Содержание
- История сельскохозяйственного машиностроения
- Номинация № 2. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ЛИДЕРЫ ПО РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗА ГОД (2019/2018)
- Обзор 7 крупнейших машиностроительных заводов России
- Судостроение
- Развитие машиностроения в мире
- Отраслевой состав машиностроения
- Группы машиностроения
- Проблемы машиностроительного комплекса России
История сельскохозяйственного машиностроения
Сельхозтехника совершенствуется столько, сколько человек обрабатывает землю, выращивает скот и пр.
В средине XIX в. в Голландии уже использовались самоходные плуги, оснащенные одновременно двумя паровыми двигателями. В то же время в США и Европе плуги были прицепные, крепились к тракторам на паровом ходу. Примерно в этот же период появляются паровые комбайны, а в 1910 г. они уже были оснащены бензиновым двигателем внутреннего сгорания.
Первые российские заводы, выпускавшие различную сельскохозяйственную технику, стали появляться в XIX в.:
- 1802 г. – завод Вильсона по производству земледельческих орудий;
- 1832 г. – завод братьев Бутеноп, выпускавший молотилки и веялки;
- 1840 г. – завод Бобринского, производивший плуги, распашники, сеялки, углубители;
- 1863 г. – широко известный Запорожский завод сельхозорудий, впоследствии переименованный при советской власти в «Коммунар».
Революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война затормозили развитие сельхозмашиностроения почти на 20 лет. Только в конце 20-х гг. оно начало возрождаться. Массово строились заводы по выпуску сельхозтехники, однако их продукция по технологическому оснащению всегда уступала зарубежным аналогам. Это отставание сохранилось по сей день.
Номинация № 2. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ЛИДЕРЫ ПО РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗА ГОД (2019/2018)
№ |
Компания |
Прирост производительности труда в 2019-м по сравнению с 2018-м, в % |
Регион |
1 |
Брянский арсенал |
234 |
Брянская область |
2 |
Электромеханика |
167 |
Тверская область |
3 |
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им Н.И. Сазыкина» |
116 |
Приморский край |
4 |
ЗВЕЗДА |
111 |
Санкт-Петербург |
5 |
Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента» |
102 |
Свердловская область |
6 |
Тяжмехпресс (Завод по выпуску тяжелых механических прессов) |
87 |
Воронежская область |
7 |
Сибирское специальное бюро электротермического оборудования |
76 |
Новосибирская область |
8 |
ММП им. В.В. Чернышева |
68 |
Москва |
9 |
Пензенский завод компрессорного машиностроения |
60 |
Пензенская область |
10 |
Рузаевский завод химического машиностроения |
57 |
Республика Мордовия |
11 |
ИЛ (Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина) |
53 |
Москва |
12 |
НЕФАЗ |
51 |
Республика Башкортостан |
13 |
Чебоксарский агрегатный завод |
49 |
Республика Чувашия |
14 |
Криогенмаш |
47 |
Московская область |
15 |
Кузнецов |
46 |
Самарская область |
16 |
Судостроительный завод «Вымпел» |
43 |
Ярославская область |
17 |
Промтрактор |
41 |
Республика Чувашия |
18 |
НПП «Старт» им. А.И. Яскина |
38 |
Свердловская область |
19 |
Дукс |
38 |
Москва |
20 |
ТЯЖМАШ |
36 |
Самарская область |
21 |
Амурский судостроительный завод |
35 |
Хабаровский край |
22 |
Уралкриомаш |
33 |
Свердловская область |
23 |
Бугульминский электронасосный завод |
32 |
Республика Татарстан |
24 |
Сиблитмаш |
31 |
Новосибирская область |
25 |
Муромский стрелочный завод |
30 |
Владимирская область |
26 |
Смоленский авиационный завод |
29 |
Смоленская область |
27 |
Ижевский завод нефтяного машиностроения |
29 |
Республика Удмуртия |
28 |
ЗАРЕМ |
28 |
Республика Адыгея |
29 |
Тверской вагоностроительный завод |
28 |
Тверская область |
30 |
Электростальский завод тяжелого машиностроения |
28 |
Московская область |
31 |
Пролетарский завод |
27 |
Санкт-Петербург |
32 |
