Промышленность японии

Алан-э-Дейл       30.03.2022 г.

Японский булат – технология изготовления японских мечей

Когда появились первые мечи на территории Японии, сказать трудно. Легендарный меч Кусанаги-но Цуруги, как утверждают официальные мифы, был извлечен богом Сусаноо из хвоста поверженного им дракона. Однако на самом деле ситуация с первыми мечами была несколько прозаичнее. Их наряду с прочими товарами ввозили с континента — из Китая и Кореи.

Самые древние образцы мечей были обнаружены в захоронениях периода Кофун (300-710 гг.). Хотя они жестоко пострадали от ржавчины, по тому, что осталось, можно было составить представление, как они выглядели. У них были короткие прямые лезвия с остро отточенным концом, очевидно, ими не рубили, а кололи. Специалисты именуют их дзёкото — древние мечи.

Примерно с конца VIII века мечи стали менять свою форму, их делали более длинными и чуть изогнутыми. Но главное заключалось в другом. Старые мечи кото, как их теперь именуют, приобрели несравненные качества благодаря искусству японских кузнецов. Имея только эмпирические представления о металлургических технологиях, они путем многочисленных проб и ошибок приблизились к пониманию того, как сделать лезвие меча достаточно острым, но не хрупким.

Во многом качества меча зависят от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода, что достигалось длительной ковкой, делало сталь мягкой, перенасыщенность — жесткой, но очень хрупкой.

Европейские оружейники искали выход из этой дилеммы на путях разумного компромисса, на Ближнем Востоке — с помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного булата. Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

Чаще всего изготовлением мечей в то время занимались горные отшельники ямабуси, исповедывавшие аскетизм и религиозную отрешенность. Но и кузнецы, изготовлявшие оружие в феодальных замках и ремесленных посадах, тоже превращали ковку меча в некое религиозное действо. Мастера, придерживавшиеся в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню священными символами синтоизма — рисовой веревкой и бумажными полосками.

Технология ковки, судя по всему, тоже была необычной. Отобранные куски железа тщательно обрабатывались на наковальне, потом получившийся слиток перерубали зубилом, складывали пополам и снова отковывали. Так продолжалось многократно. Куски стали с различными характеристиками (их число достигало пяти — отдельно для лезвия, сердечника, боковых покрытий и тыльной части меча) компоновались один с другим и скреплялись ковкой.

В результате этого длительного и трудоемкого процесса структура кото становилась многослойной и состояла (это видно только под микроскопом, а старые мастера судили об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых слоев, каждый с собственными показателями вязкости и хрупкости, определяемыми содержанием углерода. Значение имели и тщательно выровненная поверхность наковальни, и скрупулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца.

Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть меча надо было нагревать и остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в горне, но и давало возможность нанесения волнистого узора на лезвие.

Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось полировщику, использовавшему для этого десятки точильных камней, куски кожи разной толщины и, наконец, подушечки собственных пальцев. Между тем другой мастер изготавливал деревянные ножны. В ход шла в основном древесина хоноки — магнолии, потому что она эффективно предохраняла меч от ржавчины. Рукоять меча и ножны украшались декоративными накладками из мягкого металла и хитроумными узорами из накрученного жгута.

Изначально большинство мечей кото производилось в провинции Ямато и соседней с ней Ямасиро. Наивысшего расцвета мастерство старых кузнецов достигло в период Камакура (1185-1333). Их изделия и поныне поражают великолепным качеством и артистизмом дизайна. Мечи носили в ножнах, прикрепленных двумя ремнями к поясу, лезвием вниз. К этому времени в обиход вошли более длинные мечи, иногда до 1,5 м длиной, предназначенные для конных воинов и позволяющие “достать” из седла, пригнувшегося к земле пешего противника. Эти мечи всадники нередко прикрепляли за спиной.

Подлинный самурайский меч – время потрепало ножны, но не властно над клинком

Структура и география промышленности в Японии

После окончания Второй мировой войны японская промышленность развивалась эволюционно

Если ранее курс был взят на легкую промышленность, то в этот период основное внимание уделялось таким отраслям, как: металлургия; нефтехимия; тяжелое и транспортное машиностроение;. В 1970-х годах промышленность Японии пошла по революционному пути своего развития, и страна стала мировым лидером почти во всех наукоемких сферах экономики: робототехнике, микроэлектронике, фармацевтике и т.д

В 1970-х годах промышленность Японии пошла по революционному пути своего развития, и страна стала мировым лидером почти во всех наукоемких сферах экономики: робототехнике, микроэлектронике, фармацевтике и т.д.

