Новости флота

Алан-э-Дейл       21.08.2022 г.

Историческая справка

Судостроение России берёт своё начало от Петра I, который в 1693 году основал в Архангельске первую промышленную государственную верфь. К 1714 году Российская империя получила свой полноценный парусный флот.

В СССР отрасль активно развивалась и расширялась. Были основаны специальные комиссариаты и ведомства для контроля и модернизации. Рыбопромысловый флот Советского Союза считался первым в мире.

В Российской Федерации новый виток развития начат с момента основания Объединённой судостроительной корпорации. Производство кораблей в этот период времени носит нестабильный характер. С 2010 по 2018 год ежегодно изготавливалось от 22 до 72 гражданских судов и от 22 до 208 военных кораблей.

«Северная верфь», сокращая убытки, избавилась от тысячи сотрудников

Выходить из тяжелой ситуации с сокращением ГОЗа и требованием властей РФ наращивать долю гражданской продукции (что требует огромных инвестиций со стороны предприятий, а денег у них на это нет) «Адмиралтейские верфи» будут, скорее всего, на пару с другим питерским крупным предприятием судостроительной отрасли — «Северной верфью», занявшей по итогам 2017 года в рейтинге «Реального времени» седьмое место. В отличие от своего собрата, СВ нарастили выручку на 41%: с 13,6 до 19,2 млрд рублей. Но не сказать, что хотя бы это предприятие работает стабильно: так, в 2015 году выручка тоже вырастала на 35%, с 13,5 млрд до 18,3 млрд рублей. Фактически в 2017 году «Северная верфь» откатилась к показателям 2016 года, когда предприятие оказалось в кризисе. В результате чего его возглавил новый директор Игорь Пономарев. К тому же, в отличие от «Адмиралтейских верфей», предприятие закрыло 2017 год с убытком в 1,6 млрд рублей, хотя и сократив его на 200 млн рублей. Кредиторская задолженность составила 27 млрд рублей. На ликвидность компании повлияло то, что почти 19 млрд рублей — это выручка, «исчисленная по мере готовности заказа, но не предъявленная к оплате». Если оплата пройдет в 2018 году, компания может показать прибыль.

В годовой отчетности предприятия отмечается, что в 2017 году, оптимизируя издержки, здесь сократили численность персонала с 4 040 до 3 826 человек, сегодня же там работают уже 2 946 человек. Таким образом, компания избавилась от 1 000 своих сотрудников. В пассив компании стоит отнести и то, что она не успела сдать военным три заказанных корабля: судно связи, судно тылового обеспечения и головной фрегат «Адмирал Горшков».

Фрегат «Адмирал Горшков» отправился в пункт постоянной дислокации город Североморск 1 сентября 2018 года. Фото mil.ru

Хотя текущий портфель заказов и обеспечивает загрузку мощностей «Северной верфи» до 2020—2021 года, на предприятии уже заявили о планах «глубокой кооперации с «Адмиралтейскими верфями». О планах перевести северо-западные верфи на новый принцип работы в ОСК заявили в мае 2018 года. Принцип заключается в создании «распределенной верфи»: части корабля или судна создаются параллельно сразу на нескольких предприятиях, после чего соединяются в конечном пункте сборки. Такая концепция якобы должна позволить сократить компаниям инвестпрограммы на развитие гражданского производства в 3,5 раза. Но воплотить в жизнь эту концепцию в течение нескольких месяцев и даже лет вряд ли получится. У «Северной верфи», о модернизации которой на 30 млрд рублей говорили еще в 2015 году, пока действительно нет свободных средств для инвестиций. Сумму в 30 млрд рублей компании выделило большей частью государство, и только летом 2018 года (остальное вложит ОСК).

Вложив 2 млрд в модернизацию, «Севмаш» может получить заказ на авианосцы. На «гражданку» приходится всего 5% контрактов

Чистая прибыль компании за 2016 год составила 5,7 млрд рублей, финансовые результаты за 2017 год до сих пор не опубликованы. Впрочем, если верить годовому отчету ОСК за 2017 год, оборот в Архангельской области (всего шесть предприятий, вошедших в наш рейтинг), где работают «Севмаш» и ЦС «Звездочка» (второе место в рейтинге «Реального времени»), составил 145,3 млрд рублей, а чистая прибыль — 10,6 млрд рублей. При известной чистой прибыли «Звездочки» в размере почти 1 млрд рублей за 2016 год, можно предположить, что на «Севмаш» приходится как минимум более 5 млрд рублей чистой прибыли. В этом году «Севмаш» объявил тендер на реконструкцию в размере почти 2 млрд рублей. Всего же для реконструкции российских верфей может потребоваться до полутриллиона рублей, но глава ОСК Алексей Рахманов планирует привлечь лишь 91 млрд рублей.

