Классификация прокатного производства

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Изготовление прокатного стана своими руками

Если вам необходим маломощный прокатный стан для использования в домашней мастерской, то его вполне возможно сделать своими руками. Использовать такое оборудование, несмотря на простоту его конструкции, можно для выполнения различных видов работ. Так, с его помощью получится самостоятельно изготавливать проволоку различного диаметра, рихтовать или резать листовой металл, толщина которого не превышает 0,5 мм.

Для того чтобы изготовить такое прокатное оборудование, понадобятся следующие конструкционные элементы: две мощные стойки, стальной прут диаметром 5 см, верхняя плита, болты с гайками (М10), две шестерни и зубчатое колесо, бронзовые втулки и подшипники, пружины и упоры.

Собирается конструкция такого самодельного прокатного стана в следующей последовательности:

  • из стоек и стальной плиты путем их соединения при помощи болтов и гаек создается подобие клети;
  • на стойках монтируют два рабочих вала, которые предварительно вытачивают из стального прутка и закаляют для придания им повышенной твердости;
  • нижний вал устанавливается между стоек при помощи втулок с подшипниками, а верхний вал, являющийся подвижным, монтируется на специальные ползуны, движение которых вверх ограничивается упорами;
  • постоянное сжатие двух рабочих валов обеспечат пружины, которые следует закрепить одновременно на плите-основании и верхнем валу.

Вариант исполнения ручного прокатного стана

Для того чтобы такой прокатный стан работал, необходимо обеспечить синхронное вращение рабочих валов. Решается эта задача за счет зубчатой передачи, которая передает крутящий момент от шестерни, закрепленной на нижнем валу, к шестеренке, установленной на одной оси с верхним валом. Чтобы привести в движение весь механизм, необходимо прокрутить рукоятку, жестко соединенную с нижней шестерней. Что удобно, зазор между рабочими валами такого стана можно регулировать.

Универсальность такого оборудования обеспечивается за счет установки на него валов разной конструкции. Так, использование валов в виде дисковых ножей дает возможность резать листовой металл, а рабочие элементы с канавками требуемого размера позволяют производить проволоку. Можно использовать такое несложное оборудование и для того, чтобы формировать ребра жесткости на заготовке. Для этого необходимо установить на него рабочие валы, которые будут соприкасаться своими поверхностями по принципу «паз-гребень».

С развитием металлургии сильно возросли требования и к используемому в данной области оборудованию, так что современный высокопроизводительный прокатный стан отличается от своих предшественников.

3 Устройство прокатного стана – особенности механизмов

Устройство прокатного стана включает три основных узла: рабочие клети, электродвигатели и передаточные устройства. В состав первых входят валки, установочные механизмы, станины плитовины и проводки. Электродвигатели же выполняют одну из самых важных функций – вращают валки посредством передаточных устройств, состоящих в большей степени из муфт, шестерен и шпинделей.

Сортовое оборудование обычно состоит из нескольких последовательно расположенных клетей, так, например, универсальные станы имеют 5 или 3 клети, из которых 3 или 2, соответственно, имеют горизонтальные валы диаметром приблизительно 1350 мм, а сечение валов у оставшихся – около 800 мм. Толстолистовые станы обычно имеют одну или две клети, дина же валков составляет 3500–5500 мм, очень часто с целью обжатия боковых кромок они оснащаются дополнительными клетями с вертикальными валками. Наиболее же распространенными среди агрегатов для прокатки полос являются широкополосные, количество клетей в них от десяти до пятнадцати, длина бочки валов колеблется в пределах 1500–2500 мм. Они также имеют и дополнительные клети с вертикальными валками.

Как видно, иногда эти агрегаты могут занимать очень много места. А вообще, трубопрокатное оборудование в основном состоит из 3 станов, так как сначала осуществляется прошивка отверстия в заготовке путем винтовой прокатки, затем данную заготовку следует вытянуть в трубу, и последней операцией является калибровка, т. е. достижение необходимого диаметра. Основой деталепрокатных механизмов является принцип винтовой и поперечной обработки.

