Ооо нпо «ммк»

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

Информационные технологии в «Силовые машины»

Целевая архитектура машиностроительного предприятия в Industry 4.0

  • В российском машиностроении отсутствуют условия для перехода к цифровому предприятию, непрерывной поддержки жизненного цикла, Industry 4.0. Не готовы ни «верхи», ни «низы».
  • Трансформация в цифровое предприятие, переход к Industry 4.0 – требование рыночной среды и ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДОРОГОЙ ПРОЦЕСС. Он является своеобразным барьером – отсечкой конкурентов. Однако ее нужно реализовывать, несмотря на отсутствие каких-либо условий.
  • Россия упустил шанс постепенной эволюции к цифровизации и Industry 4.0, поэтому в очередной раз потребуются сверхусилия и жертвы.
  • Требуется реанимация подготовки инженеров – конструкторов и технологов, а также менеджеров среднего и высшего звена (!!!) в высшей школе. Скорее всего в очередной раз потребуется господдержка (как на подготовку, так и на «распределение»).

Уникальные решения для «горячей» части

«Силовые машины» совместно с научными предприятиями продолжают работу над созданием технологии литья для лопаток — еще одного неотъемлемого элемента так называемой «горячей» части турбины. Локализация производства горячего тракта установки считается наиболее сложной задачей в работе по созданию отечественных газовых турбин большой мощности.

«Лопатки ротора газовой турбины работают в достаточно жестких условиях, сочетающих высокие нагрузки и температуры, не характерные для остальных компонентов турбины, — поясняет главный конструктор газотурбинных установок Николай Фокин. — Линейная скорость вершины лопатки достигает 390 метров в секунду, а скорость потока газа — 600 метров в секунду. Температура газа может превышать 1200 °С. Кроме того, материал лопатки должен иметь высокое сопротивление коррозии и эрозии, высоким усталостным напряжениям и ударным нагрузкам. Для производства таких лопаток используются литейные упрочняемые никелевые жаропрочные сплавы с монокристаллической, направленно кристаллизованной или равноосной структурой. Компрессорные же лопатки работают в более щадящих условиях: от их материала требуется высокая прочность до температур порядка 600 °С, высокая ударная прочность и сопротивление усталости».

Производство компрессорных лопаток было освоено «Силовыми машинами» ранее. Сейчас компания работает над созданием технологии литья лопаток горячего тракта. «Мы заключили договор с научным предприятием из контура ОДК (входит в Ростех — прим. ТАСС) на отработку и создание технологии литья наиболее сложных больших лопаток. Партнеры уже приступили к отработке технологии по двум ступеням — третьей и четвертой. Определен поставщик литых заготовок первой и второй ступеней для головного образца. Им также станет отечественное предприятие, работающее в авиационном и оборонном комплексах», — сказал главный конструктор.

При этом остается ряд системных вопросов, в частности — требования к серийности и себестоимости производства, поэтому принято решение о создании производства литых заготовок лопаток из жаропрочной стали на площадях Ленинградского Металлического завода. В настоящее время выполнен технический проект литейного цеха, заказана оснастка для изготовления литых заготовок, идет выбор технологии производства и оборудования. Проект будет реализован в течение 2020–2022 года, чтобы в 2022 году выйти на серийный выпуск литых заготовок и лопаток горячего тракта. В состав литейного производства войдут литейный цех и лаборатория, оснащенная контрольно-измерительной техникой для контроля качества.

История

2018

В 2018 году группа компаний «Силовые машины» направит свыше 3 млрд рублей на расширение и развитие производственных мощностей. Среди основных направлений инвестпрограммы 2018 года продолжение проекта создания нового продукта — первой российской тихоходной турбины для АЭС, расширение и развитие производств, инжиниринг, промышленная безопасность, мероприятия, направленные на улучшение условий труда. Объем инвестиционной программы группы компаний «Силовые машины» в 2013 – 2017 гг. составляет 11,9 млрд рублей.

