Почему корпус самолета делают из дюралюминиевых трубок? общее представление

Алан-э-Дейл       20.07.2022 г.

Общие сведения и область применения авиационного алюминия

Наиболее замечательной характеристикой авиационного Al-alloy является то, что его прочность может быть улучшена деформационной термической обработкой. Это комплексный процесс, который сочетает усиление пластической деформации с усилением фазового перехода во время термообработки. В процессе пластической деформации аэроалюминиевого сплава происходят изменения кристаллической структуры, такие как динамическое восстановление, рекристаллизация, суб-динамическая рекристаллизация, статическая рекристаллизация и статическое восстановление.

Легкий, прочный и гибкий, авиационный алюминий стал идеальным материалом для выпуска самолетов, иногда его называют «крылатый металлом».Al-alloy составляют 75-81% современного самолета. Он был фактически впервые использован в авиации до изобретения самолета. Граф Фердинанд Цеппелин изготавливал рамы для дирижаблей из алюминия.

Прорыв, положивший основу развития авиации, произошел в 1903 году, когда братья Райт первыми облегчили конструкцию Flyer-1, применив Al-alloy. Тогда автомобильные двигатели весили слишком много и не создавали достаточной мощности, чтобы позволить самолету подняться в воздух. Поэтому для Flier-1 был построен специальный двигатель, в котором были установлены детали, такие как блок цилиндров, отлитый из алюминия.

Самолеты собирались из Al листов, которые соединялись заклепками. Количество их в большом самолете достигает миллионов штук. Некоторые модели используют прессованные панели вместо листов, например, крыло крупнейшего в мире грузового самолета Ан-124-100 «Руслан», способного перевозить до 120 тонн груза, состоит из восьми прессованных алюминиевых панелей шириной 9 метров каждая. Крыло спроектировано таким образом, что оно будет продолжать выполнять свои функции, даже если панели повреждены.

Корабль “Восток-1”

Авиационный сплав используются в корпусе космических кораблей. В 1957 в Советском Союзе был запущен первый спутник из алюминиевого сплава. В 1961 год запущена капсула «Восток-1» в виде сферы из алюминиевого сплава, в которой советский космонавт Юрий Гагарин перемещался по орбите Земли. Сегодня сплав используется водородных ракетных баках, в наконечниках ракет. Детали ракет-носителей и орбитальных станций, а также узлы крепления солнечных батарей — все эти элементы изготовлены из Al-alloy. Даже твердотопливные ракетные ускорители сделаны из алюминия. Они используются на первой стадии космического полета и состоят из Al-alloy порошка, окислителя, такого как перхлорат аммония, и связующего вещества.

Например, самая мощная в мире ракета-носитель “Сатурн-5”, которая может вывести на орбиту 140 тонн груза сжигает 36 тонн алюминиевого порошка за время, необходимое для достижения орбиты.

Маркировка алюминия и алюминиевых сплавов

Чистый алюминий маркируется в зависимости от содержания в нем примесей, различается;

  • А999 — алюминий особой чистоты;
  • А995, А99, А97, А95 — алюминий высокой чистоты;
  • А85, А8, … — алюминий технической чистоты.

        Алюминий особой чистоты применяется в производстве полупроводниковых приборов и для исследовательской работы.

        Алюминий высокой чистоты применяется для плакирования деталей электро- и радиооборудования.

        Алюминий технической чистоты используется для приготовления алюминиевых сплавов, изготовления проводов, прокладок

      Технический  алюминий  обозначается    буквами  АД   (алюминий деформируемый), в случае использования более чистого алюминия ставится цифра  1. Сочетание букв АМг и АМц означает сплав алюминия (А) с магнием (Mг) и марганцем (Мц). У сплавов алюминия с магнием цифра показывает процентное содержание магния. Так, например, сплавы марок АМгЗ, АМг5, АМг6 содержат соответственно 3, 5 и 6% магния.

