Мировые центры машиностроения

Алан-э-Дейл       02.05.2022 г.

История сельскохозяйственного машиностроения

Сельхозтехника совершенствуется столько, сколько человек обрабатывает землю, выращивает скот и пр.

В средине XIX в. в Голландии уже использовались самоходные плуги, оснащенные одновременно двумя паровыми двигателями. В то же время в США и Европе плуги были прицепные, крепились к тракторам на паровом ходу. Примерно в этот же период появляются паровые комбайны, а в 1910 г. они уже были оснащены бензиновым двигателем внутреннего сгорания.

Первые российские заводы, выпускавшие различную сельскохозяйственную технику, стали появляться в XIX в.:

  • 1802 г. – завод Вильсона по производству земледельческих орудий;
  • 1832 г. – завод братьев Бутеноп, выпускавший молотилки и веялки;
  • 1840 г. – завод Бобринского, производивший плуги, распашники, сеялки, углубители;
  • 1863 г. – широко известный Запорожский завод сельхозорудий, впоследствии переименованный при советской власти в «Коммунар».

Революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война затормозили развитие сельхозмашиностроения почти на 20 лет. Только в конце 20-х гг. оно начало возрождаться. Массово строились заводы по выпуску сельхозтехники, однако их продукция по технологическому оснащению всегда уступала зарубежным аналогам. Это отставание сохранилось по сей день.  

Номинация № 2. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ЛИДЕРЫ ПО РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ЗА ГОД (2019/2018)

Компания

Прирост производительности труда в 2019-м по сравнению с 2018-м, в %

Регион

1

Брянский арсенал

234

Брянская область

2

Электромеханика

167

Тверская область

3

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им Н.И. Сазыкина»

116

Приморский край

4

ЗВЕЗДА

111

Санкт-Петербург

5

Нижнетуринский машиностроительный завод «Вента»

102

Свердловская область

6

Тяжмехпресс (Завод по выпуску тяжелых механических прессов)

87

Воронежская область

7

Сибирское специальное бюро электротермического оборудования

76

Новосибирская область

8

ММП им. В.В. Чернышева

68

Москва

9

Пензенский завод компрессорного машиностроения

60

Пензенская область

10

Рузаевский завод химического машиностроения

57

Республика Мордовия

11

ИЛ (Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина)

53

Москва

12

НЕФАЗ

51

Республика Башкортостан

13

Чебоксарский агрегатный завод

49

Республика Чувашия

14

Криогенмаш

47

Московская область

15

Кузнецов

46

Самарская область

16

Судостроительный завод «Вымпел»

43

Ярославская область

17

Промтрактор

41

Республика Чувашия

18

НПП «Старт» им. А.И. Яскина

38

Свердловская область

19

Дукс

38

Москва

20

ТЯЖМАШ

36

Самарская область

21

Амурский судостроительный завод

35

Хабаровский край

22

Уралкриомаш

33

Свердловская область

23

Бугульминский электронасосный завод

32

Республика Татарстан

24

Сиблитмаш

31

Новосибирская область

25

Муромский стрелочный завод

30

Владимирская область

26

Смоленский авиационный завод

29

Смоленская область

27

Ижевский завод нефтяного машиностроения

29

Республика Удмуртия

28

ЗАРЕМ

28

Республика Адыгея

29

Тверской вагоностроительный завод

28

Тверская область

30

Электростальский завод тяжелого машиностроения

28

Московская область

31

Пролетарский завод

27

Санкт-Петербург

32

Заводоуковский машиностроительный завод

26

Тюменская область

33

Мордовское Агротехническое Машиностроение

25

Республика Мордовия

34

Монолит

22

Брянская область

35

Калужский турбинный завод

21

Калужская область

36

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева

21

Москва

37

Коломенский Завод

21

Московская область

38

Северное производственное объединение «Арктика»

21

Архангельская область

39

ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова

20

Санкт-Петербург

40

Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск»