2012

По данным МСФО, выручка компании (с учетом дочерних предприятий) в 2012 г. составила $2,095 млрд, а чистая прибыль — $377,3 млн.

В феврале 2012 г. ОАО «Силовые машины» завершило сделку по приобретению 100% акций ОАО «ЭМАльянс», которому, в частности, принадлежит мажоритарный пакет таганрогского ОАО ТКЗ «Красный котельщик», специализирующегося на проектировании, производстве и комплексной поставке котельного оборудования для тепловой энергетики, и 100% акций одной из крупнейших европейских компаний по производству котельного и теплообменного оборудования Đuro Đaković (Хорватия).

2002-2008

В марте 2002 г. на базе ЗАО «Энергомашэкспорт» было создано ЗАО «Энергомашэкспорт — Силовые машины», которое в августе того же года сменило организационно-правовую форму на ОАО. В январе 2004 г. к ОАО «Энергомашэкспорт — Силовые машины» были присоединены три крупных петербургских предприятия: ОАО «Ленинградский металлический завод» (ЛМЗ), ОАО «Завод турбинных лопаток» и ОАО «Электросила». С этого момента полное название предприятия – ОАО «Силовые машины — ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт» (сокращенно — ОАО «Силовые машины»). 100% акций ОАО «Силовые машины» принадлежат компании, подконтрольной Алексею Мордашову.

В начале 2008 г. «Силовые машины» консолидировали контрольный пакет акций ОАО «Калужский турбинный завод» (КТЗ); ныне петербургскому предприятию принадлежит около 69% обыкновенных акций ОАО «КТЗ».

Задел на будущее

Первые отечественные газовые турбины большой и средней мощности «Силовые машины» рассчитывают выпустить уже в 2023 году. А их модифицированные версии с улучшенными характеристиками и повышенной мощностью — к концу 2024-го. К этому времени компания будет располагать производственными возможностями по выпуску до восьми таких энергоустановок в год. Пандемия, приведшая к ряду ограничений и мировому кризису, корректив в этот график не внесла.

«Коронавирус не повлиял на наш проект, конструкторское бюро не простаивало ни одного дня, мы оперативно перевели коллектив на удаленную работу, обеспечив необходимый доступ к рабочим материалам и программам. Конечно, отдельные вопросы возникают, но они оперативно решаются и на планы точно не влияют. Наши предприятия работают, проект реализуется в соответствии с графиком», — пояснил Фокин.

Спрос на отечественные газовые турбины в ближайшие годы обеспечит государственная программа модернизации тепловых электростанций (ТЭС), в рамках которой планируется обновить 41 ГВт мощностей на почти 2 трлн рублей. Но для активного участия отечественных производителей оборудования в программе требуется корректировка нормативной документации. Проекты с газовыми турбинами проигрывают на конкурсном отборе проектов модернизации — как более дорогостоящие в сравнении с проектами по модернизации котлов и паровых турбин. Но следует отметить, что эффективность использования природного газа в проектах парогазовых установок с газовыми турбинами в 1,5-2 раза выше в сравнении с традиционным паровым циклом. А это и более низкая себестоимость электроэнергии, и бережное отношение к ресурсам. Спрос на отечественное оборудование поддержит и четкое исполнение главного условия модернизации — использовать импортозамещенное оборудование при обновлении ТЭС.

«Силовые машины» уже начали переговоры с энергокомпаниями о возможности поставок ГТЭ-65 и ГТЭ-170 для проектов госпрограммы. Но для вывода на рынок проверенного оборудования требуется создание экспериментальных станций с инновационными образцами газовых турбин, на которых установки будут работать длительно с выработкой электроэнергии. По словам Николая Фокина, компания готова инвестировать в строительство собственной экспериментальной станции, чтобы «обкатать» машины в различных конфигурациях. Но для этого требуется понятный механизм возврата инвестиций.

Успешное освоение технологии производства газотурбинных установок российским предприятием снизит зависимость отечественной энергетики от импорта больших газовых турбин и повысит технологическую безопасность государства, уверены в «Силовых машинах».

