Рациональное природопользование: перемены в бизнес-стратегии предприятий неочевидны

Смольская Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент Основателем кафедры и заведующим до По авторским программам Шимовой О. Под руководством Смольской Н. По итогам проведенного конкурса педагогического мастерства в БГЭУ в г. За высокие достижения в научной и педагогической деятельности Смольская Н. Кафедра экономики природопользования образована в июне г.

Государственный университет управления

Рассматривая деятельность компаний в аспекте социально-экологической ответственности бизнеса, следует отметить, что все компании, которые занимаются решением экологических проблем, можно условно разделить на две группы: Во всем мире наиболее значимыми для социально ответственных компаний являются следующие экологические проблемы, которые можно решить только при условии экологически ориентированной хозяйственной деятельности: Для решения этих проблем социально и экологически ответственные компании используют в своей практике следующие инструменты: Рассмотрим более подробно использование некоторых из этих инструментов в России и за рубежом.

Оценка воздействия на окружающую среду включая стратегическую экологическую оценку За рубежом проведение оценки воздействия на окружающую среду включая стратегическую экологическую оценку регламентируется следующими основными законодательными актами:

Макеева В.М., заведующего кафедрой природопользования и устойчивого развития управления в государственной сфере и бизнесе. Хаустова В.А.

Согласно правилам приема в вузы, учебные заведения имеют право устанавливать не менее трех вступительных экзаменов включая обязательный русский язык и профильный предмет согласно Перечню вступительных испытаний. Данный перечень формируется Министерством образования и науки. Колледжи и техникумы имеют право устанавливать не менее двух вступительных экзаменов, одним из которых должен быть русский язык.

Перечень вступительных испытаний в колледжи также устанавливает Министерство образования и науки. Математика Будущая квалификация Это уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Выпускникам, освоившим образовательные программы высшего профессионального образования, присваивается квалификация степень бакалавра, специалиста либо магистра по соответствующему направлению подготовки.

Степень бакалавра позволяет поступить в магистратуру, а квалификация специалиста и магистра — в аспирантуру. Выпускники техникумов и колледжей получают квалификацию базового или повышенного уровня подготовки. Название квалификации зависит от профессиональной области. Педагогическое образование предполагает получение квалификации учителя, педагога или воспитателя, медицинское — акушера, фельдшера, образование в области искусства — актера, художника, модельера.

Во всех остальных областях выпускникам присваивается квалификация техника, технолога, техника-технолога базовый уровень или старшего техника, старшего технолога, старшего техника-технолога, специалиста повышенный уровень. Как правило, специализация проводится на старших курсах. Кроме основных общеобразовательных предметов студенты начинают изучать блок профильных дисциплин, которые позволят выпускникам лучше освоить практические умения и навыки.

Геоэкология Особенности обучения на этом профиле подготовки:

Уничтожение или повреждение специальных знаков: Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением Наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей Статья 7.

Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и или требований утвержденных в установленном порядке технических проектов:

Факультет природопользования и экологии ТОГУ, структура, лесной бизнес;; технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств; ФПЭ регулярно участвует в решении приоритетных государственных.

Ломоносова состоялся круглый стол Высшего экологического совета ВЭС Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы на тему: Первыми с докладами выступали представители государственных органов: Они подчеркнули актуальность рассматриваемой темы и рассказали о законодательных аспектах решения существующих вопросов. Дискуссию продолжил заместитель председателя комитета по экологии и природопользованию Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Леонидович Максименко, он рассказал, с какими проблемами в сфере экологии сталкиваются ведущие отечественные компании.

Например, новые требования по внедрению наилучших доступных технологий, как считает Ю. Максименко, могут столкнуться с нехваткой финансовых ресурсов у компаний.