Разновидности

По количеству расположенных в рабочей клети валков и их размещению станки проката делятся на такие типы:

  • двухвалковые — в конструкции имеют парные механизмы для прессования, которые могут вращаться в разные стороны;
  • трехвалковые — содержат по три вала в каждой клети;
  • четырехвалковые — состоят из двух пар рабочих деталей;
  • многовалковые — имеют в конструкции от 4 и более валков, а в универсальных их используют в вертикальном положении, иногда их устанавливают в промежутках между горизонтальными;
  • валки, смонтированные под углом к поверхности металлической заготовки.

Прокатные прессы различают по расположению клетей:

  • оборудование с расположением рабочих механизмов в одну линию называют линейными;
  • в ступенчатых установках клети устанавливают в несколько линий параллельно основному потоку;
  • оборудование для непрерывного и полунепрерывного проката, с помощью таких станков в промышленности добиваются высокой производительности.

В зависимости от типа продукции, которую выпускают в процессе прессования заготовок установки делятся на такие разновидности:

  1. Обжимное оборудование. Позволяют изготавливать слитки из стали весом до 25 тонн. Из рабочих клетей выходит деталь квадратного или прямоугольного сечения.
  2. Станки непрерывного прессования для заготовительного материала. В результате эксплуатации таких механизмов дорабатывают плиты из стали в специальный профиль и листы.
  3. Рельсобалочные прокатывают блюмы в рельсы, швеллера и балки больших размеров. В промышленности применяют станы ступенчатого и последовательного вида.
  4. Сортовые станки используют для производства металлических деталей разного сорта.
  5. В процессе изготовления проволоки в цехе устанавливают проволочные станы, они делятся на ступенчатые, полунепрерывные и непрерывные.
  6. При помощи листопрокатного станка обрабатываются слябы. Применяются толстолистовые, широкополосовые, а также с моталками.
  7. Трубопрокатное оборудование производит бесшовные и сварные трубы. В процессе проката применяют два уровня обработки. Первоначально из круглого бруска производят пустотелую гильзу, далее из нее изготавливают трубу необходимого диаметра.

Производители

Сегодня на рынке специального оборудования представлен огромный выбор оборудования для волочения. Оно отличается функциональностью, производительностью и качеством. В нашей стране чаще всего приобретается оборудование российского, китайского и европейского производства.

Важно обращаться к проверенным поставщикам. Они предоставят необходимую документацию на подобные устройства

При этом оборудование будет иметь гарантию. В этой области выделятся производители волочильных станов из Европы. Они выпускают наиболее современную, инновационную технику. В ней предусмотрено множество дополнительных функций и режимов. Это может быть как единичные станы, так и целые производственные линии. Качество готовой продукции в этом случае будет наиболее высоким. Это гарантирует, что продукция будет наиболее конкурентоспособной.

Среди европейских производителей станов для волочения пользуется большим спросом техника германского и швейцарского производства. В зависимости от типа оборудования минимальная стоимость агрегатов составляет 1,5 млн руб. Самым известным в нашей стране производителем из Германии является компания Sket. Не менее популярно оборудование швейцарского производства. Его поставляет в нашу страну компания ENCE.

Для тех предприятий, у которых бюджет на обновление основных фондов ограничен, возможно провести модернизацию технического оснащения при помощи волочильных станов Китая. В этой стране выпускается огромное количество подобной техники. Минимальная стоимость оставляет от 1 млн руб.

Отечественные производители также поставляют на рынок подобные агрегаты. Стоимость их продукции сравнима с китайской. Но качество станов, собранных в России выше. Также некоторые производства покупают оборудование, которое было в употреблении. Цена подобных агрегатов стартует от 50 тыс. руб. Однако в этом случае не стоит рассчитывать на длительную эксплуатацию техники и высокое качество готовой продукции.

Крупносортные и рельсобалочные станы

Крупносортные станы предназначены для производства сортового проката большого сечения, среди профилей, производящихся на стане, может быть достаточно большое количество специальных видов профилей. Рельсобалочные станы применяют в основном для производства рельсов и разнообразных балок большого сечения, однако на таких станах иногда может производиться круглая или квадратная заготовка и крупносортный прокат простой формы.

Следует также отметить тенденцию, что если до недавнего времени старались делать все группы клетей непрерывными, то в последнее время наметилась тенденция к возвращению обжимных реверсивных клетей, что обеспечивает компактность стана и его меньшую стоимость. Компенсировать же уменьшение производительности стараются за счет использования заготовки с сечением, близким к сечению готового профиля.