При этом компания не собирается останавливаться на обозначенных типоразмерах газовых турбин, чтобы соответствовать мировым и российским тенденциям развития энергетического комплекса. Запущен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания версий ГТЭ-65 и ГТЭ-170, использующих в качестве топлива водород. Кроме того, «Силовые машины» заявляют о намерении создать мощную газовую турбину Н-класса: концептуальный проект и техзадание уже формируются.

Критика

1 декабря 2011 г. подконтрольная Алексею Мордашову компания «Highstat Limited» приобрела у компании «Siemens» блокирующий пакет (25 %+1 акция) ПАО «Силовые машины», увеличив свою долю в уставном капитале Общества до 95,57 %. Миноритарные акционеры обвинили компанию в том, что в нарушение российского законодательства офшорная компания «Highstat limited» не выставила акционерам «Силовых машин» предложение на выкуп их акций в срок до 5 января 2012 года. Более того, подконтрольный А. Мордашову менеджмент ПАО «Силовые машины» инициировал делистинг акций компании с биржи ММВБ-РТС. В результате данных действий в период с 01 декабря 2011 года по 01 апреля 2012 года цена акций Силовых машин упала с 6,2 рубля до 3,2 рубля, то есть почти на 50 %. Инвестиционное сообщество неоднократно высказывало своё недовольство действиями Highstat ltd, в результате чего миноритарные акционеры начали объединяться в группу с целью противодействия нарушению их прав и интересов со стороны Highshtat ltd..

«ОАО «Силовые машины»» в публикациях DK.RU

Никаких отсрочек. Карповский рынок планируется окончательно закрыть в ноябре
Глава администрации Кстовского района перейдет на работу в нижегородский дептранс
Более 100 предприятий разных отраслей установили тепловизоры «Ростелекома»

Нижегородцы спасли от загрязнения территорию, равную шести стадионам «Нижний Новгород»
Торгового центра не будет? Собственник «Мытного рынка» обещает исправить проектВ теории здоровье, на практике — своя машина. Что россиянам нужно для качественной жизниГлеб Никитин высказался в поддержку законопроекта о комплексном развитии территорий

Искусственный интеллект против вируса
Бумкомбинат «Волга»: высокое качество — с заботой об экологииЧем угощают нижегородцы? Тройка героев номинации «Производитель продуктов питания»«Сократили бэк-офис до 19% от персонала и экономим 24 млн в месяц на зарплате»«Обороты растут, но масштабировать бизнес сейчас нельзя. Впереди бедность населения»«Столько ночей с весны на заводе провели, что начинаешь уже уставать от слова «срочно»
Отправка грузов по железной дороге: в формате «от двери до двери»

«Та молодая шпана». Как на Урале составляют конкуренцию мировым музыкальным производителям
«Пол руководителя в бизнесе не важен

Важно, чтобы у него были мозги, интуиция и смелость»«В России сыр — это то, что можно положить на бутерброд». Как открыть сыроварню

ОПЫТВложить миллионы в бизнес, который окупится только на пенсии, и кайфовать: реальный кейс«Говорили, что мы сумасшедшие». Как семья из России ведет бизнес в Сербии«Работать самому в 50 лет — это странно». Как 18-летние делают бизнесКак перейти от сервиса к продуктам и запуститься в режиме локдауна? ОПЫТ

Менять работу раз в год и делать параллельно много дел — для наших детей это будет нормой
«Любой скажет: 2020 год не очень. Но давайте просто снизим уровень ожиданий»
«В природу вторгаться надо по минимуму. Рестораны, отели — только за территорией парка»
«Смена начинается в 8 утра. А заканчивается… как получится». Главврач о работе с COVID
Двадцать три дня изоляции. Директор турагентства — о том, как переболела COVID в Турции
«Инвестпрограмма этого года не скорректирована, в силе и планы на 2021 год» — «Т Плюс»
«Новые технологии — это наши дополнительные ресурсы и возможности»
«Работодатели относятся настороженно». Нанимать ли на работу бывших бизнесменов?
Медик, журналист или чиновник? Бизнесмены — о том, кто достоин звания «Человек года-2020»
«Чикаго готовился к мародерству. На всякий случай. Нью-Йорк тоже — все помнят уроки BLM».
Надежность во время нестабильности. Как «Открытие» трансформировался во время пандемии
«Искусственный интеллект никогда не ошибается. За ним будущее»
«Месяц в своем городе, месяц — в другом». Как пандемия спровоцировала внутреннюю миграцию
«Самоизоляция и ограничения никому не помогут. Наоборот, нужно быть активным и бодрым»