20

Московская область

41

Каменск-Уральский литейный завод

20

Свердловская область

42

МТЗ ТРАНСМАШ

20

Москва

43

Завод Старт

19

Курганская область

44

Воронежское акционерное самолётостроительное общество

19

Воронежская область

45

Демиховский машиностроительный завод

19

Московская область

46

НПП «Респиратор»

18

Московская область

47

Авиаагрегат

18

Самарская область

48

Краснодарский завод «Нефтемаш»

17

Краснодарский край

49

Казанькомпрессормаш

16

Республика Татарстан

50

АК Туламашзавод

15

Тульская область

51

Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг»

15

Республика Удмуртия

52

Ишимский механический завод

15

Тюменская область

53

Казанское моторостроительное производственное объединение

14

Республика Татарстан

54

Чепецкий механический завод

14

Республика Удмуртия

55

Волгограднефтемаш

12

Волгоградская область

56

Псковский электромашиностроительный завод

12

Псковская область

57

Курганский машиностроительный завод

11

Курганская область

58

Шадринский автоагрегатный завод

11

Курганская область

59

ОДК -Уфимское моторостроительное производственное объединение

11

Республика Башкортостан

60

НПО «ЭЛСИБ»

10

Новосибирская область

61

КАМАЗ

10

Республика Татарстан

62

Санкт-Петербургское открытое акционерное общество «Красный Октябрь»

10

Санкт-Петербург

63

ОДК-Стар

9

Пермский край

64

Гидроагрегат

8

Нижегородская область

65

Бердский электромеханический завод

8

Новосибирская область

66

Димитровградский завод химического машиностроения

7

Ульяновская область

67

Тутаевский моторный завод

7

Ярославская область

68

ПК  «Новочеркасский электровозостроительный завод»

7

Ростовская область

69

Завод им. В.А. Дегтярева

7

Владимирская область

70

ОДК-Сатурн

7

Ярославская область

71

Челябинский кузнечно-прессовый завод

6

Челябинская область

72

ТКЗ «Красный котельщик»

6

Ростовская область

73

Контур

6

Новгородская область

74

Белебеевский завод «Автонормаль»

6

Республика Башкортостан

75

Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус (Hyundai Motor Company)

6

Санкт-Петербург

76

НПО Наука

6

Москва

77

Уральские локомотивы

5

Свердловская область

78

Вяземский машиностроительный завод

4

Смоленская область

79

АК «Корвет»

4

Курганская область

80

Ступинское машиностроительное производственное предприятие

4

Московская область

Обзор 7 крупнейших машиностроительных заводов России

Среди заводов России лидерами являются компании машиностроительной отрасли. Самые большие по размеру выручки производственные компании: АВТОВАЗ, КАМАЗ, УРАЛВАГОНЗАВОД, Автодизель, ГАЗ, Ижорские заводы, Уральский завод тяжелого машиностроения.

Крупные производственные предприятия России представлены объединениями компаний, соединяющими непосредственно производство (заводы) с последующей реализацией продукции (например, автоцентры) для максимизации прибыли в условиях кризиса и высокой конкуренции. Одной из главных отраслей мировой промышленности является машиностроение. Обзор проводится среди лидеров страны данной отрасли.

Список крупных производственных предприятий России в области машиностроения составлен на основании представленных экспертными центрами, данных ЕГРЮЛ и бухгалтерских отчетностей организаций. Ранжирование лидеров осуществляется в зависимости от размеров выручки, полученной компаниями в 2016 году.

В анализ не включались данные консолидированных отчетностей по группам.

Уральский завод тяжелого машиностроения

www.uralmash.ru

Место регистрации – Россия, Свердловская обл., г. Екатеринбург

Сведения об учредителях (по данным Контур.Фокус):

Сведения о руководстве: генеральный директор Кузнецов А.Л.