После того как стало возможным непрерывное литье балочных тонкостенных заготовок, обжатия и усилия при прокатке удалось уменьшить. Кроме того, балочные заготовки применяют для производства шпунтов Ларсена и рельсов. Весь сортамент стандартных балочных профилей может быть прокатан всего из четырех размеров непрерывнолитых балочных заготовок.


Рис. 88. Блок клетей CCS

Часто на современных станах используются бесстанинные клети или клети кассетного типа, например клети CCS (Compact Cartridge Stand) фирмы SMSMeer (рис. 88). По сравнению с классическими клетями с закрытой станиной, эти клети имеют компактную конструкцию, устройство автоматической смены валков и направляющих, а также систему точной регулировки валков, и выдают конечный продукт с соблюдением самых жестких допусков. Замена валков в такой клети не превышает 20 мин.


Рис. 89. Метод прокатки ХН

Современный крупносортный стан для производства балок фирмы SMS состоит из двухвалковой обжимной реверсивной клети, реверсивной группы клетей «тандем» (рис. 89), которая состоит из универсальной черновой клети, клети с вертикальными валками и универсальной чистовой клети, установки селективного охлаждения и машин для правки рельсов (технология CRS с использованием регулировки с помощью гидроцилиндров, которые обеспечивают минимум остаточных напряжений) и другого отделочного оборудования. Прокатка балок в клетях группы «тандем» осуществляется по методу ХН (рис. 89).

Для охлаждения балок и рельсов начали применять водяной туман, который подается на прокат на определенном участке холодильника. Использование водяного тумана дает следующие преимущества:

  • повышение эффективности и скорости охлаждения охлаждения;
  • сокращение площади холодильника, капитальных затрат и операционных расходов;
  • возможность применения модульной системы охлаждения с избирательным включением-выключением секций.

Также с целью обеспечения равномерности распределения температуры в прокатанных балках или рельсах между выходной стороной стана и холодильником устанавливают устройство селективного охлаждения, геометрия которого соответствует форме и размерам профиля. Такая система дает возможность охлаждения необходимых участков поперечного сечения прокатанного профиля с требуемой интенсивностью (рис. 90).


Рис. 90. Селективное охлаждение рельсов и балок

Использование селективного охлаждения позволяет улучшить прямизну прокатанных профилей на холодильнике, за счет уменьшения коробления вследствие неравномерного охлаждения, а также снижает остаточные напряжения в металле вследствие более равномерного протекания структурных превращений.

Немаловажным фактором при любом производстве проката является контроль размеров готового профиля. Так, на современных станах готовые прокатанные профили измеряют в горячем состоянии методом светоделения с использованием лазера.

Лазерный луч, направленный на поверхность измеряемого профиля, отражается и улавливается быстродействующим датчиком с высокой разрешающей способностью. Расстояние до поверхности профиля рассчитывается в зависимости от позиции, в которой отраженный луч улавливается датчиком. На основе результатов измерений может быть очерчен контур измеряемого профиля и внесены корректировки в процесс прокатки.

Прокатные валки

Прокатный
валок состоит из следующих основных
элементов (рис. 23): бочки (1),
представляющей собой среднюю часть
валка, по которой происходит соприкосновение
валка с прокатываемым металлом; двух
шеек (2),
расположенных по обе стороны бочки,
которыми валок устанавливается в
подшипниковых узлах; трефов или лопастей
(3),
расположенных на обоих концах валков
и служащих для соединения валка с муфтой
и шпинделем с целью приведения валка
во вращение.

Основными
служебными свойствами прокатных валков
являются износостойкость и прочность.

Рис. 23.
Листовой валок:

1
бочка валка;

2
шейка;

3
треф или лопасть

Валки блюмингов,
слябингов, обжимных клетей сортовых
станов и станов холодной прокатки
изготавливают из литой или кованой
стали
марки 45, 55Х, 60ХН, 90ХФ и др. Чугунные
валки, в том числе легированные хромом
и никелем, а также с отбеленным (закаленным)
поверхностным слоем, применяют для
сортовых и листовых станов горячей
прокатки, когда требуется высокая
износостойкость.

3.1. Элементы основного оборудования прокатных станов Главная линия прокатного стана

На главной линии
прокатного стана располагается основное
оборудование: рабочая клеть; передаточные
механизмы, служащие для передачи вращения
валкам от двигателя; двигатель (рис.
21).