Территориальная структура промышленности Японии простирается от Токио до Нагасаки по всему Тихоокеанскому промышленному поясу. Это концентрация большой доли промышленного и сельскохозяйственного производства и отраслей непроизводственной сферы (финансы, образование и наука).

Замечание 2

Характерной чертой промышленности страны является ее зависимость от импорта сырья и экспорта уже готовой продукции.

Топливно-энергетический комплекс Японии работает исключительно на импортной нефти. В стране размещаются более тысячи электростанций. Крупные ТЭС находятся в районе больших городов, функционируют и гидроэлектростанции.

Большую роль в экономике Японии играет атомная энергетика. Для их работы из Африки поставляется сырье – уран. Регулирование и контроль за деятельностью атомных электростанций осуществляют крупные монополии «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо».

Черная металлургическая промышленность также работает на импортном сырье. Япония – крупный импортер железной руды из Индии, Бразилии и Австралии. По производству стали страна находится на втором месте после Китая, но не уступаем ему по качеству готовой продукции.

Что касается цветной металлургии, то на территории Японии располагаются заводы по производству рафинированной меди, никеля, цинка и вторичного алюминия. Для страны характерны только заключительные стадии производства цветных металлов.

Самой развитой отраслью японской промышленности является машиностроение. Крупные его центры находятся в главных индустриальных районах страны:

  • Токио – Иокогама;
  • Нагоя;
  • Осака – Кобе.

По производству легковых автомобилей Япония уже многие годы стабильно занимает 1 место в мире (1/5 часть мирового производства). Половина производимых автомобилей экспортируется в другие страны.

Также Япония является неоспоримым лидером и в производстве электронной и бытовой электротехнической продукции. Она занимает одно из ведущих мест по уровню развития химической промышленности. В стране развиты почти все виды химической промышленности от нефтепереработки до тонкой химии.

Энергетическая отрасль

В Японии хорошо развита энергетика. Но эта отрасль довольно уязвима, так как она основывается на использовании нефти. Месторождений «черного золота» в стране практически нет, 80% ресурса импортировано. Хотя это не мешает Японии занимать третье место в мире по производству электроэнергии, уступая только США и КНР.

Большинство ТЭС находятся возле крупных городов и на берегах Тихого океана. С 1980-х в Японии появились АЭС, но из 42 действующих реакторов только четыре производят энергию. Правительство государства планирует ввести в эксплуатацию еще около десяти станций. Но это опасно из-за постоянной сейсмической активности литосферных плит.

Японцы научились добывать энергию из альтернативных источников. Для этого используются действующие вулканы и гейзеры. А также многие предприятия установили солнечные батареи, но на сегодняшний день их доля в выработке энергии не превышает 1%.