Сплавы в виде полуфабриката обозначаются буквами, которые ставятся после маркировки сплава: А — означает, что сплав повышенного качества, из лучшего алюминия; М — мягкий, отожженный; П — полунагартованный (степень обжатия 40%): Н — нагартованный (степень обжатия 80%). Так, отожженные сплавы обозначаются АДМ, АМцАМ, полунагартованные — АМгАП и нагартованиые — АД1Н. АМгЗН.

       Дюралюминий обозначают буквой Д и цифрой, показывающей условный номер сплава, например сплав Д1, Д16, Д18, Д20. Некоторые сплавы, разработанные и последнее время, с маркировкой В65 ВД17 (дюралюминий, покрытый тонким слоем чистого алюминия для придания сплаву коррозионной стойкости) называют алькледом (Альклед это термин, торговая марка)

       Высокопрочный сплав алюминия с цинком и магнием обозначается В94, В95, В96 (вторая цифра указывает номер сплава).

       Состояние полуфабрикатов высокопрочных сплавов и характер плакировки также имеют буквенно-цифровую маркировку: М— мягкий, отожженный; Т— термически обработанный, закаленный и естественно состаренный. T1- термически обработанный, закаленный и искусственно состаренный; Н — нагартованный (нагартовка листов дюралюминия около 5—7%, а сплавов В95—3%); H1—усиленно нагартованный (нагартовка листов около 20%); В — повышенное качество выкатки закаленных и состаренных листов; О — повышенное качество выкатки отожженных листов; Б — листы без плакировки или с технологической плакировкой; УП — утолщенная плакировка (8% на сторону); ГК — горячекатаные листы, плиты; ТПП — закаленные и состаренные профили повышенной прочности (для Д16).

        Геометрическая маркировка. В конце маркировки для листового материала указывается его толщина в миллиметрах, а для профилей — условное цифровое обозначение формы сечения и размеров. Например, маркировка Д16АТНВЛ2,5 означает, что плакированный листовой дюралюминий Д16 — повышенного качества, термически обработан, нагартован и имеет повышенное качество выкатки. Толщина листа 2,5 мм.

       Заклепочные сплавы. Сплавы, идущие на изготовление заклепок, имеют в маркировке букву П (сплав для проволоки), например ДЗП, Д16П.

       Алюминиевые сплавы для ковки и горячей штамповки обозначаются буквами АК (алюминиевые ковочные) и цифрой — условным номером сплава, например сплавы АК4, АК4-1, АК6, АК6-1, АК8. Дополнительная цифра -1  показывает, что сплав является близкой модификацией сплава без цифры.

        Разработанные в последнее время ковочные сплавы имеют нестандартную маркировку, например сплав Д20.

       Литейные алюминиевые сплавы обозначаются буквами АЛ (алюминиевые литейные) и цифрой, показывающей условный номер сплава, например сплав АЛ2, АЛ4. АЛ9 и т. д. Исключение составляют новые марки литейных сплавов ВИ-11-3, В300, В14-А.

        Силумины. В зависимости от состава все алюминиевые литейные сплавы делятся на силумины, представляющие собой сплавы алюминия и кремния (АЛ2. АЛ4, АЛ9), и легированные силумины — сплавы алюминия и кремния с добавкой меди (АЛЗ, АЛ5. АЛ9) или магния (АЛ 13, ВИ-11-3). Применяются также альтмаг — сплав алюминия и магния (АЛ8)—и сплавы алюминия с медью (АЛ7, АЛ 19).

       Режимы термообработки. Для литейных алюминиевых и магниевых сплавов применяют следующие обозначения режимов термической обработки: T1— старение; Т2 — отжиг; Т4 — закалка; Т5 — закалка и частичное старение; Т6 —закалка и полное старение до наибольшей твердости; Т7 — закалка и стабилизирующий отпуск; Т8 — закалка и смягчающий отпуск. Например, обозначение АЛ4Т6 показывает, Что сплав АЛ4 подвергается термической обработке по режиму Т6, состоящему из закалки и полного старения.