Рис.
21. Схема главной линии
четырехвалковой рабочей клети:

1
– рабочая клеть; 2
– универсальные шпиндели; 3
– электродвигатель (главный привод); 4
– шестеренная клеть; 5
– редуктор; 6
– моторная муфта; 7
– коренная муфта; 8
– пружинное уравновешивающее устройство
шпинделей; 9
– опорные неприводные валки; 10
– рабочие приводные валки; 11
– станина; 12
– плитовина; 13
– анкерный болт

Рабочая
клеть

(1)
– предназначена для пластической
деформации металла между вращающимися
валками.

Соединительные
шпиндели

(2)
– для передачи вращения рабочим валкам
от шестеренной клети.

Шестеренная
клеть

(4)
– для разделения крутящего момента
между валками от одного двигателя.

Коренная
муфта

(7)
– передает вращение валу ведущей
шестерни шестеренной клети от вала
редуктора.

Редуктор
(5)
– для изменения крутящего момента и
числа оборотов двигателя при передаче
вращения от двигателя к рабочим валкам.

Моторная
муфта

(6)
– соединяет вал двигателя с ведущим
валком
редуктора.

Электродвигатель
(3)
– создает, необходимый для пластической
деформации металла крутящий момент и
мощность.

Прямоточные беспетлевые агрегаты

Волочильные станы беспетлевого типа предполагают наматывание на барабан всего нескольких витков готовой продукции (6-10 шт.). Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить требуемую силу трения. При этом полоса протягивается по линии без проскальзывания. Транспортировка проводится без роликов.

Электродвигатели создают противонатяжение. Отсутствие большого количества роликов значительно упрощает процедуру обслуживания, заправки стана в ходе протягивания прочных, толстых заготовок. Если для проволоки нельзя применять значительное обжатие, этот тип станов позволит получить высокое качество продукции при помощи противонатяжения.

Барабаны линии оснащены персональными электроприводами. Они соединены последовательно. При этом в процессе настраивания крутящего момента его избыток определяет показатель противонатяжения. Скорость можно отрегулировать только на барабане, который подает готовую проволоку. Остальные элементы настраиваются автоматически.

Рассмотрев особенности и виды волочильных станов, можно понять принцип их работы, также особенности применения подобного оборудования в производственных процессах.

Станы холодной прокатки

Станы холодной прокатки предназначены для прокатки тонкой металлической полосы в холодном состоянии. Заготовкой для них служит горячекатаная полоса в рулонах, полученная с ШСГП.

В последние годы вводятся в эксплуатацию как непрерывные станы холодной прокатки (НСХП) так и одно- двухклетьевые реверсивные станы (в основном на заводах с малым объемом производства).

На данный момент типовым НСХП следует считать пятиклетевой непрерывный стан, тогда как для производства жести используются шестиклетевые станы.

Минимально возможная толщина полосы составляет 0,2 мм, а максимально возможная ширина полосы 2350 мм, но на практике она не превышает 2080 мм.

На одноклетевых реверсивных станах холодной прокатки (СХП) толщина полос (с учетом промежуточных отжигов) практически ограничений не имеет, а ширина не превышает 1900 мм.

Для удаления окалины используются в основном непрерывные травильные агрегаты (НТА), где используют сочетание химического и механического способов удаления окалины. Новые НТА работают с применением раствора соляной кислоты. Также на настоящий момент запущена установка «водородного» удаления окалины, разработанная фирмой «Даниэли». Окалину в этой установке удаляют в атмосфере с турбулентным потоком водорода.

В начале 2000-х годов появились двухклетевые реверсивные станы для прокатки полос толщиной 0,3…3 мм на объемы производства 0,8…1 млн.т/год. Их основное достоинство – небольшая стоимость при достаточно большом объеме производства. На НСХП и большинстве одноклетевых станов холодной прокатки применяют четырехвалковые клети с гидронажимными устройствами и гидроцилиндрами уравновешивания валков, а также гидроцилиндрами для противоизгиба и дополнительного изгиба рабочих валков.

В последние годы четко проявилась тенденция уменьшения диаметра рабочих валков вплоть до 200 мм, при сохранении диаметров опорных валков в диапазоне 1300…1400 мм. В этом случает приводными делают опорные валки. Уменьшение диаметра рабочих валков позволило уменьшить габариты клетей, снизить энергосиловые параметры, капитальные и эксплуатационные затраты и способствовало снижению толщины прокатываемых полос.