Лайфхаки

Зима и пандемия — повод радоваться. Как настроить себя на позитив на ближайшие месяцы
За репост и фото — трудовая на руки. Россиян все чаще увольняют за активность в соцсетях
Расти, акция, большая и маленькая: как заработать на фонодовом рынке перед Новым годом?
«Если вам негде спать, идите в подвал. Жить взрослому человеку с родителями запрещено»
В любой непонятной ситуации — спи. Как кошачья философия может облегчить вам жизнь
«Хорошее решение не равно правильное. Примите его осознанно и вовремя, пусть и с ошибкой»
Бросать старых друзей ради новых знакомых: смело, перспективно, разумно

История

Компания основана в 2000 году.

До сентября 2007 года крупным пакетом акций компании (30,4 %) владел холдинг «Интеррос». На май 2009 года владельцами «Силовых машин» были компании Highstat Limited (бенефициаром которой является Алексей Мордашов) — 65 % и Siemens — 25 %. 1 декабря 2011 г. подконтрольная Алексею Мордашову компания «Highstat Limited» приобрела у компании «Siemens» блокирующий пакет (25 %+1 акция) ПАО «Силовые машины», увеличив свою долю в уставном капитале Общества до 95,57 %..

С 2013 года издаётся корпоративный журнал «Мегаватт».

19 июля 2017 года Совет директоров ПАО «Силовые машины» принял решение о назначении на пост генерального директора Юрия Петрени, ранее занимавшего пост заместителя генерального директора — технического директора, и решение о досрочном прекращении полномочий предыдущего генерального директора Романа Филиппова; это произошло после скандала с Siemens.

20 сентября 2018 года Юрий Петреня был освобожден от должности Советом директоров ПАО «Силовые машины». Новым генеральным директором был назначен Тимур Липатов, бывший генеральный директор «Интер РАО — Электрогенерация», покинувший компанию в июле, на волне увольнений после скандала в шпионаже Карины Цуркан.

Легче в космос полететь

Первым шагом в разработке отечественных газовых турбин стало формирование собственной команды конструкторов. Отбор был тщательный: предпочтения отдавались не только высокому уровню компетенций и знаний, но и желанию кандидатов создать качественный продукт для энергорынка. В результате в команду СКБ газотурбинных установок и отдел газовых турбин технического управления вошли более 120 человек из разных городов страны, имеющих опыт работы в проектах по созданию авиационных и энергетических газотурбинных двигателей в российских и зарубежных компаниях.

Как сообщил генеральный директор «Силовых машин» Тимур Липатов в интервью ТАСС в 2019 году, «отбор в конструкторское бюро был, наверное, не менее жестким, чем в отряд космонавтов». «Это специалисты высочайшего уровня. Типичный профиль — технический вуз, красный диплом, научная степень, лауреат престижного профессионального конкурса

И что крайне важно, это люди, которые искренне верят в возможности и перспективы российской промышленности и энергетики», — сказал он

Лучшие умы страны не только создают проекты новых газовых турбин, но и совершенствуют имеющиеся разработки, повышая их технические характеристики. Помощь в этом вопросе СКБ оказывают порядка 40 ключевых научно-исследовательских и промышленных организаций: Сибирское отделение РАН, НПО ЦКТИ, НИИ КМ «Прометей», ЦИАМ, ВТИ, ЦНИИТМАШ, ВИАМ, Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, Уральский федеральный университет и многие другие. Так, Самарский университет участвует в создании компрессоров для газовых турбин, ВТИ и ЦИАМ проектируют камеру сгорания ГТЭ-65, ЦКТИ стал экспериментальной площадкой для испытания лопаток компрессора и турбины, элементов камеры сгорания. Впоследствии перечень этих работ будет расширяться.

