Романский стиль в одежде средневековья

Алан-э-Дейл       02.06.2022 г.

Разновидности

Кокетливый романтичный стиль имеет несколько разновидностей.

Сложная романтика

Идеально подойдет смелой и уверенной в себе даме. Этот стиль буквально создан для того, чтобы подчеркнуть такие черты характера своей обладательницы. Вещи в этом ключе делают акцент на хрупкости, изящности, загадочности и таинственности модницы. Все детали в таких ансамблях прекрасно дополняют друг друга и складываются в очень гармоничную и стильную картину.

Сложная романтика подразумевает эффектную драпировку тканей и изящное сложение ее в волны. Стоит помнить, что такое направление исключает сексуальные мини-юбки.

Одежда в сложном стиле является более серьезной и практичной. Ее вполне можно надеть для повседневной прогулки.

Серьезная

Еще одной популярной разновидностью является серьезная романтика. Она делает акцент на таинственности и привлекательности женского образ. Наряды в таком ключе немного напоминают одежду в готическом или винтажном стиле. Самыми популярными и распространенными цветами являются сиреневый и фиолетовый.

Серьезный стиль встречается очень часто. Он выражается в фактурных тканях: перламутровых, шелковых или блестящих. Красивые наряды в таком ключе отличаются своим вытянутым и немного удлиненным силуэтом. Можно встретить и много вещей с асимметричным строением. Они идеально подойдут стройной даме, которой по вкусу более холодные тона.

Наивная

Существует и еще одно безумно популярное направление – наивная романтика. Такой стиль буквально создан для нежных и творческих натур. Сегодня многие дамы обращаются к вещам в таком исполнении. Наивную одежду сложно перепутать с чем-то другим. Она может иметь очаровательные рукава – воланы или фонарики. Очень часто в таких нарядах применяется игривое кружево или разнообразные вышивки.

Главными характеристиками наивной романтики является ее изящность и воздушность. Самыми популярными материалами для вещей являются шифон и шелк. Такому стилю зачастую отдают предпочтение сентиментальные девушки и женщины, которые любит подчеркивать собственную нежность и мягкость характера.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Героический эпос

Романский стиль в искусстве проявился и в литературе. Возникло несколько новых жанров, каждый из которых соответствовал образу жизни, требованиям и уровню образованности того или иного сословия. Наиболее широко, разумеется, была распространена христианская литература. Помимо Библии, религиозных трактатов и учений Отцов Церкви, которые читали в основном богословы, популярностью пользовались биографии канонизированных мирян и духовных лиц.

Кроме церковной развивалась и литература светская. Примечательно, что лучшие ее произведения продолжают читать даже в наш век высоких технологий. Романская эпоха – время расцвета героического эпоса. Он возник на основе народных песен и сказаний о подвигах бесстрашных героев, боровшихся с драконами, колдунами, злодеями. Эпические произведения предназначались не для чтения, а для исполнения вслух, часто под аккомпанемент музыкальных инструментов (виолы или арфы). По этой причине большинство из них написано в стихотворной форме. К самым известным эпическим произведениям той эпохи относятся:

«Старшая Эдда», сборник древнеисландских саг, в которых причудливо переплелись мифология и христианство. «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о судьбе германского рыцаря Зигфрида

«Беовульф», древний англосаксонский эпос, повествующий об отважном борце с драконами

Со временем героями эпосов стали не мифические, а реальные личности, да и сами произведения начали рассказывать о событиях, которые имели место в действительности. К таким историко-эпическим поэмам относятся испанская «Песнь о Сиде» и французская «Песнь о Роланде». Последняя повествует о походе Карла Великого в страну басков и о гибели графа Роланда, который вместе со своим отрядом прикрывал отступление королевской армии через Пиренеи.

История

Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Авраля Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту

Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение

Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине. Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Основные характеристики средневекового костюма

Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.

Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.

Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью. Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.

Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.

В эту часть-продолжение книги кроя одежды для театральных костюмов вошли модели Древнего мира до XI века включительно + узоры к ним.

PS. При скачивании выйдет точное описание файла на английском языке.Все картинки даны в большом разрешении.

Этруски, греки, римляне…

Тело считалось лучшим украшением человека…

Одежды были очень просты и казались всегда связанными с телом того, кто носил костюм…

Одежда шилась из натуральных тканей: шерсти, льна, хлопка, шелка.

И , естественно, то же шерстяное платье, очищенное от грязи методом выколачивания и топча в воде, смешанной селитрой и мочой и отбеленное посредством серного пара, а затем расчесанного щетками, теряло прежней блеск и вид, и потому, та же тога, три раза чищенная , считалась изношенной…

После распада в 395 году Римской империи Византия стала центром Восточно-Римской Христианской империи.Вместе с переносом в Константинополь столицы туда же были перенесены и многие римские обычаи.Но влияние Востока было так сильно, что победило обычаи Запада, и восточные римляне вскоре утратили почти все то, что было у них римского.При византийском дворе был введен восточный этикет, со всей роскошью, и восточные одежды…

 Хитоны Древнего мира и его виды : крой 

Это интересно:Большинство культурных народов древности не носило панталон.Панталоны носили только некоторые племена, жившие на Кавказе и по верховьям Дона, а на западе — галлы и часть германцев, занимавшихся мореплаванием, которым эта принадлежность костюма стала известна задолго до владычества римлян.Персам тоже издавна приходилось пользоваться панталонами, вероятно благодаря особенностям климата, потому что на Иранском плоскогорье летняя жара нередко сменяется нестерпимым холодом.Таким образом, у древних персов впервые появляется та часть одежды, которая впоследствии стала интернациональной и теперь является неотъемлемой принадлежностью всякого костюма./Комисаржевский «История костюма»/