Применение шестивалковых клетей (обычно в качестве нескольких последних клетей) позволило значительно улучшить плоскостность и повысить стабильность профиля полос как при прокатке, так и при дрессировке, уменьшить силу, момент прокатки и энергозатраты, а также обжимную способность стана за счет применения валков малого диаметра.

Сочетание применения осевой сдвижки валков с изгибом рабочих и промежуточных валков шестивалковых клетей позвонило обеспечить прокатку полос из высокопрочных марок стали с высокой плоскостностью даже при больших обжатиях.

Классификация процессов прокатки

Процессы прокатки классифицируют по следующим признакам:

  • по температуре проведения процесса прокатку делят на горячую (температура металла при реализации процесса выше температуры рекристаллизации) и холодную (температура металла ниже температуры рекристаллизации). Также имеет место так называемая теплая прокатка — обработка в области промежуточных температур;
  • по взаимному расположению осей валков и полосы различают продольную (ось прокатываемой полосы перпендикулярная осям валков), поперечную (ось прокатываемой полосы параллельна осям валков) и поперечно-винтовую или «косую» прокатку (оси валков находятся под некоторым углом друг к другу и к оси прокатываемой полосы;
  • по характеру воздействия валков на полосу и условиям деформации прокатка бывает симметричной и несимметричной. Симметричной прокаткой называют процесс при котором воздействие каждого из валков на прокатываемую полосу является идентичным. Если это условие нарушается процесс следует отнести к несимметричному;
  • по наличию или отсутствию внешних сил приложенных к концам полосы выделяют свободную и несвободную прокатку. Прокатка называется свободной если на полосу действуют только силы, приложенные со стороны валков. Несвободная прокатка осуществляется с натяжением или подпором концов полосы.

В словаре Фасмера Макса

род. п. -а, стано́к, укр. стан, род. п. -у «состояние, стан», русск.-цслав. станъ παρεμβολή, болг. стан(ъ́т) «стан (лагерь); стан (девичий); станок», сербохорв. ста̑н, род. п. ста̑на, местн. ед. ста́ну «жилье; ткацкий станок; (воен.) ставка», словен. stȃn, род. п. stȃna, stanȗ «строение, жилище, загон; туловище; состояние», чеш., слвц. stan «шатер, палатка», польск. stan «состояние, положение; чин; штат, состав; талия», в.-луж., н.-луж. stan «палатка».Стар. слав. основа на -u, родственная лит. stónas «состояние» (заимств.?), др.- инд. sthā́nam ср. р. «место, место пребывания», авест., др.-перс. stāna- «стойка, место, стойло», нов.-перс. sitān (откуда тур. Türkistan, Türkmenistan), греч. δύστηνος, дор. δύστΒ̄νος (*δύσστΒ̄νος «находящийся в плохом состоянии»), греч. ἄστηνος «несчастный», далее сюда же стать (см.), д.-в.-н. stân, stên «стоять»; см. Траутман, ВSW 282; М.–Э. 2, 1052; Мейе, Ét. 454; РФВ 48, 194; Уленбек, Aind. Wb. 347; Бартоломэ 1605; Гофман, Gr. Wb. 65.••(Ср. осет. astæw «поясница, талия»; см. Абаев, Ист.-этимол. словарь, 1, стр. 78 и сл. – Т.)

Разновидности прокатных станов

Как мы уже выяснили, прокатный стан — это оборудование, на котором за счет последовательно выполняемых операций металлическая заготовка превращается в сортовой прокат с требуемыми геометрическими параметрами. В зависимости от параметров конечного продукта, эти машины могут быть нескольких типов. Заготовочные и обжимные (слябинги и блюминги) предназначены для получения из крупного слитка металла заготовки, которая поступает для дальнейшей обработки на специальное прокатное устройство. К оборудованию последнего вида, на котором уже получают металлический прокат требуемой конфигурации, относятся сортовые, трубные и проволочные станы.