В этом году «Севмаш» объявил тендер на реконструкцию в размере почти 2 млрд рублей. Фото korabley.net

На фоне минусовых финансовых показателей многих активов ОСК именно «Севмаш» со «Звездочкой» демонстрируют успехи. А Рахманов заговорил о возможности постройки авианосцев на мощностях «Севмаша». На самом заводе, исполняя пожелание Мантурова, ведут переговоры с «Новатэком» о строительстве завода на плавучих бетонных основаниях. Пока же доля гособоронзаказа (он сегодня практически выполнен) на «Севмаше» составляет 95%, и лишь оставшиеся 5% — контракты военно-технического сотрудничества и гражданская продукция.

Технологические процессы

Современное судостроение работает по принципу блочного метода. Этот способ подразумевает модульную сборку корабля на месте постройки. Изготовление модулей производится на отдельных технических линиях.

У каждого предприятия могут быть свои секреты и нюансы производственного процесса, но основные моменты остаются неизменными на каждом судостроительном заводе. Главные этапы:

  • закладка судна;
  • заготовительный;
  • блочный;
  • стапельный;
  • достроечный;
  • сдаточный.

Закладка судна – это формирование корпуса корабля. Традиционно начинается с киля, но при наличии современного стапеля может осуществляться и секционным методом из уже готовых частей.

Заготовительный этап – это сборка необходимых деталей и материалов. Все ресурсы, необходимые для постройки, должны быть привезены и укомплектованы заранее.

Блочный этап – сборка деталей в модульные блоки, которые в дальнейшем могут быть транспортированы в ангар и собраны там в отдельное судно. Части свариваются и обрабатываются, но не окрашиваются.

Стапельный этап подразумевает сборку судна из заранее заготовленных блоков. Здесь корпус проходит первые технические испытания на прочность, изоляцию и водонепроницаемость.

Достроечный этап требует спуска судна на воду. Теперь все технические процессы будут осуществляться уже на поверхности воды. Погружается тяжёлое оборудование, заканчивается изоляция корпуса. Завершается достроечная фаза покраской судна.

Сдаточный этап – это последний шаг перед выпуском корабля в воду. Осуществляется швартовка, ходовые работы, ревизия судна.

Судостроение является приоритетной отраслью тяжелой промышленности. Так, больше 90% грузов до сих пор переправляются между континентами на кораблях из-за низкой стоимости и высокой надёжности этого метода.

Как ЗПКБ наконец «уплыло» из ОСК в казанские руки «Ак Барса»

Как известно, основной акционер Зеленодольского завода им. Горького — холдинг «Ак Барс» (63,1%; еще 25% принадлежит правительству РТ, остальное — у Росимущества) давно пытался «откусить» ЗПКБ от «Объединенной судостроительной корпорации», госхолдинга, подконтрольного напрямую министру промышленности Денису Мантурову. Он занимает третье место в судостроительном рейтинге «Реального времени» с оборотом в материнской компании в 44,7 млрд рублей (см. ниже). Противником «раскола» было, во-первых, внутреннее руководство самого ЗПКБ: экс-гендиректор бюро Виталий Волков полагал, что переход этого актива в руки «Ак Барса» означал бы отсечение от проектов ОСК и превращение его в «локальное КБ при заводе». По случайному совпадению, в прошлом году следователи СКР по РТ завели на Волкова уголовное дело — формально за то, что компания слабо тратилась на собственное развитие и не получала ожидаемой прибыли. Дело все-таки прекратили, но здоровье Волкова после этого пошатнулось, и штурвал ЗПКБ перешел к Евгению Жиркову. Во-вторых, противником изменений была Москва: еще в ноябре 2017 года ОСК выступала категорически против передачи бюро АО «Холдинговая компания «Ак барс». Но уже в феврале 2018 года «Ак Барс» объявил о создании своей судостроительной корпорации, в которую, помимо зеленодольского завода, должны были войти ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», ОАО «Казанский завод «Электроприбор»» и ряд других местных предприятий.

Окончательно Казань победила ближе к осени, когда Владимир Путин подписал указ о передаче 11,9% акций зеленодольского завода и 75% (минус одна акция) ЗПКБ Татарстану — 6% останется у ОСК. За этот «дар» Татарстан должен до 2023 года привлечь не менее 300 млн рублей инвестиций в развитие завода и не менее 150 млн рублей — в проектно-конструкторское бюро. Акции будут переданы до конца 2019 года — за это время власти РТ, РФ и руководство компании обязаны подписать соглашение о мероприятиях по развитию потенциала предприятий, концентрации ресурсов для проектов строительства кораблей и судов и модернизации производства за счет привлекаемых РТ инвестиций.