Заводоуковский машиностроительный завод |
26 |
Тюменская область |
33 |
Мордовское Агротехническое Машиностроение |
25 |
Республика Мордовия |
34 |
Монолит |
22 |
Брянская область |
35 |
Калужский турбинный завод |
21 |
Калужская область |
36 |
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева |
21 |
Москва |
37 |
Коломенский Завод |
21 |
Московская область |
38 |
Северное производственное объединение «Арктика» |
21 |
Архангельская область |
39 |
ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова |
20 |
Санкт-Петербург |
40 |
Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» |
20 |
Московская область |
41 |
Каменск-Уральский литейный завод |
20 |
Свердловская область |
42 |
МТЗ ТРАНСМАШ |
20 |
Москва |
43 |
Завод Старт |
19 |
Курганская область |
44 |
Воронежское акционерное самолётостроительное общество |
19 |
Воронежская область |
45 |
Демиховский машиностроительный завод |
19 |
Московская область |
46 |
НПП «Респиратор» |
18 |
Московская область |
47 |
Авиаагрегат |
18 |
Самарская область |
48 |
Краснодарский завод «Нефтемаш» |
17 |
Краснодарский край |
49 |
Казанькомпрессормаш |
16 |
Республика Татарстан |
50 |
АК Туламашзавод |
15 |
Тульская область |
51 |
Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» |
15 |
Республика Удмуртия |
52 |
Ишимский механический завод |
15 |
Тюменская область |
53 |
Казанское моторостроительное производственное объединение |
14 |
Республика Татарстан |
54 |
Чепецкий механический завод |
14 |
Республика Удмуртия |
55 |
Волгограднефтемаш |
12 |
Волгоградская область |
56 |
Псковский электромашиностроительный завод |
12 |
Псковская область |
57 |
Курганский машиностроительный завод |
11 |
Курганская область |
58 |
Шадринский автоагрегатный завод |
11 |
Курганская область |
59 |
ОДК -Уфимское моторостроительное производственное объединение |
11 |
Республика Башкортостан |
60 |
НПО «ЭЛСИБ» |
10 |
Новосибирская область |
61 |
КАМАЗ |
10 |
Республика Татарстан |
62 |
Санкт-Петербургское открытое акционерное общество «Красный Октябрь» |
10 |
Санкт-Петербург |
63 |
ОДК-Стар |
9 |
Пермский край |
64 |
Гидроагрегат |
8 |
Нижегородская область |
65 |
Бердский электромеханический завод |
8 |
Новосибирская область |
66 |
Димитровградский завод химического машиностроения |
7 |
Ульяновская область |
67 |
Тутаевский моторный завод |
7 |
Ярославская область |
68 |
ПК «Новочеркасский электровозостроительный завод» |
7 |
Ростовская область |
69 |
Завод им. В.А. Дегтярева |
7 |
Владимирская область |
70 |
ОДК-Сатурн |
7 |
Ярославская область |
71 |
Челябинский кузнечно-прессовый завод |
6 |
Челябинская область |
72 |
ТКЗ «Красный котельщик» |
6 |
Ростовская область |
73 |
Контур |
6 |
Новгородская область |
74 |
Белебеевский завод «Автонормаль» |
6 |
Республика Башкортостан |
75 |
Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус (Hyundai Motor Company) |
6 |
Санкт-Петербург |
76 |
НПО Наука |
6 |
Москва |
77 |
Уральские локомотивы |
5 |
Свердловская область |
78 |
Вяземский машиностроительный завод |
4 |
Смоленская область |
79 |
АК «Корвет» |
4 |
Курганская область |
80 |
Ступинское машиностроительное производственное предприятие |
4 |
Московская область |
Обзор 7 крупнейших машиностроительных заводов России
Среди заводов России лидерами являются компании машиностроительной отрасли. Самые большие по размеру выручки производственные компании: АВТОВАЗ, КАМАЗ, УРАЛВАГОНЗАВОД, Автодизель, ГАЗ, Ижорские заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения.
Крупные производственные предприятия России представлены объединениями компаний, соединяющими непосредственно производство (заводы) с последующей реализацией продукции (например, автоцентры) для максимизации прибыли в условиях кризиса и высокой конкуренции. Одной из главных отраслей мировой промышленности является машиностроение. Обзор проводится среди лидеров страны данной отрасли.