К категории сортовых станов относится оборудование для производства различных видов проката. Так, это могут быть станы для производства листовой стали, уголков, швеллеров, рельсов и др. В зависимости от своих функциональных возможностей, такие станы могут быть крупно- и среднесортными, рельсопрокатными и категории MPS, на которых получают профили различного сечения. Листовые прокатные станы, способные обрабатывать заготовки методом холодного или горячего деформирования, используются для получения металлических плит (толщина 50–350 мм), листового металла (3–50 мм) и полос (1,2–20 мм). Готовые изделия после производства сматываются в рулоны массой до 50 тонн.

Классификация прокатных станов, на которых производятся различные виды бесшовных труб, разделяет их на следующие категории:

  • непрерывно-удлинительные, на которых производят трубы сечением до 110 мм;
  • короткоправочные станы, необходимые для производства труб диаметром 60–450 мм;
  • оборудование трехвалкового типа — для изготовления толстостенных труб диаметром 35–200 мм (трубы, получаемые на таком оборудовании, отличаются пониженной степенью разностенности);
  • пилигримовые станы, используемые для изготовления бесшовных труб значительного диаметра (400–700 мм).

Прокатная клеть листопрокатного стана

На современных предприятиях применяются также станы деталепрокатного или специального типа. Используются они для производства профильных и трубных заготовок, длина которых не превышает 3 метров. Кроме того, возможности такого оборудования позволяют изготавливать с его помощью заготовки в виде шаров, гнутых профилей, зубчатых колес, винтов, труб с ребристым сечением и др. Доработка заготовок осуществляется уже на предприятиях, которые используют их для производства своей продукции.

Принцип выбора

При покупке оборудования обращают внимание на следующее:

  1. Производительность выпуска готовой продукции, автоматизация процесса, надежность и качество профиля.
  2. Применение дополнительных установок, для обеспечения автоматического проката.

Преимущества и недостатки

К достоинствам метода проката относят:

  • повышенную производительность;
  • широкий ассортимент готовой продукции;
  • использование программного управления для автоматизации процесса.

Среди отрицательных показателей стоит отметить:

  1. Использование прокатных станков требует затрат на сырье и электроэнергию, а также обслуживание оборудования.
  2. После проката необходима дополнительная обработка.
  3. Для прессования заготовки следует разогревать.

Повышенная производительность

Производители и цена

На металлургических предприятиях применяют оборудование от зарубежных и отечественных производителей. Российские компании стараются не уступать иностранным конкурентам. Цена прокатных станов зависит от изготовителя.  Стоимость начинается от нескольких тысяч и доходит до 5–6 миллионов рублей. На цену также влияют производительность, тип готового профиля, а также количество клетей и валков.

Что такое прокатка

Прокаткой называют вид обработки давлением, при котором металл пластически деформируется вращающимися гладкими или имеющими нужные канавки (ручьи) валками. Взаимное расположение валков и заготовки, форма и число валков могут быть различными. При этом получают прокат — готовые изделия или заготовки для последующей обработки ковкой, штамповкой, прессованием, волочением или резанием.

Прокатке подвергается 75. . .80 % выплавленной стали. Прокатка (рис. 1) бывает продольной (а), поперечной (б), поперечно-винтовой (в). Слитки сначала поступают на мощные обжимные станы продольной прокатки: прямоугольные — на слябинги — для получения слябов — прямоугольных заготовок, квадратные — на блюминги для получения блюмов — балок квадратного сечения со стороной от 450 до 150 мм.

Рис. 1. Виды прокатки: а — продольная; б — поперечная; в — поперечно-винтовая

Слябы поступают на листовые станы продольной прокатки, имеющие гладкие валки. Горячекатаная толстолистовая сталь имеет толщину от 4 до 160 мм с допуском 16-18-го квалитета. Для тонколистовой стали характерен интервал толщин 4. . . 0,2 мм. Листы толщиной менее 0,2 мм называются фольгой Холоднокатаная сталь толщиной 5. . . 0,2 мм (допуск по 12-15-му квалитетам) имеет низкую шероховатость поверхности (Ra = l,6. . . 0,2 мкм).

Блюмы поступают на заготовочные станы, производящие заготовку — квадрат со скругленными углами, идущий на сортовой горячекатаный прокат (рис 2) простой формы: квадратный (а) со стороной до 200 мм, круглый (б) диаметром до 250 мм, полосовой (в) прямоугольного сечения размерами до 200 х 60 мм, шестигранный (г) и др. — и фасонный: угольники (д), тавры (е), двутавры (ж), швеллеры (з), рельсы (и) и др. Точность поперечного размера сортового горячекатаного проката соответствует 13-17-му квалитету.