Виды и специализации пилотов

По традиции пилотом считается любой специалист, управляющий воздушным судном самостоятельно или с помощью коллег. В то же время мечтающему о полетах школьнику лучше серьёзно задуматься, какую профессию выбрать после 11 класса, поскольку в авиации есть много самостоятельных направлений:

  1. Частный пилот. По сути, это любитель. Может летать на малых моторных самолетах в свое удовольствие и даже катать пассажиров, но не имеет права брать за это деньги;
  2. Коммерческий пилот. По лицензии может управлять самолетами бизнес-класса, в том числе и реактивными, а также перевозить людей и грузы ради получения дохода;
  3. Линейный пилот. Имеет право пилотировать пассажирские авиалайнеры и тяжёлые транспортные самолеты любых типов в качестве командира или второго пилота;
  4. Пилот-инструктор. Занимается практической подготовкой новичков в летной школе, помогая им осваивать навыки пилотирования легких моторных самолетов;
  5. Пилот планера. Может управлять только безмоторными летательными аппаратами. Для перевозки людей должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета;
  6. Пилот свободного аэростата. Допускается к полету на воздушных шарах, дирижаблях и других аппаратах легче воздуха самостоятельно или в составе экипажа;
  7. Пилот СЛА. Имеет право летать на легких безмоторных дельтапланах и парапланах, а также на мотодельтапланах, мотопарапланах и микросамолетах весом до 495 кг.

Помимо специализации, в отрасли существует также система квалификации, которая определяет уровень допуска сотрудников к задачам разного уровня сложности и отчасти влияет на то, сколько зарабатывают пилоты гражданской авиации в России:

  • Третий класс получают выпускники летных колледжей и академий, имеющие более 200 часов налёта. С такой квалификацией они имеют право совершать коммерческие рейсы на воздушных судах с взлётным весом до 30 тонн в качестве второго пилота;
  • Второй класс присваивают пилотам многомоторных самолетов, имеющих налет более 2000 часов и стаж работы в третьем классе от 2 лет. Они могут работать командирами лайнеров с взлетным весом до 200 тонн и вместимостью до 200 пассажиров;
  • Первый класс имеют пилоты со стажем работы во втором классе от 2 лет и налетом более 4000 часов. Их допускают к управлению любыми воздушными судами массой свыше 200 тонн и вместимостью более 200 пассажиров в качестве командира.

Маркировка и состав

Существует много марок авиационных сплавов, но в мире пользуются европейской по стандарту ISO. Современные авиационные конструкции с алюминиевым сплавом имеют маркировку для высокопрочных 2 серии (2024, 2017, 2а12) и сверхпрочных 7 серии (7075, 7475, 7050, 7а04), а также частично 5 (5a06, 5052, 5086) и 6 (6061, 6082) серии. Цена 6 серии на российском рынке колеблется 280-300 руб. за килограмм.

Аэрокосмический алюминий в основном используется для обшивки поверхности крыла, длинного прогона плоскости крыла, края крыла на балках, перемычки, стрингера фюзеляжа, направляющих сидений, балки киля, боковой рамы, обшивки фюзеляжа, нижней стенки.

Твердый алюминий с маркировкой 2024, 2А12, 2017А – алюминиево-магниевые медные сплавы широко используются в авиации поскольку имеют хорошую прочность, ударную вязкость, сопротивление усталости, хорошую пластичность и используются для изготовления крышек, проставок и ребер. Его цена за 1 кг на рынках России варьируется от 190-200 руб./кг.

Сверхтвердый алюминий7075, 7A09 – сплав алюминия, цинка, магния и меди, обычно используемый, с высоким пределом прочности и пределом текучести, большой несущей способностью, для изготовления верхней крышки крыла и балки. На бирже в Москве этот алюминий (цена) реализуется по 280 руб./кг.