Хронология развития японского автопрома

  • 1907 — Hatsudoki Seizo Co., Ltd. создана
  • 1911 — Kaishinsha Motorcar Работы созданы
  • 1917 — 1-й автомобиль Mitsubishi Motors
  • 1917 — основана компания Nippon Internal Combustion Engine Co. Ltd. (интегрирована в Nissan )
  • 1918 — первая машина Isuzu
  • 1920-1925 — Gorham / Lila — основано производство автомобилей (слияние с Datsun )
  • 1924-1927 — Отомо построен на металлургическом заводе Хакуёша в Токио.
  • 1931 — Mazda-Go — компанией Toyo Kogyo corp, позже Mazda
  • 1934-1957 — Охта начинает производство автомобилей
  • 1936 — Изготовлен первый в мире полноприводный автомобиль Kurogane Type 95
  • 1936 — первая машина Toyota ( Toyota AA )
  • 1952-1966 — Prince Motor Company (интегрирована в Nissan)
  • 1953-1967 — Hino Motors начинает производство автомобилей (слияние с Toyota)
  • 1954 — Subaru «s первый автомобиль ( Subaru P-1 )
  • 1955 — первая машина Suzuki ( Suzulight )
  • 1957 — первая машина Daihatsu ( Daihatsu Midget ).
  • 1963 — Honda «s первый серийный автомобиль ( Honda S500 )
  • 1966 — Представлен один из самых продаваемых автомобилей всех времен, Toyota Corolla ; Nissan открывает свое первое производственное предприятие в Северной Америке в Куэрнаваке, Мексика, под названием Nissan Mexicana.
  • 1967 — Японская автомобильная ассоциация производителей (JAMA) основана
  • 1967 — Mazda Cosmo 110S была одним из первых двух серийных автомобилей с роторным двигателем Ванкеля.
  • 1977 — Добровольные ограничения экспорта ограничивают экспорт в Соединенное Королевство на пять лет; сделка продлена до 1999 г.
  • 1980 — Япония обогнала США и стала первой в автомобилестроении; Nissan USA открывает завод в Смирне, штат Теннесси
  • 1981 — Добровольные ограничения на экспорт с мая ограничивают экспорт в США до 1,68 миллиона автомобилей в год; излишек к 1990 году, поскольку производство внутри США вытесняет прямой экспорт; аналогичная политика в нескольких странах ЕС
  • 1982 — Honda Accord становится первым японским автомобилем, построенным в Соединенных Штатах на производственном предприятии Honda в Мерисвилле, штат Огайо.
  • 1982 — 1-я машина Mitsuoka (BUBU Shuttle 50)
  • 1983 — Холден и Nissan создают совместное предприятие в Австралии; Nissan Sunny (Sentra) собран на заводе Nissan в Смирне, штат Теннесси
  • 1984 — Toyota открывает NUMMI , первое совместное предприятие завода в Соединенных Штатах с General Motors
  • 1986 — Honda запускает Acura в США.
  • 1988 — Daihatsu выходит в США, впервые присутствуют все девять японских производителей; Toyota Camry станет третьим японским автомобилем, произведенным на сборочном заводе Toyota в Эрлангере, штат Кентукки
  • 1989 — Toyota запускает Lexus в США.
  • 1989 — Nissan запускает Infiniti в США.
  • 1989 — United Australian Automobile Industries (UAAI) основана в Австралии как совместное предприятие Toyota и Holden.
  • 1991 — Mazda HR-X была одним из первых водородных (в сочетании с роторным двигателем Ванкеля)
  • 1994 — Япония уступила США в производстве автомобилей.
  • 1996 — закрытие совместного предприятия UAAI
  • 1997 — Toyota Prius был первым серийным гибридным автомобилем
  • 2003 — Toyota запускает Scion
  • 2004 —
  • 2006 г. — Япония обогнала США и снова стала первой по производству автомобилей.
  • 2008 — Toyota превзошла General Motors и стала крупнейшим в мире производителем автомобилей.
  • 2009 год — Япония обогнала Китай и стала второй по производству автомобилей.
  • 2010 — 2009–2010 Отзывов автомобилей Toyota
  • 2011 г. — землетрясение в Тохоку влияет на производство.

Причины рекордной результативности

Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.

Японцы не нашли простой секрет. Залогом успеха стал целый ряд самых различных факторов:

  • реформы американской оккупации
  • кредиты США
  • политическая стабильность
  • грамотная техническая перестройка
  • освоение японской наукой новых технологий
  • ориентация на экспорт
  • поддержка национального производителя
  • японский менталитет
  • дешевизна рабочей силы
  • доверие банковской системе
  • контроль над внешней торговлей

Американцы, нанёсшие японцам самый большой вред, фактически принесли и максимальную пользу. Результатом проведения американских реформ стала стабилизация политической ситуации в стране и постепенное налаживание внешней торговли. На раннем этапе немаловажную роль сыграло отсутствие армии, что позволило существенно снизить налоги. Согласно японской конституции, военные расходы не могут превышать 1% валового национального продукта.

В дальнейшем особенности японской экономической модели, в частности «кэйрецу», не позволили иностранцам (включая США) занять нишу на внутренних рынках страны. Кэйрецу являет собой крупные объединения различных холдингов и корпораций вокруг мощного банка, который финансирует все компании группы и фактически исключает возможность их поглощения прочими участниками рынка. Кроме того, данная система – успешная модель защиты от экспансии иностранных компаний.

