№1 — Металлсервис
Первая позиция «Металлсервиса» в рейтинге лучших российских трейдеров не вызывает сомнения. Компания располагает представительствами и складскими площадками не только в основных российских регионах потребления проката, но и в Беларуси. Кроме того, в структуру «Металлсервиса» входят собственные производственные предприятия суммарной мощностью 280 тыс. тонн в год, выпускающие трубы профили, ленту и лист с покрытиями. Годовой объем отгрузки продукции оценивается в 2,5 млн тонн.
По итогам 2018 года компания нарастила выручку на 15,5%, обеспечив доходы от продаж на уровне 90 млрд руб. Если темпы прироста объемов реализации сохранятся, то в 2019 году металлотрейдер преодолеет символический рубеж в 100 млрд руб. выручки. При этом в 2018 году чистая прибыль «Металлсервиса» выросла опережающими темпами — на 48%. По результатам деятельности в 2018 году журнал «Металлоснабжение и сбыт» назвал «Металлсервис» лучшей трейдерской сетью России, а Карачаровская металлобаза стала лучшей по объемам реализации продукции.
Выручка в 2018 году: 90,2 млрд руб. / 1,43 млрд долл.
Изменение выручки к 2017 году: +15,5%
Прибыль до налогообложения: 2,57 млрд руб.
Чистая прибыль: 2,06 млрд руб.
Изменение чистой прибыли к 2017 году: +48,2%
Место в Топ-600 российских компаний по объему реализации: 158 (+1 позиция)
Количество металлобаз: 25.
Общие тенденции в отрасли
В 2018 году сразу 7 независимых металлотрейдеров вошли в число 600 лучших компаний России по объемам реализации продукции. При этом каждый из игроков улучшил свои позиции в Топ-600, что свидетельствует о стабильной ситуации в сегменте металлоторговли и опережающем росте относительно средних показателей экономики.
В сегменте металлоторговли выделяется «большая тройка» компаний: «Металлсервис», «Сталепромышленная компания» и «Металлокомплект-М». Эти три игрока значительно опережают конкурентов по выручке: отрыв «Металлокомплект-М» (№3 рейтинга) от занимающего четвертое место «Металлоторга» составляет 34 млрд руб. (в 1,9 раза больше). Четыре следующих трейдера составляют четверку компаний второго эшелона с объемом выручки от 27 до 38 млрд руб.
В 2018 году сфера металлоторговли Топ-7 компаний обеспечили прирост выручки относительно 2017 года в пределах 15-40%. Наибольшие темпы роста доходов продемонстрировала компания «ДиПОС», нарастившая объем реализации на 40,5%. В абсолютных значениях по приросту выручки лидирует «Сталепромышленная компания», которая прибавила 16,8 млрд руб. к показателю 2017 года. Еще две компании («Металлсервис» и «Металлокомплект-М») за год нарастили выручку более, чем на 10 млрд руб.
По показателю чистой прибыли лидирует «Металлсервис» — единственная компания, преодолевшая рубеж в 2 млрд руб. Также в Топ-2 вошли «Сталепромышленная компания (2 номер рейтинга, 1,77 млрд руб.) и «Металлторг» (4 номер рейтинга, 1,29 млрд руб.). Ни один из остальных игроков не смог преодолеть рубеж в 1 млрд. руб. чистой прибыли.
По приросту прибыли также лидирует «Металлсервис» с показателем 48,2%. В 2018 году рост этого показателя продемонстрировали только 3 компании из Топ-7. Кроме «Металлсервиса» это «Сталепромышленная компания» (+9,7%) и «Металлоторг» (+3,8%). Наиболее сильно потерял в чистой прибыли «Брок-Инвест-Сервис», показатели которого снизились на 49,8%.
В сравнении с «материнской» отраслью — черной металлургией, металлоторговля продемонстрировала инерционный рост выручки. Если 18 металлургических компаний смогли нарастить совокупные доходы от продажи металлопродукции на 27,1%, то 7 трейдеров увеличили суммарный показатель предыдущего года на 25%. При этом доходы независимого сегмента от реализации металлопродукции в 11,7 раза ниже, чем аналогичные показатели ведущих металлургических компаний, которые также располагают собственными сетями по торговле маталлопрокатом (в показатель выручки основных игроков черной металлургии также входит и доход от реализации продукции трейдерам). Разрыв по чистой прибыли еще выше — в 94 раза.
В целом, в 2018 году лидеры независимого рынка металлоторговли укрепили свои бизнес-позиции. Отрасль представляет собой значимого игрока и берет на себя важную функцию перераспределения торговых потоков проката. Находясь ближе к потребителю и предлагая широкий спектр сервисных услуг, металлобазы и СМЦ могут лучше удовлетворить потребности покупателя, особенно в плане выполнения мелкооптовых или специфических заказов.

Эта тема закрыта для публикации ответов.