Электрика

Алюминий и ряд сплавов на его основе находят применение в электротехнике, благодаря хорошей электропроводности, коррозионной стойкости, небольшому удельному весу, и, что немаловажно, меньшей стоимостью, по сравнению с медью и ее проводниковыми сплавами. В зависимости от величины удельного электросопротивления, алюминиевые сплавы подразделяют на проводниковые и сплавы с повышенным электрическим сопротивлением

В зависимости от величины удельного электросопротивления, алюминиевые сплавы подразделяют на проводниковые и сплавы с повышенным электрическим сопротивлением.

Удельная электрическая проводимость электротехнического алюминия марок А7Е и А5Е составляет порядка 60 % от проводимости отожженной меди по международному стандарту. Технический алюминий АД0 и электротехнический А5Е используют для изготовления проводов, кабелей и шин. Применение в электротехнической промышленности получили низколегированные сплавы алюминия системы Al-Mg-Si АД31, АД31Е.

Сплавы алюминия, повышающие его прочность и улучшающие другие свойства, получают введением в него легирующих добавок, таких, как медь, кремний, магний, цинк, марганец.

Дуралюмин

Дуралюмин (дюраль, дюралюминий, от названия немецкого города, где было начато промышленное производство сплава) – сплав алюминия (основа) с медью (Cu: 2,2 – 5,2%), магнием (Mg: 0,2 – 2,7 %) марганцем(Mn: 0,2 – 1 %). Подвергается закалке и старению, часто плакируется алюминием. Является конструкционным материалом длZ авиационного и транспортного машиностроения.

Рисунок 6 – Дюралюминий листовой

Силумин

Силумин – легкие литейные сплавы алюминия (основа) с кремнием (Si: 4 – 13 %), иногда до 23 % и некоторыми другими элементами: Cu, Mn, Mg, Zn, Ti, Be). Из него изготавливают детали сложной конфигурации, главным образом в авто- и авиастроении.

Рисунок 7 – Силумин Рисунок 8 – Магналии 

Магналии

Магналии – сплавы алюминия (основа) с магнием (Mg: 1 – 13 %) и другими элементами, обладающие высокой коррозийной стойкостью, хорошей свариаемостью, высокой пластичностью. Из них изготавливают фасонные отливки (литейные магналии), листы, проволоку, заклепки и т. д. (деформируемые магналии).

По широте применения сплавы алюминия занимают второе место после стали и чугуна .

Характеристика алюминия

Чтобы понимать, какие свойства имеют сплавы алюминия, нужно знать характеристики основного материала. Он представляет собой лёгкий и блестящий металл. Алюминий хорошо проводит тепло и электричество благодаря чему из него изготавливают провода и различные радиодетали. Из-за низкой температуры плавления его не используют в сильно нагревающихся конструкциях.

Сверху алюминий защищён оксидной плёнкой, которая защищает материал от разрушительного воздействия факторов окружающей среды. В природе этот металл содержится в составе горных пород. Чтобы улучшить характеристики алюминия, к нему добавляют другие материалы и получаются более качественные смеси.

Состав алюминия и его сплавов обуславливает характеристики готовых изделий. Чаще всего, к этому металлу добавляют медь, марганец и магний.

Температура плавления алюминия — 660 градусов по Цельсию. По сравнению с другими металлами это низкий показатель, который ограничивает область применения металла. Чтобы повысить его жаростойкость, к нему добавляют железо. Дополнительно в состав сплава добавляется марганец и магний. Эти компоненты повышают прочность готового состава. В итоге получается сплав известный под названием «дюралюминий».