Баланс (млрд руб.) 20,9 18,7 +11%
Выручка (млрд руб.) 6 3,5 +69%
Чистая прибыль (млрд руб.) -1,3 -2,6 +49%

Завод функционирует с 1983 года. В настоящее время поставки технологического оборудования, производимого УРАЛМАШЗАВОД, осуществляются в 42 страны, в том числе Болгарию, Иран, Белоруссию, Германию и т.д.

Направления производственного процесса:

  • Изготовление и поставка оборудования для горной промышленности (дробилки, экскаваторы, мельницы и т.д.);
  • Разработка технологической продукции для обеспечения металлургической отрасли (станы, агломерационные машины) Является единственным в стране разработчиком и поставщиком обжиговых конвейерных машин.
  • Производство подъемных кранов.

Кадровая политика: по состоянию на 01.04.17 — 1050 сотрудников.

Общественная деятельность: участие в возрождении легендарного баскетбольного клуба.

Ижорские заводы

www.omz-izhora.ru

Место регистрации – Россия, г. Санкт-Петербург, г.Колпино

Сведения об учредителях (по данным Контур.Фокус):

  • ОАО Объединенные машиностроительные заводы;
  • ООО Брента

Сведения о руководстве: генеральный директор Шарапов А.Ю.

Баланс (млрд руб.) 12,2 17,5 -30%
Выручка (млрд руб.) 6,8 6,4 +7%
Чистая прибыль (млн руб.) 174 -749 +123%

Предприятие основано в 1722 году, в настоящее время входит в группу одного из главных предприятий тяжелого машиностроения страны (ОМЗ).

Основные направления производственного процесса:

  • Разработка и изготовление оборудования атомного энергетического комплекса (корпусное оборудование энергетических реакторов);
  • Изготовление сосудов давления для нефтеперерабатывающей, нефтехимической отраслей;
  • Производство металлургических заготовок из стали.

Кадровая политика:

1268 сотрудников по состоянию на 28.09.16.

Открыт собственный центр подготовки кадров «Профессионал», представляющий программы по обучению кадров, переквалификации, подготовки к аттестации специалистов.

В г. Колпино функционирует музей истории ПАО, коллекция которого содержит фотографии, архивы, дневники, видеофильмы, посвященные истории развития завода.

(Фото опубликовано на сайте Администрации Санкт-Петербурга gov.spb.ru)

ГАЗ

gazgroup.ru

Место регистрации – Россия, г. Нижний Новгород

Информация об учредителях: Государственный Комитет Российской Федерации по Управлению Государственным Имуществом

Сведения об управлении обществом: ООО «УК «ГРУППА ГАЗ»

Судостроение

Калининградский судостроительный завод «Янтарь»

Основная статья: Судостроение России

Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.

В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.

Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.

В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.

Объём производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.

Развитие машиностроения в мире

Определение 1

Машиностроение – это основная отрасль машиностроения, на которую приходится 35% стоимости мировой продукции промышленности.

Так же машиностроение по праву считается наиболее трудоемкой отраслью, особенно приборостроение, электротехническая промышленность, атомное машиностроение и др.

Главным условием развития машиностроения служит обеспечение отрасли квалифицированной рабочей силой, наличие научных центров.

Сравнительная близость к сырьевой базе требуется далеко не всем отраслям машиностроения, главным образом этого требует тяжелое машиностроение (производство металлургического, горно-шахтерского оборудования и т. п.).

Замечание 1

К странам лидерам можно отнести небольшую группу стран, таких как США (30%), Япония (15%), ФРГ (10%), так же в это список можно внести Францию, Великобританию и Польшу. В этих странах хорошо развиты все отрасли машиностроения, так же высок экспорт машин (свыше 80%).

Не смотря на быстрые темпы развития машиностроения за рубежом, к лидерам так же можно причислить Россию (6%) и Китай (3%). Машиностроение развивающихся стран, в отличие от уже развитых стран, основанное на дешевизне рабочей силы, направленно в основном на выпуск массовых и трудоемких, невысокого качества изделиях. При этом современными машиностроительными заводами располагают далеко не все развивающиеся страны (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Мексика).