Особое внимание следует уделить японскому менталитету. Японцы всегда были обособленной нацией с многовековой практикой построения общества в соответствии со строгой иерархией

Это отразилось и на современных деловых взаимоотношениях внутри страны. Так, для Японии было характерно пожизненное закрепление работника к предприятию.

Это достигалось как общепринятым жизненным укладом, так и экономическими факторами. У новичка всегда была максимально низкая зарплата, которая росла с годами за выслугу лет. По своей сути фирма — это вторая семья. От самого предприятия японцы получают пенсию одним единственным платежом, по принципу 1 месячный оклад за каждый проработанный год.

И конечно же, нужно отметить особенность государственного регулирования экономики. Непосредственно государству принадлежит примерно треть всех основных производственных фондов, формирующих ~30% ВВП. При этом экономическим планированием занято управление, состоящее из представителей финансовых групп и корпораций, а не политики из парламента. Поэтому планы исполняются неукоснительно: санкции за нарушения пойдут не от государства, а от собратьев по ремеслу, что значительно страшнее.

Средневековая и ранняя современная Европа

Принципиальных изменений технологии производства чугуна в Европе на протяжении многих веков не происходило. Европейские металлисты продолжали производить железо в цветочных цехах. Тем не менее, средневековый период принес два развития: использование энергии воды в процессе цветения в различных местах (как описано выше) и первое европейское производство чугуна.

Powered bloomeries

Когда-то в средневековье в процессе цветения применялась энергия воды. Возможно, что он находился в цистерцианском аббатстве Клерво еще в 1135 году, но определенно использовался в начале 13 века во Франции и Швеции. В Англии первым явным документальным свидетельством этого являются отчеты о кузнице епископа Даремского недалеко от Бедберна в 1408 году, но это, конечно же, не первый такой металлургический завод. В районе Фернесс в Англии электрические цветники использовались в начале 18 века, а около Гарстанга — примерно до 1770 года.

Каталонская кузница представляла собой разновидность энергетического оружия. Bloomeries с горячим воздухом использовались в северной части штата Нью-Йорк в середине 19 века.

Доменная печь

Производство чугуна описано в » Популярной энциклопедии «, том VII, опубликованном в 1894 году.

Предпочтительный метод производства чугуна в Европе до развития процесса пудлинга в 1783–84. Развитие чугуна в Европе отставало, потому что кованое железо было желаемым продуктом, а промежуточный этап производства чугуна включал дорогостоящую доменную печь и дальнейшее рафинирование чугуна в чугун, что затем потребовало трудоемкого и капиталоемкого преобразования в кованое железо.

В течение значительной части средневековья в Западной Европе железо все еще производилось путем обработки железных заготовок в кованое железо. Некоторые из самых ранних отливок чугуна в Европе происходили в Швеции, в двух местах, Лапфитанге и Винархиттане, между 1150 и 1350 годами. Некоторые ученые предполагают, что эта практика следовала за монголами по всей России на эти места, но четких доказательств этой гипотезы нет. , и это, конечно, не объясняет домонгольские датировки многих из этих центров производства железа. В любом случае, к концу 14 века рынок изделий из чугуна начал формироваться, так как возник спрос на чугунные ядра.

Кузница изысков

Альтернативным методом обезуглероживания чугуна была кузница для украшений , которая, похоже, была изобретена в районе Намюра в 15 веке. К концу того же века этот валлонский процесс распространился на Пай-де-Брей на восточной границе Нормандии , а затем в Англию, где к 1600 году он стал основным методом производства кованого железа. В Швецию его ввел Луи де Гир. в начале 17 века и использовался для производства железа на рудных месторождениях, который предпочитали английские производители стали.

Вариантом этого была . Это стало основным методом производства пруткового чугуна в Швеции.