Отдельно нужно поговорить о том, как магний влияет на характеристики сплава:

  1. Алюминиевый сплав с большим количеством магния будет обладать высоким показателем прочности. Однако его коррозийная устойчивость значительно снизится.
  2. Оптимальное количество магния в составе — 6%. Таким образом можно избежать покрытия поверхностей ржавчиной и появления трещин при активной эксплуатации.

Смесь марганца с алюминием позволяет получить материал, который невозможно обрабатывать термическим методом. Закалка не будет изменять структуру металла и его характеристики.

Чтобы добиться максимальных показателей прочности не в убыток коррозийной устойчивости, изготавливаются смеси из алюминия, цинка и магния. Особенности сплава:

  1. Повысить показатель прочности можно с помощью термической обработки.
  2. Нельзя пропускать через заготовки из этой смеси электричество. Связано это с тем, что после пропускания тока ухудшится устойчивость к коррозийным процессам.
  3. Чтобы повысить устойчивость к образованию и развитию коррозии, в алюминиевый сплав добавляется медь.

Также к основному материалу может добавляться железо, титан или кремний. От новых компонентов изменяется температура плавления, показатель прочности, текучесть, пластичность, электропроводность и коррозийная устойчивость.

Плавление алюминия

Виды и свойства алюминиевых сплавов

Алюминиево-магниевые сплавы

Эти пластичные сплавы обладают хорошей свариваемостью, коррозийной стойкостью и высоким уровнем усталостной прочности.

В алюминиево-магниевых сплавах содержится до 6% магния. Чем выше его содержание, тем прочнее сплав. Повышение концентрации магния на каждый процент увеличивает предел прочности примерно на 30 МПа, а предел текучести — примерно на 20 МПа. При подобных условиях уменьшается относительное удлинение, но незначительно, оставаясь в пределах 30–35%. Однако при содержании магния свыше 6% механическая структура сплава в нагартованном состоянии приобретает нестабильных характер, ухудшается коррозийная стойкость.

Для улучшения прочности в сплавы добавляют хром, марганец, титан, кремний или ванадий. Примеси меди и железа, напротив, негативно влияют на сплавы этого вида — снижают свариваемость и коррозионную стойкость.

Алюминиево-марганцевые сплавы

Это прочные и пластичные сплавы, которые обладают высоким уровнем коррозионной стойкости и хорошей свариваемостью.

Для получения мелкозернистой структуры сплавы этого вида легируют титаном, а для сохранения стабильности в нагартованном состоянии добавляют марганец. Основные примеси в сплавах вида Al-Mn — железо и кремний.

Сплавы алюминий-медь-кремний

Сплавы этого вида также называют алькусинами. Из-за высоких технических свойств их используют во втулочных подшипниках, а также при изготовлении блоков цилиндров. Обладают высокой твердостью поверхности, поэтому плохо прирабатываются.

Алюминиево-медные сплавы

Механические свойства сплавов этого вида в термоупрочненном состоянии порой превышают даже механические свойства некоторых низкоуглеродистых сталей. Их главный недостаток — невысокая коррозионная стойкость, потому эти сплавы обрабатывают поверхностными защитными покрытиями.

Алюминиево-медные сплавы легируют марганцем, кремнием, железом и магнием. Последний оказывает наибольшее влияние на свойства сплава: легирование магнием значительно повышает предел текучести и прочности. Добавление железа и никеля в сплав повышает его жаропрочность, кремния — способность к искусственному старению.

Алюминий-кремниевые сплавы

Сплавы этого вида иначе называют силуминами. Некоторые из них модифицируют добавками натрия или лития: наличие буквально 0,05% лития или 0,1% натрия увеличивает содержание кремния в эвтектическом сплаве с 12% до 14%. Сплавы применяются для декоративного литья, изготовления корпусов механизмов и элементов бытовых приборов, поскольку обладают хорошими литейными свойствами.

Сплавы алюминий-цинк-магний

Прочные и хорошо обрабатываемые. Типичный пример высокопрочного сплава этого вида — В95. Подобная прочность объясняется высокой растворимостью цинка и магния при температуре плавления до 70% и до 17,4% соответственно. При охлаждении растворимость элементов заметно снижается.