Рис. 2. Профили сортовой стали: а — квадратный; б — круглый; в — полосовой; г — шестигранный; д — угольник; е — тавр; ж — двутавр; з — швеллер; и — рельс

Периодический прокат (рис. 3, а) имеет переменную по длине площадь поперечного сечения и является заготовкой для массового и крупносерийного производства.

Специальный прокат, так же как и периодический, предназначен для изготовления конкретной детали, например колеса железнодорожного транспорта (рис. 3, б).

Рис. 3. Прокатка: а — периодическая; б — специальная

Круглые слитки поступают на прошивные станы продольновинтовой прокатки (рис. 4, а), где в заготовке 2 при обжатии ее в валках 1 вскрывается полость, выглаживаемая пробкой 3. Между основными валками заготовка удерживается с помощью поддерживающих валков 4. В результате получается бесшовная гильза, которая затем на автоматических (рис. 4, б) или на пилигримовых станах (рис. 4, в) прокатывается в бесшовные трубы.

Рис. 4. Прокатка бесшовных труб

Устаревшие и малоизвестные значения слова

Теперь, когда мы определили, что такое стан в современном русском языке, рассмотрим другие малоупотребительные или не зафиксированные значения этого слова:

  • Как государственное учреждение. В царской России так называли полицейских участок, а работника этого подразделения именовали становым.
  • Как часть одежды. В шитье станом называют часть выкройки без рукавов. Если изделие представляет собой верхний предмет одежды (рубашка, блуза), данным словом могут назвать лишь часть выкройки до пояса.
  • Как обозначение талии. Это устаревшее значение, которое употреблялось до конца XIX в. и зафиксировано в словаре В.И. Даля. Слово «стан» в таком смысле сохранилось в устойчивом выражении «кафтан по стану». Это означает, что мужская одежда сужена в талии и чаще всего имеет пояс. Также в старину о женщинах говорили, что они «опоясываются по груди», то есть русские женские платья имели завязки под грудью, а далее расширялись.
  • Как собственное имя. В полной форме Стан встречается редко, чаще всего употребляется как краткая и звательная форма от имен Станислав и Станислава. Особенность этого имени в том, что его звуковую оболочку можно соотнести и с существительным «стан» («тот, кто имеет красивую фигуру»), и с глаголом «стоять» («тот, кто непреклонен, тверд в решениях, стоит на своем»).

Безошибочно понять, что такое стан, оказывается не так уж и легко. Такое широко известное слово имеет около десятка значений, которые известны далеко не каждому носителю русского языка. Наш язык удивителен, многогранен и таит в себе много интересного.

Устройство и принцип работы

Прокатный пресс состоит из трех основных частей:

  1. Клеть рабочая. В конструкцию данных элементов входят прокатные валки, плиты установки, станина основания, а также проводка.
  2. Двигатели электрические для передачи движения рабочим элементам.
  3. Механизмы распределения и преобразования движения. Состоят из шпинделя, муфт и шестерней.

Агрегаты различаются по количеству клетей и размеров рабочих валков:

  1. Станки для толстого металла имеют в конструкции до двух рабочих отсеков с валками длиной от 3 м до 5,5 м. При этом дополнительно могут быть установлены вертикальные валки, которые служат для обработки боковых кромок.
  2. Широкополосное оборудование содержит до 15 клетей, валки имеют длину до 2,5 м.
  3. Универсальные прокатные прессы состоят из 5 отсеков, а длина валов до 1,5 м.

В промышленности выделяют три метода обработки металлического сырья до приобретения им необходимой геометрической формы:

  1. В первом случае на литейный агрегат устанавливают приспособление для проката, получают начальный контур детали до полной кристаллизации. Недостатком способа считают необходимость сохранения высокой температуры до окончания обработки, а также дополнительная точная обкатка.
  2. В результате проката через печи с температурой внутри камеры до 1350 С происходит самостоятельное сваривание краев. На выходе из оборудования получают готовый трубный профиль.
  3. Третий способ подразумевает изготовление деталей при температуре заготовки соответствующей окружающей среде. Для предотвращения брака, в агрегатах применяют большое количество валков, которые вращаются в противоположном направлении.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.