Характерные черты

Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике, включающей Деисуса, Страшный суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, лучше всего можно увидеть, как менялись изображения на этих сценах. То же самое касается капителиев колонн, выполненных наиболее впечатляющими именно в этот период, чаще всего на них вырезаны великолепные сцены со многими фигурами. В самом начале этого периода в Германии появились такие новшества, как распятие в виде большого деревянного креста, свободно стоящие статуи Мадонны, возведённой на трон, а горельеф стал скульптурной доминантой этого периода.

Мастер из Педрета, Мадонна с младенцем в величии и Поклонение волхвов, фреска апсиды, Испания, ок. 1100 г., в настоящее время в Музее Клойстерс.

Цвета красок в большинстве случаев очень выразительны, по большей части они сохранились в первозданном виде, хотя в настоящее время остались яркими только в витражах и в некоторых хорошо сохранившихся рукописях. Именно в этот период стали широко использоваться витражи, но их сохранность оставляет желать лучшего. Изобретённые в этот период тимпаны, используемые в главных порталах церквей, содержали композиции, взятые с величественных рисунков. Чаще всего это снова Спас в величии и Страшный суд, но трактовка их сделана с большей свободой, чем аналогичные картины, так как полностью эквивалентные византийские образцы отсутствовали.

Композиции на порталах обычно имели небольшую глубину, и они должны были быть гибкими, чтобы в отведённое пространство втиснуть заглавные буквы-рисунки, капители колонн, а также церковные тимпаны. Это сковывание тесных рамок, из которых иногда выскальзывает композиция, является постоянным лейтмотивом в романском искусстве

Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало.

Романский стиль в архитектуре Средневековья

XI-XIII вв. – это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство. После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.

Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Так, размеры восточной части церкви увеличились, а под ее полом располагалась крипта – тайное помещение. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.

Все здания в романском стиле, будь то базилики или замки, имели схожие черты:

  • монументальность;
  • малорасчлененные формы;
  • суровый крепостной характер архитектуры;
  • преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Готическая культура

Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.

Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.

С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.

В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.

Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.

В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.

Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.

Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  1. «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  2. Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  3. Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  4. Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  5. Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  6. Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Отличия костюма бедных и богатых

Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.

Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков

В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Рыцарские замки

Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. Позднее такие крепости стали возводить в соответствии с романскими традициями и по особым правилам. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Мебель была под стать помещениям: массивная, функциональная, по минимуму декорированная, словом, полностью соответствовала господствовавшему романскому стилю.

Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.

Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце, и массивные оборонительные стены. Их каменная кладка практически не пострадала за 800 лет, хотя крепость неоднократно подвергалась осадам. На ее строительство король потратил баснословную сумму – 15 тысяч фунтов стерлингов, что по современному курсу составляет 193 млн евро. Замок Конви, чья территория разделена на внешний и внутренний двор, был выстроен на холме и считался неприступным. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа, их возвели на прочной скалистой породе.

Другие формы изобразительного искусства

Вышивка

Самой известной романской вышивкой является ковёр из Байё, но сохранилось множество фрагментов (в основном, церковных облачений) в так называемом «английском стиле» (opus anglicanum), а также в другой стилистике.

Витражи

Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI века. Фигуры пророков, хотя они довольно схематичны и статичны, демонстрируют значительные знания в области дизайна витражей, как по художественному вкусу, так и по функциональному использованию стекла, показывая, что их создатель был хорошо знаком с этим искусством. В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века. В Кентербери это фигура Адама, копающего яму, а также его сына Сифа, известных персон из предков Христа. Фигура Адама представляет собой очень живое и натуралистическое изображение, тогда как в изображении Сифа его одежды использованы для большего декоративного эффекта, подобно лучшей резьбе по камню той эпохи. Мастера по стеклу медленнее, чем архитекторы, изменяли свой стиль, и многие более поздние работы из стекла, по крайней мере, начала XIII века, можно рассматривать как существенно романские. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне.

Большинство великолепных витражей Франции, в том числе знаменитые окна в Шартре, датируются XIII веком. Гораздо меньше крупных работ дошло до нашего времени из XII века. Одним из них является распятие Пуатье, замечательная композиция, которая поднимается на три яруса. На нижнем из них, имеющем форму четырёхлистника, изображено мученичество Святого Петра, на самом большом центральном ярусе доминирует распятие, и на верхнем показано Вознесение Христа с миндалевидным венчиком вокруг головы. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота». Отдельные фрагменты витража находятся в различных музеях, а окна Твайкросской церкви в Англии целиком сделаны из французских панелей, спасённых от разрушений, вызванных Великой французской революцией. Стекло в то время было довольно дорогим, поэтому его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать. По-видимому, часто стекло использовалось повторно, когда церкви перестраивались в готическом стиле. Самое раннее датированное английское стекло — это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки.

Мода Средневековья: готический период

В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:

  • преувеличенно длинные рукава;
  • неудобные, мешающие любым действиям одежды;
  • туфли с длинными носами;
  • головные уборы различных причудливых форм.

Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.

Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.

Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.