс для производства широких листов и плит из алюминиевых сплавов – тоже не оправдал затраты. Реализация проекта началась в 2011 году, для чего КУМЗ изначально привлёк 23 млрд рублей заёмных средств у Газпромбанка. Разработкой занялась итальянская фирма Danieli – она строила станы холодной и горячей прокатки мощностью 260 тыс. тонн. Для КУМЗ и российской экономики в целом это был прорыв.

Как писал «Октагон», сроки запуска прокатного цеха не раз переносились. Сначала озвучивался 2013 год, затем 2016-й. В итоге торжественный запуск состоялся только летом 2019 года. За это время КУМЗ нарастил кредиты перед Газпромбанком до 48 млрд рублей.

В 2017 году глава ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, владеющий 49 процентами акций КУМЗ, обратился к президенту РФ Владимиру Путину с письмом (есть в распоряжении редакции). Он указал, что в 2015 и 2016 годах КУМЗ несколько раз просил Правительство РФ предоставить господдержку проекту «Прокатный комплекс» в форме субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, однако «на все обращения были получены отказы».

Виктор Вексельберг обращался к Владимиру Путину с просьбой оказать господдержку проекту «Прокатный комплекс». Но развития история не получила.

«В период с 2017 по 2025 год для завершения проекта “Прокатный комплекс” и реализации других мероприятий по модернизации планируется инвестировать 25 млрд рублей», – уточнил Виктор Вексельберг в письме на имя президента.

Он попросил главу государства рассмотреть вопрос о возмещении части затрат, а также обеспечить новый прокатный комплекс заказами от предприятий оборонно-промышленного комплекса. Владимир Путин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву указание «предложить варианты поддержки». Но развития история не получила.

Заработать на полную мощность комплекс так и не смог: по информации, которая не афишировалась в СМИ, стан холодной прокатки нового цеха погорел уже через месяц после запуска.

– Ответственность за пожар хотели возложить на Danieli, но итальянцы были не виноваты. Для предотвращения возгорания на подобных производствах устанавливается автоматическая система пожаротушения. Во всём мире используется австрийская, фирмы «Минимакс». Стан не должен был начинать катать без неё, но поджимали сроки с кредитами, руководство подгоняло – запустили без системы. В итоге стан полыхал 35 минут, выгорел почти полностью, – рассказал собеседник «Октагона».

Проблемы возникли и со станом горячей прокатки: для его работы требовалось значительное увеличение литейного производства. Подобных мощностей у завода не было и нет: литейное производство КУМЗ позволяло загрузить только старый американский стан «Кварто», завезённый на предприятие в 1944 году из США по программе ленд-лиза.

Две недели назад, 8 сентября, сгорел и он. По словам собеседника, стан «Кварто» обеспечивал работу как нового прокатного комплекса, так и половины завода. По оценке специалистов, для восстановления стана потребуется не менее шести месяцев и несколько млн долларов.

Череда ЧП на КУМЗ похожа на злой рок. В 2019 году уже через месяц после запуска стан холодной прокатки Danieli нового цеха почти полностью сгорел.

По мнению осведомлённых источников, причины пожара – это «отсутствие грамотного ремонтного персонала, низкий уровень финансирования инженерных и противопожарных служб завода, устаревшее оборудование стана, требующее постоянного и дорогостоящего контроля и квалифицированного ремонта и обслуживания, которого не было на КУМЗ».

На КУМЗ «Октагону» информацию о закрытии производства для оборонной промышленности прокомментировать отказались, сославшись на гостайну. Не представили комментарии и по вопросам кредитов в Газпромбанке, сославшись уже на коммерческую тайну. На вопрос о пожаре, который произошёл после запуска комплекса, не ответили. О последнем возгорании сказали, что «ведётся расследование».

По поводу сокращений на заводе сообщили, что с января по сентябрь 2020 года на КУМЗ «был уволен 31 человек, что составляет менее одного процента среднесписочного состава работников». «По состоянию на 10 сентября приказов на увольнение персонала по сокращению нет», – добавили на Каменск-Уральском металлургическом заводе.

Между тем, по информации собеседника «Октагона», в штате собираются оставить три тысячи человек.

