Эксперты ожидают волну контрафакта на азс из-за падения спроса на бензин в россии

Алан-э-Дейл       01.05.2022 г.

Брендированное топливо

Брендированное топливо G-Drive было выведено на российский рынок в 2010 г. и с самого начала продаж активно набирало популярность, в том числе благодаря продвижению на платформе автоспортивной команды G-Drive Racing, добившейся лидирующих позиций в мировом и европейском чемпионатах по гонкам на выносливость.

В 2017 г. Компания увеличила продажу премиального брендированного топлива на собственных АЗС на 4 %. Общий объем реализации брендированного топлива в России и странах СНГ в 2017 г. достиг 711 тыс. т, или 7,4 % от общего объема розничной реализации автомобильных бензинов. По итогам года каждый третий реализованный на АЗС литр бензина АИ-95 и выше был G-Drive.

В 2017 г. ПАО «Газпром нефть» продолжила активное развитие продуктовой линейки брендированного моторного топлива. Компания представила рынку новые фирменные бензины – G-Drive 100, «Опти 92» и «Опти 95», а также начала продвижение в нескольких регионах топлива «Дизель Опти».

По сравнению с прошлым годом количество АЗС, предлагающих брендированное топливо, увеличилось на 5 % и достигло 1 182 станций.

Премиальные бензины Технология D.2 711 тыс. т продажи брендированного топлива в 2017 г. в России и странах СНГ 29 % продаж бензинов АИ-95 и выше приходится на брендированное топливо

В 2017 г. «Газпром нефть» начала продажи бензина G-Drive с октановым числом 100. Это премиальный продукт, предназначенный для современных двигателей, которые в большинстве приспособлены к работе на бензинах с октановым числом 95 и выше.

Бензин G-Drive 100 улучшает эксплуатационные качества двигателя автомобиля, увеличивает его мощность и динамику ускорения. Кроме того, использованием этого топлива обеспечивается очистка и защита двигателя от износа.

Топливо G-Drive содержит активный комплекс присадок, который увеличивает эффективность работы двигателя. Входящий в его состав модификатор трения последнего поколения позволяет значительно повысить эффективность работы двигателя. Характеристики бензина G-Drive 100 были подтверждены ведущим отраслевым институтом ВНИИ НП, а его соответствие европейским стандартам качества – крупнейшей международной лабораторией SGS.

Сеть партнерских АЗС «ОПТИ»

«Газпром нефть» развивает партнерскую сеть АЗС «ОПТИ». Это уникальное решение для российского розничного топливного рынка. Основные принципы бизнес-модели сети «ОПТИ» — работа на основе партнерских соглашений и использование высокотехнологичных решений для бизнеса.

Управление основными бизнес-процессами на АЗС ведется через IT-платформу, на которой размещен виртуальный кабинет владельца и управляющего АЗС. Использование цифровых технологий позволяет удаленно в онлайн-режиме контролировать работу и ключевые показатели бизнеса: прогнозировать спрос, управлять товарными запасами на АЗС, моментально заказывать нефтепродукты.

Основные показатели станций сети «ОПТИ», такие как среднесуточная реализация нефтепродуктов и продажа сопутствующих товаров, подтверждают, что современные цифровые решения заметно повышают эффективность работы АЗС.

Статистический анализ состояния российского рынка автомобильного бензина

В России рынок автомобильного бензина характеризуется монополизмом крупных нефтяных компаний на многих региональных рынках, которые формируют зачастую несправедливо высокие цены на бензин, так как цены на нефтепродукты не подвержены жесткому регулированию со стороны правительства.

По данным ежегодного рейтинга журнала «ЭКСПЕРТ-400 — рейтинг ведущих российских копаний», самыми крупными компаниями в нефтяной и нефтегазовой промышленности в России являются ОАО «Газпром», НК «Роснефть», НК «Лукойл», «ТНК-ВР Холдинг», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», НК «Славнефть» и НК «Русснефть» (рис. 1.11) . Самым крупным предприятием по объему реализации нефтепродуктов в России в период 2007-2011 гг. является компания ООО «Газпром нефть», она контролирует деятельность трех самых крупных производителей нефтепродуктов общей мощностью 45,2 млн тонн: Омский НПЗ, «Салаватнефтеоргсинтез» и ЯНОС. Также ООО «Газпром нефть» осуществляет контроль за ОАО «Московский НПЗ» (установленная мощность – 12,15 млн/тонн в год) и 50% ОАО «НГК «Славнефть», владеющим нефтеперерабатывающим заводом «Славнефть Ярославнефтеоргсинтез» (установленная мощность – 15,2 млн. тонн) и 183 компаниями с долевым участием ОАО «Газпром» и прочих аффилированных структур (рис. 1.11). Соответственно данным годового отчета НК «Газпром нефть» за 2012 г., компания нарастила свой процент в суммарном объеме нефтепереработки в РФ с 13,2 % до 14,2 % и утвердилась на третьем месте среди российских нефтяных компаний за счет полного объединения с Московским НПЗ после приобретения его компанией Sibir Energy (рис.1.12). Второй по объему реализации нефтепродуктов в 2007-2012 гг. является нефтяная компания «Роснефть», она контролирует Комсомольские и Туапсинские НПЗ, общая мощность – 10,1 млн тонн. Общая мощность переработки – 56,00 млн тонн. По сравнению с 2007 г., объем реализации в 2012 г. увеличился на 34,2%.