Комитет по природопользованию и экологии

Анализ перспективных направлений в области рационального природопользования Можно выделить следующие перспективные направления в сфере рационального природопользования для Арктического шельфа РФ: Такие разработки и технологии должны способствовать сохранению или улучшению состояния окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению эффективности производства, устойчивому развитию Арктики в долгосрочной перспективе, а также формированию положительного имиджа российских компаний и закреплению позиций РФ при решении арктических вопросов.

Масштабное внедрение концепции рационального природопользования на Арктических территориях, в том числе при освоении шельфовых месторождений, позволит добиться существенных эффектов в экономической, технологической и экологической областях рисунок 2. Предполагаемые эффекты от реализации концепции рационального природопользования на территориях Арктики Основными принципами современной концепции рационального природопользования на Арктическом шельфе должны стать: Заключение Таким образом, ускоренное социально-экономическое экологосбалансированное развитие Арктики может быть достигнуто, с одной стороны, на основе инновационно-технологического прорыва, с другой стороны, на основе повышения доли наукоемких отраслей и производств в ВВП при использовании конкурентных преимуществ России, лежащих в сфере науки, образования и возможности коммерциализации научно-технических достижений.

малого и среднего бизнеса в сфере природопользования и экологии. участие в мониторинге качества оказания государственных услуг, проведение.

Традиционное природопользование и требования к сохранению окружающей среды: Наиболее сложные проблемы возникают в отношении тех благ, которые исчерпаемы и ограничены. К таким благам можно отнести, прежде всего, природные ресурсы. Международные нормы обязывают государства осуществлять меры по защите и сохранению окружающей среды, территории, которые они заселяют. Традиционно занимаемая земля - это земли традиционного проживания аборигенов, в отношении которых за соответствующими народами признаются права собственности и владения.

Именно выживания, а не развития. Они с неизбежностью вступают в противоречие с целями создания общин коренных малочисленных народов. Экологический кризис теперь не имеет регионального масштаба. Изменение климата, истощение озонового слоя и пр. Интересы корпораций связаны с извлечением прибыли.

Минэкономразвития России

Модератор сессии Виктор Нестеренко напомнил коллегам, что добросовестное отношение к природопользованию закреплено в российской конституции. Обозначив порядок проведения сессии, он предложил поговорить о теме диалога в контексте недропользователей. Дело в том, объяснил он, что налоги хоть и важны для экономики и регионов, но признание компаний крупными налогоплательщиками часто влечет за собой оправдание их ошибок и неосторожного обращения с окружающей средой.

"Охрана окружающей среды и рациональное природопользование" (далее .. некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, .

К участию в работе Круглого стола приглашены представители учебных заведений, профессиональных ассоциаций, некоммерческих организаций, бизнеса и государственных учреждений из регионов Беларуси и зарубежных стран. Повысить осведомлённость общественности и специалистов по отдельным аспектам устойчивого природопользования, установить и укрепить профессиональный диалог и связи между представителями учебных заведений, профессиональных ассоциаций, бизнеса, государственными учреждениями.

В работе круглого стола приняли участие свыше 30 человек: В процессе выступлений и дискуссий рассмотрены проблемы экономики природопользования в интересах устойчивого развития: СМИ о Круглом столе Природа и экономика: Можно ли уменьшить это давление без потерь для материального благосостояния? Выбор площадки для обмена мнениями не случаен: Выявление механизмов воздействия на коллективную психологию потребителя — тема выступления доктора экономических наук Александра Неверова.

Их обобщение позволяет сделать однозначный вывод: Говоря о возобновляемых источниках энергии ВИЭ , он особо подчеркнул зависимость перспектив роста потребления ВИЭ от стоимости традиционных энергоносителей.

В НГУЭУ откроют базовую кафедру экологии и природопользования

Стимулирующие резервы налогообложения 4. Направления совершенствования налогообложения 4. Стимулирующие резервы амортизации 4. Стимулирующие резервы кредитования 4.

взаимодействия государства и бизнеса в природопользовании что для обеспечения рационального природопользования, в том.

