Ул. нижняя масловка, 5

Алан-э-Дейл       13.03.2023 г.

История становления завода и газового хозяйства Москвы

В первую очередь в нынешнем Нижнем Сусальном переулке, №5 возвели конторский корпус и здание для проживания рабочих (проект зодчего Федора Дмитриева), а затем приступили к строительству газгольдеров по проекту профессора столичного Инженерного института Рудольфа Богдановича Бернгарда. Сами газгольдеры представляли собой резервуары под 20 метров в высоту, 40 в диаметре и заглубленные на 10 метров.

Первое пробное освещение было произведено на улице Кузнецкий Мост в том же 1865 году, 25 декабря. Спустя два дня – 27 декабря – провели торжественное действо по началу «газификации» города Москвы. Мероприятие прошло рядом с Архангельским собором московского Кремля, где был зажжен газовый фонарь.

Спустя три года на улицах Первопрестольной было установлено 3000 газовых уличных светильников.

К 1893 году на территории огромного комплекса Газового завода возвели необходимые производственные корпуса, которые размещались симметрично резервуарам-хранилищам газа и административному корпусу. Проекты исполнили архитекторы Максим Карлович Геппенер, Михаил Петрович Степанов, Александр Константинович Рооп и Николай Павлович Милюков.

К сожалению, вендорная компания несла огромные убытки из-за того, что москвичи, в большинстве своем, не хотели проводить в дома газ. Поводом служили слухи о его вреде для здоровья, а потому обыватели предпочитали обходиться привычными свечками.

Наконец, в 1905 Газовый завод, размещенный в Нижнем Сусальном, владение 5 переходит городу, как и магистральные трубопроводы, которые к тому периоду оказались сильно изношеными и давали утечку текучего газа, доходяшую до четверти его общего производства.

В 1911 году Мосгордума своим решение выделяет на развитие завода и газового хозяйства 4 млн. рублей. На эти средства, для увеличения объемов выпускаемого газа, возвели 6 производственных корпусов, а также дополнительный газгольдер. К работам был привлечен инженер Владимир Григорьевич Шухов, который выполнил проект перекрытий цехов и производств: очистного, водяного газа, электростанции, аппаратного и ретортного, холодильника и регулирующего газгольдера.

При Советах Газовый завод продолжал работать и являлся главным поставщиком газа города Москвы вплоть до 1940-х. После прокладки газовой магистрали из Саратова завод перепрофилировали. Сначала здесь начали выпускать ракетные сопла, а затем, же в 1950-х, приступили к выпуску различного газового оборудования, среди которого счетчики и бытовые плиты.

В 1990-х, тогда уже завод «АРМА» начал выпускать газозапорную арматуру. К началу нового столетия местное производство остановилось.

Сегодня комплекс зданий Газового завода города Москвы по адресу Нижний Сусальный переулок, 5 перепрофилировали в духе переустройства промышленных объектов Лондона Сохо и Челси, а также центра «Винзавод».

Наземный транспорт от ЖД станций

Савеловский вокзал

Маршруты От станции До остановки
382   Савеловский вокзалАвтобус Метро Белорусская(4 остановки)
т56  т78   Савеловский вокзалАвтобус Тверская Застава(5 остановок)
82   Савеловский вокзалАвтобус Белорусский вокзал(9 остановок)
84   Савеловский вокзалАвтобус Белорусский вокзал(27 остановок)

Рижский вокзал

Маршруты От станции До остановки
т18   Рижский вокзалАвтобус Тверская Застава(12 остановок)
84   Рижский вокзалАвтобус Белорусский вокзал(35 остановок)

Покровско-Стрешнево

Маршруты От станции До остановки
т70   Покровско-СтрешневоАвтобус Белорусский вокзал(18 остановок)
м1  456   Покровско-СтрешневоАвтобус Белорусский вокзал(19 остановок)
т82   Покровско-СтрешневоАвтобус Белорусский вокзал(23 остановки)

Курский вокзал

Маршруты От станции До остановки
т56  т78   Курский вокзалАвтобус Тверская Застава(19 остановок)
82   Курский вокзалАвтобус Белорусский вокзал(35 остановок)

Ярославский вокзал

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.