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяют на три группы:

  1. Общее машиностроение, которое включает в себя станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. Общее машиностроение обусловлено как штучной, так и массовой продукцией. Так же общее машиностроение тесно связанно с другими отраслями. Самыми крупными поставщиками продукции общего машиностроения считаются такие развитые страны как, Германия, США, Япония. Так же развитые страны являются главными поставщиками на мировой рынок станков.
  2. Транспортное машиностроение, вторая по масштабности и значимости отрасль машиностроения. В свою очередь данная отрасль делится на группы:

    • Автомобилестроение – это ведущая отрасль транспортного машиностроения. Каждый год 40% выпускаемой продукции идет на экспорт. 75% выпускаемых автомобилей – легковые, 25% — грузовые. Самыми крупными поставщиками автомобилей являются страны США, Япония, Германия, Италия, Франция. Для таких стран как Китай, Южная Корея, Польша — это весьма новая отрасль.
    • Авиаракетно-космическая промышленность. Отличается большой наукоемкостью, продукция выпускается только крупными фирмами. Фирмами предъявляются высокие требования к работникам, к научно-производственной базе. Применяются сложные технологии. Сложный и большой состав отрасли (выпуск самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и тп.). в данной группе можно выделить два направления: гражданское и военное. Данная группа сформирована в странах с развитой наукой (США, Россия, Франция, ФРГ).
    • Судостроение отличается высокой материалоемкостью и трудоемкостью. В последнее время роль данной подгруппы в мире уменьшается. Но не смотря на это доля специального транспорта растет, тогда как доля пассажирского наоборот, уменьшается. Центры мирового судового производства переместились из Западной Европы и США в Азию (Корея, КНР).
    • Производство железнодорожного оборудования – это самая старейшая отрасль промышленности. Так же, как и судостроение, производство железнодорожного оборудования в Западной Европе, заметно сокращается, но при этом темп ее развития в Азии (КНР, Индия) заметно увеличивается. Европа же в свою очередь, переходит на выпуск скоростных поездов.
  3. Электротехника и электроника являются самыми наукоемкими отраслями промышленности, но зато это самая быстропрогрессирующая отрасль. Однако внутри самой отрасли рост выпуска электроники сокращается, а микросхем и ЭВМ наоборот растут. Так же быстро растут связи внутри отрасли и взаимосвязь с другими отраслями промышленности. Мировыми лидерами в производстве электроники являются США, Япония (около 90% микросхем), Корея, Тайвань.

На сегодняшний день 25% продукции машиностроения приходится на развивающиеся странны. Особое место отводится странам СНГ, которые имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Наиболее большое развитие получили военно-промышленный комплекс, авиационная промышленность, бытовая электроника.

Учитывая все это можно выделить четыре наиболее развитых регионов мирового машиностроения:

  1. США, Канада, Мексика. На них приходится 1/3 стоимости продукции машиностроения. здесь производятся все виды продуктов машиностроения не зависимо от уровня сложности. Самый большой экспортер машин, наукоемкой продукции. Так же стоит отметить большую часть авиаракетного и космического машиностроения, принадлежащего США.
  2. ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. На эти страны так же приходится 1/3 стоимости продукции. В отличии от стран Северной Америки, Европа выпускает в основном массовую машиностроительную продукцию. Особенно много производится продукции общего машиностроения. Лидером среди стран Европы по выпуску машиностроительной продукции является ФРГ.
  3. Восточная и Юго-восточная Азия. На данные регионы приходится четверть производимой продукции. Основной стимулятор развития машиностроения является дешевая рабочая сила. Наиболее крупной страной в этом регионе является Япония – крупнейший в мире экспортер машиностроительной продукции, таких отраслей как микроэлектроника, электротехника, робототехника. Другие страны, такие как Китай, Сингапур, Таиланд, Корея, занимаются производством более трудоемкой, но менее сложной продукции.
  4. СНГ. Для большинства стран этого региона, машиностроение — это главная отрасль международной специализации. Особое место здесь отводится военно-промышленному производству. Лидером стран СНГ по праву считается Россия. Не смотря на большие возможности развития, в международном развитии можно выделить только производство вооружения и космической техники.