Для выполнения аэродинамических и прочностных расчетов «Силовые машины» приобрели вычислительный кластер с пиковой производительностью 170 терафлопс, который стал мощнейшим в машиностроительной отрасли России. Сейчас суперкомпьютер загружен на 90-95% от производственной мощности и выполняет сложнейшие расчеты по турбине и по оптимизации компрессора, а также расчеты, необходимые для проектирования камеры сгорания.

Строительство этиленового комплекса — переход в активную фазу

Стоимость EP-контракта по реализации первого этапа строительства этиленового комплекса — его проектирование и поставка оборудования — оценивается в 868 млн евро. 15% суммы — собственные средства ПАО «Нижнекамскнефтехим». Остальное — заемные средства.

Вопрос финансирования был решен спустя ровно год с момента подписания ГК ТАИФ и Linde AG меморандума и заключения соглашения между Группой Linde и ПАО «Нижнекамскнефтехим». На том же Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге главный исполнительный директор Deutsche Bank в регионах Европы, Ближнего Востока и Африки Ашок Арам от имени консорциума из пяти немецких банков: Deutsche Bank, UniCredit Bank AG, Bayerische Landesbank, Landesbank Baden-Württemberg и DZ BANK AG с одной стороны, и генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин от имени ГК ТАИФ с другой, подписали кредитный договор на 807 млн евро, сроком на 15 лет.

25 мая 2018 года, ПМЭФ-2018: консорциум из пяти немецких банков и ПАО «Нижнекамскнефтехим» подписали кредитный договор на 807 млн евро. Фото president.tatarstan.ru

— Мы приступаем к фазе, в которой начинается настоящая активная работа, — сообщил генеральный директор ПАО «Нижнекамскнефтехим» Азат Бикмурзин.

На самом деле к этому моменту ГК ТАИФ уже была проделана очень большая работа: определена площадка под строительство комплекса, проведен комплекс геодезических и топографических исследований, разработан генеральный план и началась работа по детальному проектированию производств.

— Подписанное кредитное соглашение позволит появиться крупнейшему производству в Нижнекамске — комплексу на 600 тысяч тонн этилена. Хочу выразить слова благодарности Deutsche Bank, который выделяет значительную сумму, страховой компании Euler Hermes, правительству Германии, нашим партнерам, которые представляют копанию Linde, и, самое главное, команде, которая работала в нашей стране, — Альберту Кашафовичу и Азату Шаукатовичу. Вы организовали крупнейший проект в стране, — подчеркнул президент Татарстана Рустам Минниханов. Он сам и генеральный директор АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов присутствовали на церемонии заключения договора.

— Мы счастливы, что стали частью проекта, — заявил сразу после подписания исполнительный директор Deutsche Bank в регионах Европы, Ближнего Востока и Африки Ашок Арам.

Ашок Арам: «Мы счастливы, что стали частью проекта». Фото Тимура Рахматуллина

— Я очень горжусь тем, что мы сделали

Мы достигли важной вехи в реализации этого проекта. Вместе с тем я очень возбужден от мысли о том, какую гигантскую работу нам предстоит проделать и реализовать

Я с нетерпением жду начала работы, — сказал член правления компании, ответственный за подразделение инжиниринговых работ Linde AG Кристиан Брух.

Документ был подписан в мае. Тогда же были проведены авансовые платежи по контрактам. А уже в июле в Нижнекамске встречали представительную делегацию корпорации Linde AG. В таком статусном составе в Татарстан представители немецкой компании не приезжали до этого ни разу: председатель совета директоров Linde Engineering Кристиан Брух, управляющий директор Linde Engineering Джон ван дер Велден, директор проекта нового этиленового комплекса Linde Engineering Роланд Хайн и директор по развитию бизнеса нефтехимических установок Linde Engineering Данил Ефремов. Гостеприимные хозяева устроили партнерам из Германии экскурсию по производствам «Нижнекамскнефтехима».