Александр , Московская область 28 января На мой взгляд, Вам все таки стоило бы обратить внимание на усиление государственного контроля над отраслью природных ресурсов всех. Здесь должна быть государственная монополия. Но в отраслях, оставшихся для частного бизнеса, надо срочно снижать налоги, а лучше убирать, пока частный бизнес не подымится до должного уровня, и тогда можно будет облагать налогами. Все это даст хорошее пополнение в бюджет и толчок для развития разных отраслей в нашей стране.

Я понимаю, что для принятия таких решений будут большие трудности, но без ослабления налогового бремени, наш частный бизнес не поднять!!! Считаю, Российская Федерация является в некотором смысле экономическим заложником тех энергоресурсов, которыми обладает и по реализации которых ведет бизнес.

Кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии

Отличительной чертой программы является подготовка магистров в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, способных решать вопросы комплексного обустройства территорий с учетом экологических и социально-экономических ограничений. Формирование системного представления о тенденциях развития отношений между человеком и природой и содействие обеспечению устойчивого функционирования техноприродных систем. Программа готовит выпускников к работе: Компетенции и преимущества Преимуществами программы являются: К конкурентным преимуществам программы можно отнести: Ломоносова, с Агентством окружающей среды Швеции и рядом шведских университетов Уппсальским университетом, Университетом Лулео, международным институтом индустриальной экологической экономики Лундского университета ; возможность продолжения обучения после магистратуры в аспирантуре.

тября руководитель Департамента природопользования и охраны столе «Индустрия отходов: государство, бизнес, общество».

Ключевыми элементами теории оптимизации являются эффективность и оптимальность. На наш взгляд, можно утверждать, что концепция оптимизации управления загрязнением окружающей среды базируется на рациональном выборе хозяйствующими субъектами ресурсов, техники и технологии для производства продукции, исходя из предельных величин с учетом обеспечения экологического равновесия. Совершенствование технологических процессов часто сопровождается дополнительными капитальными вложениями, что повышает сумму амортизационных отчислений, затрат на обслуживание и ремонт, увеличивает себестоимость продукции в целом.

Это вызывает необходимость обоснования эффективности затрат. Возможны различные подходы к сбору, представлению и анализу экономических показателей, характеризующих эффективность функционирования системы управления затратами на природопользование. Подход, определяемый прямыми затратами на обеспечение качества окружающей природной среды. В современных условиях у руководителей предприятий закрепилось мнение, что уровень природоохранных затрат прямо пропорционален эффективности природопользования и охраны окружающей среды.

Поэтому в отчетах предприятий по охране окружающей среды часто фигурируют указанные затраты. Подход, определяемый затратами на процесс управления качеством окружающей природной среды, то есть на обеспечение соответствия системы экологического менеджмента соответствующим украинским, европейским и международным стандартам.

Данным подходом пользуются предприятия, которые имеют либо стремятся получить сертификат соответствия систем экологического управления, стандартизированным в странах ЕЭС. К ним, в основном, относятся крупные производители, поставляющие свою продукцию на международные рынки. Оба подхода являются затратными. Они не прослеживают связь с эффективностью природоохранной деятельности и не отражают экономических результатов, которые эта деятельность приносит.

Поэтому предлагается третий подход, определяемый относительными показателями эффективности использования природных ресурсов.

Государственное регулирование природопользования

Механизмы рационального природопользования, государственное регулирование. Управление природопользованием — это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а так же по обеспечению соблюдения хозяйствующими субъектами требований в области охраны окружающей среды. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры органы управления.

Эксперт-эколог, советник государственной гражданской службы РТ в сфере экологии и природопользования, урегулирование их отношений с.

Все фото 4 Июля Десять видов надзора в области природопользования будут осуществляться с использованием проверочных листов — списков контрольных вопросов, которые позволят выяснить, соблюдаются ли на предприятии ключевые требования законодательства. Для государственного геологического надзора, надзоров в области охраны атмосферного воздуха и водных объектов, экологического и земельного надзоров нововведения вступят в силу с 1 октября года. А для лесного и охотничьего надзоров, надзоров в области охраны особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира, а также пожарного надзора в лесах новые правила заработают с 1 июля года.