Основной недостаток этих сплавов — низкую коррозионную стойкость во время механического напряжения — исправляет легирование медью.

Авиаль

Авиаль — группа сплавов системы алюминий-магний-кремний с незначительными добавлениями иных элементов (Mn, Cr, Cu). Название образовано от сокращения словосочетания «авиационный алюминий».

Применять авиаль стали после открытия Д. Хансоном и М. Гейлером эффекта искусственного состаривания и термического упрочнения этой группы сплавов за счет выделения Mg2Si.

Эти сплавы отличаются высокой пластичностью и удовлетворительной коррозионной стойкостью. Из авиаля изготавливают кованые и штампованные детали сложной формы. Например, лонжероны лопастей винтов вертолетов. Для повышения коррозионной стойкости содержание меди иногда снижают до 0,1%.

Также сплав активно используют для замены нержавеющей стали в корпусах мобильных телефонов.

Нефтяная и химическая промышленность

Освоение новых месторождений, увеличение глубины скважин выдвигают определенные требования к материалам, применяемым для изготовления деталей и узлов нефте- и газопромыслового оборудования и аппаратуры для переработки продуктов нефти.

Рисунок 5 – Нефтяная вышка

Высокая удельная прочность алюминиевых сплавов позволяет уменьшить массу бурильного оборудования, облегчить их транспортабельность и обеспечить прохождение глубоких скважин.

Коррозионностойкие алюминиевые сплавы дают возможность повысить эксплуатационную надежность бурильных, насосно-компрессорных и нефтегазопроводных труб. Повышенная сопротивляемость коррозионному растрескиванию позволяет применить алюминиевые сплавы при изготовлении емкостей для хранения нефти и ее продуктов.

Основным конструкционным материалом при изготовлении бурильных труб из алюминиевых сплавов является сплав марки Д16.

Высокую стойкость к сырой нефти и некоторым бензинам показали алюминиевые сплавы АМг2, AMr3, АМг5 и АМг6. Из перечисленных магналиевых сплавов наиболее технологичным сплавом для изготовления аппаратов является сплав АМг2, особенно при изготовлении конденсаторов и холодильников на нефтеперегонных заводах.

В США оборудование для нефтяной промышленности изготовляется из алюминиевых сплавов серии Зххх, 5ххх и 6ххх. В конструкции бурового оборудования применяют трубы из сплава 6063. Морские платформы собираются из труб 6061, 6063, а также из высокопрочных сплавов марок 2014 и 7075. Из алюминия АДОО, АДО и АД1 изготовляют емкости, колонны, конденсаторы и т.п. для производства уксусной кислоты, сульфирования жирных спиртов, хлората калия, натриевой и аммиачной селитры, синильной кислоты и т.д.

Химической промышленности рекомендованы алюминиевые сплавы АМц, АМг2, АМгЗ, АМг5 для изготовления сосудов, работающих под давлением при температурах     от – 196 до +150 °С.

Из алюминия АДОО, АДО и АД1 изготовляют емкости, колонны, конденсаторы и т.п. для производства уксусной кислоты, сульфирования жирных спиртов, хлората калия, натриевой и аммиачной селитры, синильной кислоты и т.д.

В США в зависимости от условий эксплуатации аппаратуры химической промышленности применяют сплавы серий 1ххх, Зххх, 5ххх. В отдельных случаях для обеспечения наибольшей прочности применяют термически упрочняемые сплавы 2ххх и 7ххх с пониженной коррозионной стойкостью.

