История становления завода и газового хозяйства Москвы
В первую очередь в нынешнем Нижнем Сусальном переулке, №5 возвели конторский корпус и здание для проживания рабочих (проект зодчего Федора Дмитриева), а затем приступили к строительству газгольдеров по проекту профессора столичного Инженерного института Рудольфа Богдановича Бернгарда. Сами газгольдеры представляли собой резервуары под 20 метров в высоту, 40 в диаметре и заглубленные на 10 метров.
Первое пробное освещение было произведено на улице Кузнецкий Мост в том же 1865 году, 25 декабря. Спустя два дня – 27 декабря – провели торжественное действо по началу «газификации» города Москвы. Мероприятие прошло рядом с Архангельским собором московского Кремля, где был зажжен газовый фонарь.
Спустя три года на улицах Первопрестольной было установлено 3000 газовых уличных светильников.
К 1893 году на территории огромного комплекса Газового завода возвели необходимые производственные корпуса, которые размещались симметрично резервуарам-хранилищам газа и административному корпусу. Проекты исполнили архитекторы Максим Карлович Геппенер, Михаил Петрович Степанов, Александр Константинович Рооп и Николай Павлович Милюков.
К сожалению, вендорная компания несла огромные убытки из-за того, что москвичи, в большинстве своем, не хотели проводить в дома газ. Поводом служили слухи о его вреде для здоровья, а потому обыватели предпочитали обходиться привычными свечками.
Наконец, в 1905 Газовый завод, размещенный в Нижнем Сусальном, владение 5 переходит городу, как и магистральные трубопроводы, которые к тому периоду оказались сильно изношеными и давали утечку текучего газа, доходяшую до четверти его общего производства.
В 1911 году Мосгордума своим решение выделяет на развитие завода и газового хозяйства 4 млн. рублей. На эти средства, для увеличения объемов выпускаемого газа, возвели 6 производственных корпусов, а также дополнительный газгольдер. К работам был привлечен инженер Владимир Григорьевич Шухов, который выполнил проект перекрытий цехов и производств: очистного, водяного газа, электростанции, аппаратного и ретортного, холодильника и регулирующего газгольдера.
При Советах Газовый завод продолжал работать и являлся главным поставщиком газа города Москвы вплоть до 1940-х. После прокладки газовой магистрали из Саратова завод перепрофилировали. Сначала здесь начали выпускать ракетные сопла, а затем, же в 1950-х, приступили к выпуску различного газового оборудования, среди которого счетчики и бытовые плиты.
В 1990-х, тогда уже завод «АРМА» начал выпускать газозапорную арматуру. К началу нового столетия местное производство остановилось.
Сегодня комплекс зданий Газового завода города Москвы по адресу Нижний Сусальный переулок, 5 перепрофилировали в духе переустройства промышленных объектов Лондона Сохо и Челси, а также центра «Винзавод».
Наземный транспорт от ЖД станций
Савеловский вокзал
Маршруты | От станции | До остановки | |
---|---|---|---|
382 | Савеловский вокзалАвтобус | Метро Белорусская(4 остановки) | |
т56 т78 | Савеловский вокзалАвтобус | Тверская Застава(5 остановок) | |
82 | Савеловский вокзалАвтобус | Белорусский вокзал(9 остановок) | |
84 | Савеловский вокзалАвтобус | Белорусский вокзал(27 остановок) |
Рижский вокзал
Маршруты | От станции | До остановки | |
---|---|---|---|
т18 | Рижский вокзалАвтобус | Тверская Застава(12 остановок) | |
84 | Рижский вокзалАвтобус | Белорусский вокзал(35 остановок) |
Покровско-Стрешнево
Маршруты | От станции | До остановки | |
---|---|---|---|
т70 | Покровско-СтрешневоАвтобус | Белорусский вокзал(18 остановок) | |
м1 456 | Покровско-СтрешневоАвтобус | Белорусский вокзал(19 остановок) | |
т82 | Покровско-СтрешневоАвтобус | Белорусский вокзал(23 остановки) |
Курский вокзал
Маршруты | От станции | До остановки | |
---|---|---|---|
т56 т78 | Курский вокзалАвтобус | Тверская Застава(19 остановок) | |
82 | Курский вокзалАвтобус | Белорусский вокзал(35 остановок) |
Ярославский вокзал

Эта тема закрыта для публикации ответов.