Соответствующее постановление правительства подписано председателем правительства Дмитрием Медведевым. Все 12 ведомств, участвующие в приоритетной программе, должны подготовить проверочные листы в течение года, чтобы с 1 июля года начать использовать их при осуществлении проверок. Согласно изменениям, предмет плановой проверки теперь будет ограничен лишь перечнем вопросов, включённых в чек-лист, выходить за рамки которого инспектор не сможет.

В проверочные листы должны входить только те вопросы, которые позволяют проверить исполнение наиболее значимых требований с точки зрения угрозы причинения вреда. Требование следует включать в чек-лист, если в случае его нарушения могут пострадать люди, животные и растения, окружающая среда, объекты культурного наследия или если создаётся угроза безопасности государства.

Основные неэффективные затраты бизнеса по госконтролю и надзору — это устаревшие и избыточные требования, которые предприниматель вынужден выполнять. Пока мы пересматриваем устаревшие, дублирующие и неактуальные требования, должен быть механизм сохранения надзорных мероприятий в отношении тех требований, которые действительно охраняют высокий уровень риска.

Использование проверочных листов поможет нам, с одной стороны, повысить защищённость наших граждан и государства в целом, а с другой — снизить административные и финансовые издержки предпринимателей и оптимизировать ресурсы надзорных органов. Ведь от тысяч существующих требований предстоит отсечь те, которые ведут к наибольшим затратам для бизнеса и абсолютно бесполезны с точки зрения обеспечения безопасности жизни и граждан. Требования, которых нет в чек-листах, инспекторы проверять не смогут.

Проверочные листы должны быть предварительно опубликованы в понятном формате.

Комитеты и Комиссии

Нашей приоритетной задачей является создание профессионального экспертного сообщества, услугами которого могут воспользоваться как органы государственной власти, так и бизнес-организации. Не менее актуальным остается дальнейшее проведение работ по прогнозированию в сфере рационального природопользования и экологической безопасности в рамках 3-го цикла долгосрочного прогноза научно- технологического развития России до г.

На сегодняшний день участниками Платформы являются организаций: О формировании национальной системы научно-технологического прогнозирования на семинаре 12 сентября рассказал А. Чулок, заместитель директора, заведующий отделом центра Форсайт-центра Высшей школы экономики. В ходе экспертной дискуссии участники семинара обсудили особенности и перспективы применения результатов деятельности отраслевых центров научно-технологического прогнозирования технологическими платформами.

Портал государственных услуг Российской Федерации. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия.

Как известно, акценты новой программы прежде всего сфокусированы на достижении устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, что способствовало бы ее отходу от сырьевой направленности и создало условия для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. В этой связи важнейшими требованиями, предъявляемыми сегодня к государственному регулированию природопользования, являются предсказуемость и прозрачность политики государственных органов, а также установление разумных и понятных правил осуществления предпринимательской деятельности.

Другим примером совместного решения вопросов по созданию эффективной системы государственного регулирования, в том числе в области охраны окружающей среды, является координация вопросов упорядочения лицензирования в целях снижения количества административных барьеров для успешного предпринимательства совещание у первого заместителя премьер-министра РК А.

Павлова от 14 мая года. Тем не менее и отечественные, и иностранные инвесторы сегодня сталкиваются с громоздкой разрешительной системой. Так, для открытия бизнеса им требуются 18 согласований в государственных ведомствах, при этом требования к документам для подачи в каждое из них четко не определены и отличаются форматом.

Cтоит начинать бизнес с государством? Какие есть варианты?

Узнай, как дерьмо в голове мешает тебе больше зарабатывать, и что ты лично можешь сделать, чтобы ликвидировать его полностью. Нажми тут чтобы прочитать!