Емкости для хранения химических продуктов выполняют из сплавов высокой коррозионной стойкости – 1100 или 3003; сосуды высокого давления – из сплавов 5052 или 6063; тара, цистерны и другие виды оборудования для хранения уксусной кислоты, высокомолекулярных жирных кислот, спиртов и других продуктов – из сплавов 3003, 6061, 6063, 5052; емкости для озоносодержащих растворов удобрений из сплавов 3004; 5052 и 5454; емкости для хранения растворов нитрата аммония из сплавов 1100, 3003, 3004, 5050, 5454, 6061 и 6062 .

Время рекордов

19 октября 1912 года в Москве начинает работу небольшое производство авиадвигателей французской компании «Гном-Рон», которое должно было обеспечивать моторами молодую российскую авиацию. В 1915 году из Риги эвакуируется авиамоторный завод «Мотор», а в 1917 году французы строят еще один завод в Москве под названием «Сальмсон». После революции вся авиапромышленность национализируется, и в 1927 году московские авиамоторные предприятия объединяются в завод №24 им. М.В. Фрунзе.


Рабочие механического цеха завода «Гном» и французский инженерный персонал с мотором «Гном» 60 л.с., 1913 год

В 1927 году завод приступает к серийному производству двигателя М-17, на котором в 1929 году бомбардировщик АНТ-4 «Страна Советов» совершил исторический перелет Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Во многом благодаря работе завода Советский Союз в короткое время смог получить независимость от других стран в авиастроении.


АНТ-4 «Страна Советов»

В 1930-е годы под руководством главного конструктора А.А. Микулина на заводе №24 выпускается семейство разработанных им моторов марки «АМ». С их помощью поднимались в небо самолеты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7. На самолетах этих моделей было установлено множество мировых рекордов и совершены уникальные перелеты. Например, в 1937 году команда летчика В.П. Чкалова на самолете АНТ-25 пролетела без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки. Американцы были удивлены качеством советского авиадвигателя АМ-34, которому не потребовалось ремонта для обратной дороги. Этот и последующие перелеты стали триумфом всей отечественной авиации и моторостроения в частности.

Применение нелегированого алюминия

Марки рафинированного алюминия

Рафинированным алюминием называют алюминий с чистотой от 99,99 % до 99,9999 %. За рубежом чистоту такого алюминия часто обозначают “4N to 6N” – по количеству девяток (Nine). Его получают специальными методами из первичного алюминия. Марки рафинированного алюминия находят применение в следующих областях:

  • Фольга для электролитических конденсаторов (марка 1199)
  • Производство полупроводников
  • Плит для производства плоских дисплеев
  • Распайка выводов в электронной промышленности
  • Производство тонких пленок
  • Производство высокочистого оксида алюминия и высокочистых порошков
  • Электронные накопители (диски памяти)
  • Для изделий с зеркальной поверхностью и ювелирных изделий
  • Производство сверхчистых алюминиевых сплавов для аэрокосмической промышленности

Марки алюминия технической чистоты

  • Электрические проводники: проволока, витые прводники, шины, полосы трансформаторов (марки 1350)
  • Литографические плиты (марка 1100)
  • Упаковка: фольга из алюминия марки (марки 1100, 1145, 1050, 1235)
  • Прессованные трубы для пищевой, химической и пивоваренной промышленности (марки 1050, 1060)
  • Теплообменники (марки 1050, 1070, 1145)
  • Системы пассивной сейсмической защиты. Низкий предел текучести и высокая пластичность применяются для эффективного рассеивания сейсмической энергии при землетрясениях (марка 1050А)
  • Алюминиевые бутылки (марки 1050А и 1070А)

Сферы применения

Применение авиационного алюминия, благодаря удачному сочетанию свойств, охватывает практически все отрасли техники. Сплавы АД33, АД31 и АВ широко используются в сфере строительства для изготовления самых разнообразнейших конструкций. Широко применяется авиаль, соответственно, в авиации. Из него изготовляются детали и конструкции для самолетов, лопасти вертолетов. Авиаль участвует даже в конструкциях оформления интерьера самолета.