Список крупных производственных предприятий России в области машиностроения составлен на основании представленных экспертными центрами, данных ЕГРЮЛ и бухгалтерских отчетностей организаций. Ранжирование лидеров осуществляется в зависимости от размеров выручки, полученной компаниями в 2016 году.
В анализ не включались данные консолидированных отчетностей по группам.
Уральский завод тяжелого машиностроения
www.uralmash.ru
Место регистрации – Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург
Сведения об учредителях (по данным Контур.Фокус):
Сведения о руководстве: генеральный директор Кузнецов А.Л.
Баланс (млрд руб.) | 20,9 | 18,7 | +11% |
Выручка (млрд руб.) | 6 | 3,5 | +69% |
Чистая прибыль (млрд руб.) | -1,3 | -2,6 | +49% |
Завод функционирует с 1983 года. В настоящее время поставки технологического оборудования, производимого УРАЛМАШЗАВОД, осуществляются в 42 страны, в том числе Болгарию, Иран, Белоруссию, Германию и т.д.
Направления производственного процесса:
- Изготовление и поставка оборудования для горной промышленности (дробилки, экскаваторы, мельницы и т.д.);
- Разработка технологической продукции для обеспечения металлургической отрасли (станы, агломерационные машины) Является единственным в стране разработчиком и поставщиком обжиговых конвейерных машин.
- Производство подъемных кранов.
Кадровая политика: по состоянию на 01.04.17 — 1050 сотрудников.
Общественная деятельность: участие в возрождении легендарного баскетбольного клуба.
Ижорские заводы
www.omz-izhora.ru
Место регистрации – Россия, г. Санкт-Петербург, г.Колпино
Сведения об учредителях (по данным Контур.Фокус):
- ОАО Объединенные машиностроительные заводы;
- ООО Брента
Сведения о руководстве: генеральный директор Шарапов А.Ю.
Баланс (млрд руб.) | 12,2 | 17,5 | -30% |
Выручка (млрд руб.) | 6,8 | 6,4 | +7% |
Чистая прибыль (млн руб.) | 174 | -749 | +123% |
Предприятие основано в 1722 году, в настоящее время входит в группу одного из главных предприятий тяжелого машиностроения страны (ОМЗ).
Основные направления производственного процесса:
- Разработка и изготовление оборудования атомного энергетического комплекса (корпусное оборудование энергетических реакторов);
- Изготовление сосудов давления для нефтеперерабатывающей, нефтехимической отраслей;
- Производство металлургических заготовок из стали.
Кадровая политика:
1268 сотрудников по состоянию на 28.09.16.
Открыт собственный центр подготовки кадров «Профессионал», представляющий программы по обучению кадров, переквалификации, подготовки к аттестации специалистов.
В г. Колпино функционирует музей истории ПАО, коллекция которого содержит фотографии, архивы, дневники, видеофильмы, посвященные истории развития завода.
(Фото опубликовано на сайте Администрации Санкт-Петербурга gov.spb.ru)
ГАЗ
gazgroup.ru
Место регистрации – Россия, г. Нижний Новгород
Информация об учредителях: Государственный Комитет Российской Федерации по Управлению Государственным Имуществом
Сведения об управлении обществом: ООО «УК «ГРУППА ГАЗ»
Судостроение
Калининградский судостроительный завод «Янтарь»
Основная статья: Судостроение России
Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.
В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.
По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.
Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.
В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.
Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.
Развитие машиностроения в мире
Определение 1
Машиностроение – это основная отрасль машиностроения, на которую приходится 35% стоимости мировой продукции промышленности.
Так же машиностроение по праву считается наиболее трудоемкой отраслью, особенно приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение и др.
Главным условием развития машиностроения служит обеспечение отрасли квалифицированной рабочей силой, наличие научных центров.
Сравнительная близость к сырьевой базе требуется далеко не всем отраслям машиностроения, главным образом этого требует тяжелое машиностроение (производство металлургического, горно-шахтерского оборудования и т. п.).
Замечание 1
К странам лидерам можно отнести небольшую группу стран, таких как США (30%), Япония (15%), ФРГ (10%), так же в это список можно внести Францию, Великобританию и Польшу. В этих странах хорошо развиты все отрасли машиностроения, так же высок экспорт машин (свыше 80%).