Процесс цементирования

В начале 17 — го века, Ironworkers в Западной Европе разработал процесс цементирования для цементации кованого железа . Прутки из кованого железа и древесный уголь были упакованы в каменные ящики, затем запечатаны глиной для выдержки на красном огне в бескислородном состоянии, погруженном в почти чистый углерод (древесный уголь) в течение недели. За это время углерод диффундировал в поверхностные слои чугуна, производя цементную сталь или черновую сталь, также известную как закаленная, когда части, обернутые в железо (кирка или лезвие топора), стали тверже, чем, скажем, головка молотка топора. или гнездо вала, которое может быть изолировано глиной, чтобы защитить их от источника углерода. Самым ранним местом, где этот процесс использовался в Англии, был Колбрукдейл с 1619 года, где у сэра Бэзила Брука были две цементирующие печи (недавно раскопанные в 2001–2005 годах). Какое-то время в 1610-х годах он владел патентом на этот процесс, но в 1619 году ему пришлось отказаться от него. Вероятно, он использовал железо Forest of Dean в качестве сырья, но вскоре выяснилось, что рудное железо является более подходящим. Качество стали можно улучшить , производя так называемую сталь, работающую на сдвиг.

Тигельная сталь

В 1740-х годах Бенджамин Хантсман нашел способ плавления черновой стали, полученной методом цементации, в тиглях. Полученная тигельная сталь , обычно отливаемая в слитки, была более однородной, чем черновая сталь.

Металлургическая отрасль

После Второй мировой войны промышленность пребывала в упадке, но в начале 50-х годов правительство решило изменить этот факт и обозначило приоритеты. Был взят курс на развитие различных отраслей, главной чертой стало строительство новых предприятий с использованием последних технологий. Так удалось развить чёрную и цветную металлургию, за счет чего Япония в наше время занимает лидирующую позицию в мировой промышленности. Заводы отличаются высоким уровнем технического оснащения и автоматизации.

Сравнительная таблица выпускаемой продукции:

Год Выплавка, млн т
1950 5
1960 22
1970 93
1980 111
1990 110
2000 108

Наряду с пищевой, тяжёлой и другими отраслями, существует и химическая. Она занимает 1 место в Азии и 15 позицию во внутренней структуре производства. К ней относится следующая продукция:

  • пластик;
  • лакокрасочные изделия;
  • лекарственные препараты;
  • различные органические соединения.

Но многих интересует, какая отрасль промышленности практически отсутствует в Японии и почему к ней относится ядерная энергия.

Отключение большинства АЭС, размещённых возле крупных городов, произошло из-за сильнейшего землетрясения и цунами. Результатом природной катастрофы стала авария на электростанции «Фукусима». Утечка радиоактивных элементов привела к загрязнению 3% территории страны. Таким образом, на замену атому пришёл природный газ. Также слабо развита горнодобывающая отрасль в основном из-за небольшого количества полезных ископаемых.

Лидирующие в производстве цветных металлов страны

Цветная металлургия подразделяется на две крупные отрасли: тяжелую (производство Pb, Cu, Zn, Sn, Ni) и легкую (производство Al, Mg, Co, Ti, Li, Be и других металлов). По своим производственным масштабам металлургия черных металлов превосходит цветные приблизительно в 20 раз.

Другие факторы, влияющие на локализацию заводов цветной металлургии:

  • энергетический;
  • потребительский;
  • транспортный.

Начальные производственные стадии меди, подразумевающие добычу и обогащение руды, локализованы в странах третьего мира. Государства, не обладающие большими медными запасами, ориентированы на окончательные продукты производственного цикла.

Лидирующие позиции в получении меди занимают следующие страны:

  • Чили;
  • США;
  • Индонезия;
  • Канада;
  • Россия.

Перевозка алюминиевой руды более рентабельна, чем сырья для тяжелых металлов, поскольку содержание алюминия в бокситах составляет около 50%. Суммарное расстояние транспортировки бокситов по морю составляет больше 7 тыс. км, поскольку основные их месторождения расположены в регионах с тропическим и субтропическим климатом.

Государства, добывающие самые большие объемы алюминиевой руды:

  • Австралия;
  • Гвинея;
  • Ямайка;
  • Бразилия.

В алюминиевом производстве первенство занимают США, Германия, Япония, Норвегия, Россия, Канада.

Современное экономическое положение Японии

Японская экономика после Второй мировой войны развивалась быстрыми темпами, поэтому за короткий период она прошла огромный путь, показав всему миру свои достижения в области науки, техники, в области образования, промышленности и торговле. После поражения в войне страна не только полностью восстановилась, а по достигнутой экономической мощи вышла на второе место в мире после США. Второй экономикой мира страна являлась с $1968$ года, но в $2010$ году она уступила эти позиции Китаю. Став мировым кредитором, Япония осуществила качественную перестройку всей экономической жизни и создала основы постиндустриального общества. Японское «экономическое чудо» появилось не на пустом месте.