Автомобильная промышленность использует авиационный алюминий для деталей кузовов и шасси автомобилей. В электротехнической сфере промышленности авиаль применяется в качестве материала для изготовления проводников — труб, профилей, шин

Не обошла вниманием такой материал и отрасль атомной промышленности. Здесь авиационный алюминий выступает в роли защитных оболочек твэл, которые располагаются в некоторых видах водоохлаждающих реакторов

Дополнительно стоит заметить, что дюралюминий достаточно часто применяется в криогенной технике, судостроительстве, при изготовлении железнодорожного транспорта и предметов бытового назначения.

Авиационный алюминий, цена которого достаточно высока, тем не менее, получил широкое распространение. Во многом этому обстоятельству благоприятствовал легкий вес металлического сплава, его пластичность и выведенные экспериментальным путем, показатели прочности. Авиационный алюминий обладает прекрасными механическими свойствами, он чрезвычайно устойчив к образованию коррозии, имеет высокие показатели усталостной прочности и ударной вязкости. Из авиаля легко получаются даже детали с достаточно сложной конструкцией, к примеру, лонжероны лопастей винтов вертолетов.

Состав авиационного алюминия

Позже авиационный алюминий стал обладателем еще одного названия — дюралюминий. К тому моменту его формула стала несколько отличаться. Здесь легирующими элементами выступили: медь, занимающая 4,5% от общей массы, магний (1,6%) и марганец (0,7%). Для данного сплава вывели типовое значения предела текучести, которое составляет 450 МПа. Но показатель может меняться зависимо от различия в составе и способа, применяемого для термообработки. Фирменным названием дюралюминия стал термин «дюраль». В русском языке этот термин употребляется не как фирменное название, а преимущественно в разговорном жанре или же в профессионально-жаргонном.

Авиационный алюминий марка — это понятие, представляющее собой определенную аббревиатуру, выражающую суть состава алюминиевого сплава. Алюминий типа «авиаль», в состав которого, как уже говорилось выше, входят магний и кремний, маркируются аббревиатурами АД, АМц, АЛ и АВ, если сплав с добавлением меди, тогда А8. Дюралюминиевые сплавы обозначаются Д, В. Авиационный алюминий, маркируемый аббревиатурой АВ отлично противостоит коррозийному воздействию, к тому же обладает повышенной пластичностью.

Сплавы АД также обладают повышенной коррозийной стойкостью, удовлетворительно свариваются, их можно обрабатывать с помощью резки. Резка осуществляется в состаренном или же закаленном состоянии. Кроме того, сплавы с аббревиатурой АД пригодны для использования во влажной среде, включая морскую воду. Интервал возможной эксплуатационной температуры составляет диапазон от -70 до +50 градусов Цельсия. Наиболее трудно поддаются пайке авиали с аббревиатурой АМц, а также сплавы АЛ2 (4), В95. Зато у этих сплавов более низкая температура плавления.

Заключение

К сожалению, далеко не в каждой специальности удовольствию от работы сопутствует материальное благополучие. Глядя на то, сколько зарабатывают учителя в России, можно вообще усомниться в адекватности современной системы оплаты труда. Однако профессия пилота является исключением: её обладатели не только занимаются любимым делом, но и получают за это хорошее вознаграждение. Главное — помнить о том, что:

Не нужно брать на себя все решения. Преимущества экипажа из нескольких пилотов как раз в том, что каждый проявляет свои лучшие навыки;
Нельзя небрежно относиться к организационным обязанностям. Летчикам отчеты и инструкции кажутся бесполезными, но они влияют на их статус в компании;
Автоматизация выглядит впечатляюще, но не стоит игнорировать навыки ручного пилотирования

Чрезмерное доверие компьютеру уже вызвало немало аварий;
Пилоту важно иметь план жизни после отставки. Можно придумать идею бизнеса или освоить другие самые востребованные профессии 2021 года в Москве.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.