— Это мой первый визит в Нижнекамск, я сегодня посетил несколько площадок и очень впечатлен, поскольку я видел много химических производств, но здесь все продумано и с точки зрения площадей, и с точки зрения эксплуатационных вопросов. Это просто поразительно, — поделился своими впечатлениями господин Брух.

— Мы находимся на пороге реализации нового проекта совместно с «Нижнекамскнефтехимом», поэтому мы с господином Бикмурзиным воспользовались возможностью обсудить наши дальнейшие шаги по строительству олефинового комплекса, у нас очень большие планы. На самом деле, для компании Linde большая честь — быть выбранными в качестве подрядчика для этого проекта. Более того, мы надеемся, что олефиновый комплекс — это только отправная точка для нашего сотрудничества с ПАО «Нижнекамскнефтехим», в дальнейшем мы будем либо строить новые заводы, либо инвестировать в совместные проекты, — добавил председатель совета директоров Linde Engineering уже в разговоре с журналистами «Реального времени».

Кристиан Брух: «Мы надеемся, что олефиновый комплекс — это только отправная точка для нашего сотрудничества». Фото Тимура Рахматуллина

Новые горизонты сотрудничества

Рустам Минниханов: «Татарстан заинтересован в расширении взаимовыгодного сотрудничества с компанией Linde». Фото prav.tatarstan.ru

— Татарстан заинтересован в расширении взаимовыгодного сотрудничества с компанией Linde как мировым лидером в области производства промышленных газов и инжиниринга, — заявил в начале мая 2017 года Рустам Минниханов. Эти слова прозвучали в Мюнхене во время рабочей поездки президента Татарстана в Германию. Одним из значимых событий того визита татарстанской делегации в Баварию стало организованное руководством ГК ТАИФ посещение штаб-квартиры своего давнего партнера Linde AG и встреча с руководством концерна и его генеральным директором Альдо Беллони.

Рустам Минниханов тогда подчеркнул, что прекрасно осведомлен о длящемся уже второе десятилетие успешном сотрудничестве Группы ТАИФ и Linde, знает о уже реализованных проектах и внимательно следит за ходом переговоров по возможному сотрудничеству и участию компании Linde в финальной части тендера по выбору генерального подрядчика на проектирование и поставку оборудования по проекту строительства нового этиленового комплекса на предприятии «Нижнекамскнефтехим». На право принять участие в реализации проекта кроме немецкой корпорации на тот момент претендовали также Stone&Webster, Technip, Lummus Technology и ряд других компаний с мировыми именами.

— Предметом соглашения является создание большой нефтехимической установки по производству этилена. Этилен — это базовое химическое вещество для всей нефтехимии. Как сказал господин президент (Рустам Минниханов, — прим. ред.), мы надеемся, что решение о нашем сотрудничестве будет принято во время Петербургского экономического форума, — уточнил позже Альдо Беллони. Он также отметил, что предстоящий проект гораздо масштабнее тех, что ГК ТАИФ и концерн Linde реализовывали вместе раньше.

Альдо Беллони: «Проект строительства этиленового комплекса гораздо масштабнее тех, что ГК ТАИФ и концерн Linde реализовывали вместе раньше». Фото prav.tatarstan.ru

Сама идея проекта по строительству этиленового комплекса на миллион тонн продукции в год у руководства ТАИФа родилась еще в 2008 году. Уже тогда было ясно, что процессы дальнейшего развития ПАО «Нижнекамскнефтехим» нуждаются в новых мощностях. Этилен необходим и отечественной нефтехимии в целом. Производимого сейчас материала российской химической промышленности явно не хватает. Это подтверждается и Федеральной стратегией развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года, в которую инвестиционные проекты «Нижнекамскнефтехима» о значительном наращивании объемов производства этилена были включены еще на этапе разработки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.