Экономика страны в этот период имела свои отличительные черты:

  1. Произошло объединение в тесно связанные группы производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, банков. Группы получили название кэйрэцу;
  2. Между предпринимателями и правительством существовали взаимовыгодные отношения;
  3. Большие корпорации давали гарантию пожизненной занятости;
  4. В стране наблюдалось деятельное и активное профсоюзное движение.

Резкий скачок в развитии экономики имел и свои причины:

  1. Дешевая рабочая сила;
  2. Доверие банковской системе;
  3. В руках государства находился контроль над внешней торговлей;
  4. Производимая продукция была ориентирована на экспорт;
  5. Поддержка государством национального производителя;
  6. Американское кредитование;
  7. Послевоенная политическая стабильность;
  8. Освоение новых технологий.

В результате всех проведенных мероприятий Япония достигла высокого технического совершенства, особенно в области передовых технологий. Большую роль в экономике страны играют такие сферы деятельности как банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации, строительство. По отношению ВВП к отработанным часам Япония ещё в $2007$ году занимала $19$-е место. Японские рабочие сегодня имеют самую высокую в мире почасовую зарплату, самый низкий уровень безработицы.

Правда, надо сказать, что в $2009$ году безработица стала увеличиваться и достигла $5,1$ %. Существует индекс легкости ведения бизнеса и по его показателю в $2009$ году страна находилась на $13$ месте. Девятнадцатое место занимала Япония по индексу экономической свободы. Среди азиатских стран у неё было $5$ место. Японский капитализм имеет свои особенности, например, группы кэйрэцу, появившиеся в послевоенный период, и сегодня играют значительную роль в экономике страны. Характерно для страны и пожизненное устройство в одну компанию.

Замечание 1

Таким образом, современная экономика Японии и её нынешние позиции в Мировом хозяйстве являются результатом экономического развития второй половины прошлого века.

Что производит экономика государства

Традиционно Япония удерживает лидирующие позиции в высокотехнологичных отраслях.

Автомобилестроение

Производство авто – основная отрасль экономики Японии, в которой занято около 10 млн населения страны. Почти 90% продукции отрасли экспортируются. Флагманские марки японских автомобилей: Toyota, Honda, Daihatsu, Nissan, Suzuki, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Isuzu, Kawasaki, Yamaha и Mitsuoka.

Рис. 4. Автомобиль будущего, изготовленный компанией Toyota

Судостроение

Японские судостроительные предприятия расположены на восточном побережье Японского моря и на северных берегах острова Кюсю. Верфи страны изготавливают большегрузные и пассажирские корабли, нефтяные танкеры, небольшие морские суда марок Сасэбо, Мицубиси, Кавасаки, Юниверсал.

Рис. 5. Пассажирский корабль от компании Сасэбо

Электроника и электротехника

Японское экономическое чудо» стало возможным именно благодаря многочисленным производителям компьютерной, телекоммуникационной, фото-, аудио-, видео-, бытовой техники.

Компания

Продукция

Canon

Фотоаппараты, видеокамеры, оптические приборы, принтеры, сканеры, медицинское оборудование

Casio

Часы, калькуляторы, цифровые фотокамеры, электронные музыкальные инструменты

Fujitsu

Суперкомпьютер, сервер, рабочая станция, программное обеспечение, смартфон, указывающее устройство

JVC

Видеокамеры, автомобильная электроника, телевизоры, проекторы и аудиопродукция

Hitachi

Телекоммуникационное оборудование, электрические инструменты, бытовая техника и программное обеспечение

Konica

Фототехника, фотоплёнки, лазерные принтеры

Nikon

Фото- и видеотехника, оптика, микроскопы, оборудование для изготовления микросхем

Panasonic

Телевизоры, телефоны, компьютеры, цифровые фотоаппараты

Sony

Бытовая электроника, полупроводники, видеоигры, мультимедиа

Toshiba

Полупроводники, аппаратное обеспечение, бытовая техника, медицинское оборудование, лифты, эскалаторы, офисная техника, сетевое оборудование, программное обеспечение

Справка! По данным Всемирного банка, в 2017-2018 гг. Япония производила 58% роботов в мире.