Екатеринбург

История компании

  • 3 июня 1939г. — постановление о строительстве завода.
  • 14 февраля 1942г. — выпущена первая плавка каменского алюминия.
  • 1 сентября 1943г. — пущена в эксплуатацию кузница.
  • 7 ноября 1943г. — выдана первая продукция профильно-прессового цеха.
  • 5 мая 1944г. — окончание строительства завода.
  • 7 апреля 1945г. — выдана первая листовая продукция.
  • 1949г. — выпуск штампованной продукции.
  • 1951г. — введен в строй кузнечно-прессовый цех.
  • 1957г. — введен в эксплуатацию новый литейный цех.
  • 1966г. — запуск линии сварных панелей.
  • 1972г. — пущена первая очередь цеха бурильных труб.
  • 1982г. — введена в строй линия по выпуску посуды с внутренним противопригарным покрытием.
  • 1984г. — запущен стан поперечно-винтовой прокатки.
  • 1989г. — освоено производство параболических зеркал.
  • 1990г. — освоена технология изготовления разъемных штамповок ж/д буксы, автомобильных колес.
  • 1992г. — запущен новый трубосварочный стан.
  • 1993г. — освоена новая линия по производству испарителей.
  • 1994г. — освоена технология скоростного прессования.
  • 1997г. — запущенна линия окраски порошковыми красками и изготовление строительных конструкций.
  • 2000г. — осуществлена доставка жидкого алюминия с «УАЗа».
  • 2003г. — введен в эксплуатацию комплекс оборудования стана горячей прокатки – моталки с захлестывателем.
  • 2004г. — введена линия продольной резки алюминиевых листов.
  • 2004г. — юбилей завода 60 лет.
  • 2004г. — лауреат главной общественной премии страны «Российский национальный Олимп» в номинации «Промышленность. Производство».
  • 2005 г. — начало строительства нового цеха по производству плит для авиакосмической промышленности.
  • 2006г. — КУМЗ получил сертификат системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта AS/EN 9100.
  • 2007г. — на промышленной площадке КУМЗа запущен проект «ЧКАЛОВСКИЙ» по производству авиационных плит.
  • 2008г. — КУМЗ получил сертификат по системе Nadcap.

2019: КУМЗ в 2019 году сократил выручку по РСБУ, но стал прибыльным

За 2019 год выручка от продажи продукции составила 28,728 млрд рублей, что ниже показателя 2018 года (29,312 млрд). Прибыль за год, согласно консолидированной финансовой отчетности, – 1,258 млрд рублей. В отчете о финансовых результатах чистая прибыль – 1,681 млрд рублей, в то время как за 2018 год показан убыток в 447 млн рублей. Предприятие также демонстрирует снижение кредиторской задолженности. По консолидированной финотчетности, объем краткосрочных кредитов и займов сократился с 17,909 до 12,680 млрд рублей. Однако по долгосрочным займам произошел небольшой рост с 27,452 до 27,696 млрд рублей. В первом квартале 2020 года предприятие заявляло о росте объемов выпуска продукции, в марте 2020 года они увеличились на 4,6% к марту 2019 года. КУМЗ включен в перечень системообразующих предприятий Свердловской области.

Несдержанные обещания

В 2011 году КУМЗ начал строительство «не имеющего аналогов в Европе» прокатного комплекса. На нём планировали наладить выпуск инновационной продукции для авиа- и судостроения, космонавтики, транспортного машиностроения.

Инвестпроект получил поддержку Минпромторга РФ, вошёл в стратегию развития металлургической промышленности России до 2020 года и заслужил статус приоритетного на региональном уровне. Последний даёт льготы: пониженную налоговую ставку на прибыль в размере 13,5 процентов и освобождение от налога на имущество в течение пяти лет после его постановки на баланс.

Первую очередь должны были ввести в эксплуатацию в 2013 году, весь комплекс – в 2016 году.

Однако даты пришлось переносить не единожды. Для руководства КУМЗа это каждый раз грозило лишением региональных льгот и потерей 50 процентов акций предприятия – они в залоге «Газпромбанка» до полного погашения кредита. С момента выдачи займов даты окончательных выплат по ним не раз переносились дополнительными соглашениями.

Ситуацию со срывом сроков сдачи первой очереди – цеха холодного проката – был вынужден взять на контроль Денис Паслер, который в тот момент занимал пост свердловского премьера. Генподрядчик ЗАО «Мостинжстрой» и руководство КУМЗа винили друг друга в нехватке финансирования и недостатке рабочих на площадке. Запустили цех только летом 2015-го.

Председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг заверял президента РФ Владимира Путина в том, что прокатный комплекс заработает в 2017 году.

Обещание, данное президенту, он нарушил: первые работы в цехах второй очереди стартовали в 2018 году, а торжественный запуск состоялся только летом 2019-го. Сорвались и амбициозные планы, которые руководство озвучило на церемонии запуска: увеличение производства авиационных плит и листов до 166 тыс. тонн, а портфеля заказов – в 3,5 раза. На проектную мощность предприятие не вышло.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.