Не смотря на быстрые темпы развития машиностроения за рубежом, к лидерам так же можно причислить Россию (6%) и Китай (3%). Машиностроение развивающихся стран, в отличие от уже развитых стран, основанное на дешевизне рабочей силы, направленно в основном на выпуск массовых и трудоемких, невысокого качества изделиях. При этом современными машиностроительными заводами располагают далеко не все развивающиеся страны (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Мексика).
Отраслевой состав машиностроения
Машиностроение подразделяют на три группы:
- Общее машиностроение, которое включает в себя станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. Общее машиностроение обусловлено как штучной, так и массовой продукцией. Так же общее машиностроение тесно связанно с другими отраслями. Самыми крупными поставщиками продукции общего машиностроения считаются такие развитые страны как, Германия, США, Япония. Так же развитые страны являются главными поставщиками на мировой рынок станков.
-
Транспортное машиностроение, вторая по масштабности и значимости отрасль машиностроения. В свою очередь данная отрасль делится на группы:
- Автомобилестроение – это ведущая отрасль транспортного машиностроения. Каждый год 40% выпускаемой продукции идет на экспорт. 75% выпускаемых автомобилей – легковые, 25% — грузовые. Самыми крупными поставщиками автомобилей являются страны США, Япония, Германия, Италия, Франция. Для таких стран как Китай, Южная Корея, Польша — это весьма новая отрасль.
- Авиаракетно-космическая промышленность. Отличается большой наукоемкостью, продукция выпускается только крупными фирмами. Фирмами предъявляются высокие требования к работникам, к научно-производственной базе. Применяются сложные технологии. Сложный и большой состав отрасли (выпуск самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и тп.). в данной группе можно выделить два направления: гражданское и военное. Данная группа сформирована в странах с развитой наукой (США, Россия, Франция, ФРГ).
- Судостроение отличается высокой материалоемкостью и трудоемкостью. В последнее время роль данной подгруппы в мире уменьшается. Но не смотря на это доля специального транспорта растет, тогда как доля пассажирского наоборот, уменьшается. Центры мирового судового производства переместились из Западной Европы и США в Азию (Корея, КНР).
- Производство железнодорожного оборудования – это самая старейшая отрасль промышленности. Так же, как и судостроение, производство железнодорожного оборудования в Западной Европе, заметно сокращается, но при этом темп ее развития в Азии (КНР, Индия) заметно увеличивается. Европа же в свою очередь, переходит на выпуск скоростных поездов.
-
Электротехника и электроника являются самыми наукоемкими отраслями промышленности, но зато это самая быстропрогрессирующая отрасль. Однако внутри самой отрасли рост выпуска электроники сокращается, а микросхем и ЭВМ наоборот растут. Так же быстро растут связи внутри отрасли и взаимосвязь с другими отраслями промышленности. Мировыми лидерами в производстве электроники являются США, Япония (около 90% микросхем), Корея, Тайвань.
На сегодняшний день 25% продукции машиностроения приходится на развивающиеся странны. Особое место отводится странам СНГ, которые имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Наиболее большое развитие получили военно-промышленный комплекс, авиационная промышленность, бытовая электроника.
Учитывая все это можно выделить четыре наиболее развитых регионов мирового машиностроения:
- США, Канада, Мексика. На них приходится 1/3 стоимости продукции машиностроения. здесь производятся все виды продуктов машиностроения не зависимо от уровня сложности. Самый большой экспортер машин, наукоемкой продукции. Так же стоит отметить большую часть авиаракетного и космического машиностроения, принадлежащего США.
- ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. На эти страны так же приходится 1/3 стоимости продукции. В отличии от стран Северной Америки, Европа выпускает в основном массовую машиностроительную продукцию. Особенно много производится продукции общего машиностроения. Лидером среди стран Европы по выпуску машиностроительной продукции является ФРГ.
- Восточная и Юго-восточная Азия. На данные регионы приходится четверть производимой продукции. Основной стимулятор развития машиностроения является дешевая рабочая сила. Наиболее крупной страной в этом регионе является Япония – крупнейший в мире экспортер машиностроительной продукции, таких отраслей как микроэлектроника, электротехника, робототехника. Другие страны, такие как Китай, Сингапур, Таиланд, Корея, занимаются производством более трудоемкой, но менее сложной продукции.