Военная отрасль

После поражения во Второй мировой войне страна начала активно развивать свой военно-промышленный комплекс. Военные предприятия производят полный спектр огнестрельного оружия: автоматы Howa Type 64 и Howa Type 89, пулемёты, снайперские винтовки, револьвер Miroku Liberty Chief.

Справка! Вооружение Япония производит для себя: по конституции вывоз огнестрельного оружия запрещен.

С недавнего времени страна начала выпускать танки и истребители нового поколения Mitsubishi X-2 Shinshin.

Сельское хозяйство

Основная отрасль аграрного производства – выращивание риса. Он занимает 68% возделываемых земель страны. Более 88% риса потребляется на территории страны. Остальные территории занимают овощи и фрукты.

Рыболовство

В японских водах вылавливают скумбрию, тунца, анчоусов, лосося, кальмаров, крабов, камбалу, минтая, сайру, гребешков. В 2018 году Япония заняла 1-е место в мире по экспорту морепродуктов. Японские рыбаки отлавливают не только рыбу: важным компонентом блюд национальной кухни выступают морские водоросли ламинарии.

Рис. 6. Ступенчатые рисовые поля в Японии

Стальной лидер

Четыре десятилетия понадобились Китаю, чтобы стать мировым лидером в области производства стали. Этому способствовал не только глобальный спрос, но и государственные субсидии, дешевые кредиты и налоговые льготы. Из одной из самых бедных стран Китай превратился во вторую по величине экономику мира. Кроме того, он стал одним из ключевых драйверов торговых противостояний, охвативших глобальную экономику.

Чтобы понять, как Китай стал лидером в производстве стали, достаточно посмотреть на историю Baosteel.

Переименованная в China Baowu Steel Group Corp., эта компания является сегодня вторым по величине производителем стали в мире, уступая только ArcelorMittal SA. Масштабные мощности Baosteel, окруженные пыльными шоссе и огражденные трехметровыми стенами, расположены в устье реки Янцзы.

Несколько месяцев спустя после визита в Японию Дэн Сяопин стал главой Китая. И грандиозное строительство Baosteel началось. Площадь строительной площадки в семь раз превышала площадь американского Манхеттена. На исторических фото в китайских государственных СМИ – целое море касок рабочих, окруживших сцену с чиновниками.

«Китай может построить сталелитейную промышленность, сравнимую по размерам со сталелитейной промышленностью США, Советского Союза и Японии», – писало американское ЦРУ в своем докладе в 1979 году. Его прогнозы оказались заниженными.

Как ни странно, поначалу Китай ограничил экспорт стали – до 10% производства Baosteel, – чтобы гарантировать внутренние поставки.

Затем Пекин понял, что экспорт может помочь накопить твердую валюту, и к концу 1990-х лимит был снят. На сегодняшний день китайский экспорт стали составляет четверть общемировых объемов. Государственные сталелитейные заводы теперь есть во всех 23 китайских провинциях.

К 2016 году в сталелитейной промышленности Китая было занято около 5 млн человек. Рабочие перешли из капризного сельского хозяйства на стабильные государственные предприятия, которые зачастую предоставляли бесплатное или субсидируемое жилье, больницы и школы.

Чтобы обеспечить доступ к австралийскому углю и бразильской железной руде, используемых при производстве стали, были построены судоходные империи. Железнодорожная сеть страны с 1975 по 2017 год расширилась в три раза.

Рост производства стали в Китае привел к снижению цен на мировом рынке на 57% в период с 2011 по 2015 год. Это стало причиной сокращения десятков тысяч рабочих мест по всему миру. В 2016 году сталелитейщики пикетировали штаб-квартиру Европейского Союза в Брюсселе, требуя принятия мер по противодействию китайскому демпингу.

Примерно в то же время в США тогда еще кандидат в президенты Дональд Трамп начал говорить о введении пошлин на «хищнический» импорт стали из Китая.

Пекин заявил, что США поддерживают торговый протекционизм, а Китай защищает свободные рынки.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.