Второй актив — КЭТЗ, напротив, ушел фактически из-под контроля РТ: о том, что «Ростех» собирается обменять часть акций «КАМАЗа» на ряд активов ВПК, находящихся в собственности Татарстана, говорили весь год: на вопрос «Реального времени» о камазовской доле, от которой «Ростех» готов отказаться в обмен на крупные пакеты акций ряда предприятий Татарстана, Сергей Чемезов в июне предположил, что речь будет идти о 3%. В итоге «Ростех» снизил долю в уставном капитале КАМАЗа на 2,8%, отдав их Татарстану. В обмен он приобрел 38,25% акций АО «Радиоприбор», 41,06% АО «Альметьевский завод «Радиоприбор»» и 42,6% АО «Казанский электротехнический завод». Стоимость приобретаемых активов для каждой из сторон составила 2,7 млрд рублей. В отличие от ЗПКБ, КЭТЗ показывает прибыль третий год подряд, хотя в 2017 году она снизилась почти в четыре раза, составив 123,3 млн рублей.

«Ростех» снизил долю в уставном капитале КАМАЗа на 2,8%, отдав их Татарстану. Фото tatarstan.ru

Вклад отрасли в экономику страны

Судостроение как отрасль промышленности занимается изготовлением плавучих средств разных габаритов и целевого назначения. Все выпускаемые судостроительными заводами корабли можно условно разделить на несколько категорий:

  • военные суда;
  • подводные лодки;
  • катера;
  • ледоколы;
  • сухогрузы;
  • танкеры;
  • промышленные суда;
  • пассажирские корабли;
  • специальные суда (плавкран, буксир, спасатель);
  • другие корабли, не попадающие в общую классификацию (десантные, тральщики, разведывательные).

Экономисты называют судостроение одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в Российской Федерации. Известно, что один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях.

Для России судовое строение – это не только создание новых рабочих мест, но и производство конкурентоспособного на международном рынке продукта. Количество закупаемых у РФ судов гражданского пользования, по данным Росстата, с каждым годом возрастает в среднем на 2%.

Пока ОСК страдает из-за сокращения оборонзаказа, Сечин строит на Востоке танкеры для «Роснефти»

Главным риском в самой ОСК считают сокращение расходов бюджета Минобороны РФ — основного заказчика военного кораблестроения и судоремонта — на модернизацию флота, из-за чего планируется «диверсифицировать долгосрочный портфель гражданских заказов». Казус еще и в том, что дальневосточные верфи, «откушенные» Сечином, довольно спокойно могут выполнить указ президента РФ об увеличении доли госзаказа. Так, пилотную загрузку комплексу «Звезда» обеспечивает компания «Роснефть», заключившая эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на мощностях верфи. В настоящее время в портфеле заказов верфи — 12 танкеров класса «Афрамакс», серийное производство которых было начато дальневосточной сечинской «дочкой» в ноябре этого года.

Для исполнения решения о переходе военной судостроительной отрасли РФ на гражданский курс (об этом заявлял еще и главный ее куратор Денис Мантуров) доли от продажи гражданской и военной продукции к 2030 году должны уравняться (производство «гражданки» должно составить 150—200 млрд рублей, ГОЗ, соответственно, столько же). Отдельные наблюдатели, впрочем, отмечают уже сегодняшние сложности: так, ОСК поставила в прошлом году вдвое меньше кораблей, чем в 2016-м (восемь против четырех). По итогам 2018 года доля гражданской продукции в выручке ОСК должна составить всего 16%. До конца 2018 года в совет директоров ОСК должен войти экс-губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, уже пообещавший вывести компанию на один уровень с «Газпромом» и «Роснефтью».

Наиболее заметные предприятия отрасли

Военное и гражданское производство судов в Российской Федерации производится на 168 предприятиях, большая часть которых расположена в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Северодвинске и Калининградской области. Наиболее заметные предприятия отрасли:

  • АО «Центр судоремонта «Звёздочка»;
  • Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»;
  • АО «Судостроительная фирма «АЛМАЗ»;
  • АО «Красное Сормово»;
  • АО «Балтийский завод»;
  • АО «Судостроительный завод «Северная верфь»;
  • АО «Адмиралтейские верфи»;
  • АО «Центр судоремонта «Дальзавод»;
  • АО «Амурский судостроительный завод»;
  • Федеральное государственное унитарное предприятие «Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе»;
  • АО «Азовская судоверфь».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Судостроительные заводы и Судоремонтные заводы.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.