- СНГ. Для большинства стран этого региона, машиностроение — это главная отрасль международной специализации. Особое место здесь отводится военно-промышленному производству. Лидером стран СНГ по праву считается Россия. Не смотря на большие возможности развития, в международном развитии можно выделить только производство вооружения и космической техники.
Группы машиностроения
Машиностроение делится на три группы:
- трудоёмкое;
- металлоёмкое;
- наукоёмкое.
В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы:
- тяжёлое машиностроение;
- общее машиностроение;
- среднее машиностроение;
- точное машиностроение;
- производство металлических изделий и заготовок;
- ремонт машин и оборудования.
Общее машиностроение
Машиностроительная промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства, которое определяет дальнейшее ускорение и развитие научно-технического процесса в других отраслях. Основными задачами машиностроения является непрерывное повышение качества машин и оборудования, совершенствование роста производительности труда на предприятиях. Выполнению этих задач способствуют организация работы на основе современных средств производства, внедрение передовой технологии и прогрессивной технологической оснастки.
Общее машиностроение представлено:
-
транспортным машиностроением:
- железнодорожное машиностроение и вагоностроение;
- судостроение;
- авиационная промышленность;
- ракетно-космическая отрасль;
- сельскохозяйственным машиностроением;
- производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
- оружестроение (оборонное производство)
Тяжёлое машиностроение
Тяжёлое машиностроение — группа отраслей машиностроения, занятых разработкой и производством:
- металлургического оборудования (металлургия);
- горно-шахтного оборудования;
- тяжёлого кузнечно-прессового оборудования;
- подъёмно-транспортного оборудования и машин (подъёмно-транспортное машиностроение): грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеров и пр.);
- тяжёлых экскаваторов;
- оборудования для генерации и передачи электрической энергии (энергомашиностроение);
- и другого оборудования.
Разработка и производство технологического оборудования по отраслям:
- строительное и коммунальное машиностроение;
- сельскохозяйственное машиностроение;
- нефтегазовое машиностроение;
- химическое машиностроение;
- лесопромышленное машиностроение.
Среднее машиностроение
В состав среднего машиностроения входят:
- автомобилестроение (автомобильная промышленность);
- тракторостроение (тракторостроение);
- станко-инструментальное машиностроение (станкостроение, инструментальная промышленность);
- разработка и производство технологического оборудования для лёгкой и пищевой промышленности (оборудование лёгкой промышленности, оборудование пищевой промышленности);
- строительство роботов (робототехника);
- строительство бытовых приборов (промышленность бытовых приборов и машин).
В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.
Точное машиностроение
Ведущие отрасли точного машиностроения:
- приборостроение;
- радиотехническое и электронное машиностроение (радиотехническая и электронная промышленность);
- электротехническая промышленность.
Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
Производство металлических изделий и заготовок
- Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры.
- Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволоки, канатов, гвоздей, крепежа.
Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к примеру использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.
Проблемы машиностроительного комплекса России
Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:
- Износ основных фондов, превышающий 50%. И это, при крайне низком уровне обновления. Подчас, промышленные корпуса заводов и фабрик требуют сноса или капитального ремонта, а оборудование, отслужившее более полустолетия – замены. Сегодня недопустимо работать на станках и машинах, отслуживших эксплуатационный срок. В среднем, при надлежащем обслуживании, он составляет 22 года.
- Инвестиционная непривлекательность. Кто будет вкладывать средства в практически полностью изношенное оборудование, производящее никому ненужную продукцию?
- Отсутствие гибкости, возможности своевременного манёвра для быстрого перехвата наиболее выгодных заказов. Слишком глубокая специализация, рассчитанная на гарантированныйдлительный, устойчивый сбыт, порождает своеобразный консерватизм, препятствующий кардинальным, резким изменениям направления деятельности. Что приводит к простоям, старению оборудования, потери материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.
- Предельно низкий уровень инноваций. Современное производство требует не только внедрения передовых технологий, но и обладания новейшими, конкурентоспособными разработками.
- Старение кадров. Отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению. Здесь одним из решающих факторов является уровень оплаты труда, заставляющий перспективную молодёжь искать работу в других регионах страны или за рубежом.
Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.

Эта тема закрыта для публикации ответов.