Группы машиностроения

Машиностроение делится на три группы:

  • трудоёмкое;
  • металлоёмкое;
  • наукоёмкое.

В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы:

  • тяжёлое машиностроение;
  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • точное машиностроение;
  • производство металлических изделий и заготовок;
  • ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Машиностроительная промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства, которое определяет дальнейшее ускорение и развитие научно-технического процесса в других отраслях. Основными задачами машиностроения является непрерывное повышение качества машин и оборудования, совершенствование роста производительности труда на предприятиях. Выполнению этих задач способствуют организация работы на основе современных средств производства, внедрение передовой технологии и прогрессивной технологической оснастки.  

Общее машиностроение представлено:

  • транспортным машиностроением:
    • железнодорожное машиностроение и вагоностроение;
    • судостроение;
    • авиационная промышленность;
    • ракетно-космическая отрасль;
  • сельскохозяйственным машиностроением;
  • производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности.
  • оружестроение (оборонное производство)

Тяжёлое машиностроение

Тяжёлое машиностроение — группа отраслей машиностроения, занятых разработкой и производством:

  • металлургического оборудования (металлургия);
  • горно-шахтного оборудования;
  • тяжёлого кузнечно-прессового оборудования;
  • подъёмно-транспортного оборудования и машин (подъёмно-транспортное машиностроение): грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеров и пр.);
  • тяжёлых экскаваторов;
  • оборудования для генерации и передачи электрической энергии (энергомашиностроение);
  • и другого оборудования.

Разработка и производство технологического оборудования по отраслям:

  • строительное и коммунальное машиностроение;
  • сельскохозяйственное машиностроение;
  • нефтегазовое машиностроение;
  • химическое машиностроение;
  • лесопромышленное машиностроение.

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят:

  • автомобилестроение (автомобильная промышленность);
  • тракторостроение (тракторостроение);
  • станко-инструментальное машиностроение (станкостроение, инструментальная промышленность);
  • разработка и производство технологического оборудования для лёгкой и пищевой промышленности (оборудование лёгкой промышленности, оборудование пищевой промышленности);
  • строительство роботов (робототехника);
  • строительство бытовых приборов (промышленность бытовых приборов и машин).

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения:

  • приборостроение;
  • радиотехническое и электронное машиностроение (радиотехническая и электронная промышленность);
  • электротехническая промышленность.

Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры.
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволоки, канатов, гвоздей, крепежа.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к примеру использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Проблемы машиностроительного комплекса России

Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:

  1. Износ основных фондов, превышающий 50%. И это, при крайне низком уровне обновления. Подчас, промышленные корпуса заводов и фабрик требуют сноса или капитального ремонта, а оборудование, отслужившее более полустолетия – замены. Сегодня недопустимо работать на станках и машинах, отслуживших эксплуатационный срок. В среднем, при надлежащем обслуживании, он составляет 22 года.
  2. Инвестиционная непривлекательность. Кто будет вкладывать средства в практически полностью изношенное оборудование, производящее никому ненужную продукцию?
  3. Отсутствие гибкости, возможности своевременного манёвра для быстрого перехвата наиболее выгодных заказов. Слишком глубокая специализация, рассчитанная на гарантированныйдлительный, устойчивый сбыт, порождает своеобразный консерватизм, препятствующий кардинальным, резким изменениям направления деятельности. Что приводит к простоям, старению оборудования, потери материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.
  4. Предельно низкий уровень инноваций. Современное производство требует не только внедрения передовых технологий, но и обладания новейшими, конкурентоспособными разработками.
  5. Старение кадров. Отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению. Здесь одним из решающих факторов является уровень оплаты труда, заставляющий перспективную молодёжь искать работу в других регионах страны или за рубежом.

Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.