Третьей по объему реализации нефтепродуктов в 2007-2012 гг. является нефтяная компания «Лукойл», общая мощность переработки компании – 45,6 млн. тонн. По сравнению с 2007 г., объем реализации нефтепродуктов в 2012 г. увеличился на 34,6 %. По Приволжскому федеральному округу лидирует компания «Татнефть» (всего в ПФО насчитывается около 80 нефтеперерабатывающих предприятий, согласно «Перечню нефтегазовых компаний Приволжского федерального округа», зарегистрированных в «Справочнике предприятий Приволжского федерального округа России»), объем реализации нефтепродуктов которой значительно отличается от самых крупных компаний, но в своем регионе она является несомненным лидером (общая мощность переработки составляет 7 млн тонн). По сравнению с 2007 г., объем реализации в 2012 г. увеличился на 23,88%. «Татнефть» – единственная компания в ПФО, включенная в список самых крупных нефтеперерабатывающих компаний РФ.

В основном все вышеперечисленные компании являются вертикально-интегрированными. Структура вертикально-интегрированной нефтяной компании включает в себя управляющую компанию, компанию-посредника и дочерние общества. Дочерние общества представлены нефтегазодобывающими объединениями, нефтеперерабатывающими заводами и предприятиями нефтепродуктообеспечения. Компанией транснационального масштаба является OAO «ЛУКОЙЛ». По состоянию на начало 2012 г. торговая сеть компании охватывает 26 стран мира, включая Российскую Федерацию, страны ближнего зарубежья, государства Европы и США, насчитывает 199 объектов нефтебазового хозяйства резервуарной емкостью 3,13 млн м3 и 6620 АЗСК (включая франчайзинговые). На сегодняшний день, по данным компании, объем нефти ООО «Лукойл» составляет 1,1 % от общемировых запасов нефти; 2,3 % от общемировой добычи нефти; 17,8% от общероссийской добычи нефти; 18,2% от общероссийской переработки нефти.Вертикально интегрированная компания (ВИК) OAO «Роснефть» является одним из крупнейших нефтегазовых холдингов. Структура НК «Роснефть» состоит из двенадцати объединенных дочерних обществ, ВИК владеет двадцатипроцентной долей в соглашении о разделе продукции (СРП) проекта «Сахалин-1». «Роснефть» принимает участие в 5 совместных добывающих предприятиях, которые учитываются по методу участия в капитале. Крупными предприятиями компании являются «Юганскнефтегаз» и «Пурнефтегаз» в Западной Сибири, а также «Самаранефтегаз» в Центральной России, которые обеспечивают большую часть добычи нефти компанией.

Мобильный вместо кошелька

Вспомните, когда последний раз при посещении АЗС вы оплачивали наличными заправку автомобиля? А когда пересчитывали сдачу после совершения привычной и регулярной покупки в крупном супермаркете? Действительно, банковские карты давно и уверенно вытеснили из наших кошельков наличные купюры. Нет, место привычным бонам осталось, но чаще мы используем их в исключительных случаях — либо в торговой точке нет терминала для безналичной оплаты, либо из-за технического сбоя невозможно осуществить транзакцию.

Электронные деньги — это быстро, удобно и безопасно. Тренд на мобильную коммерцию набирает обороты. Не зря правительства ряда европейских стран призывают полностью отказаться от наличных и перейти к безналичным расчетам в евро или национальных валютах. Больше всех в этом вопросе преуспела Швеция, где инициатива крупнейших банков была поддержана как руководством страны, так и ее жителями. Сейчас доля наличных в этой скандинавской стране не превышает и процента. Фактически Швеция, которая и предложила бумажные деньги в XVII веке, первой сделала столь революционный шаг в переходе к цифровой экономике.

Россия в этом вопросе также не только не отстает, но и находится в числе лидеров по внедрению систем электронной оплаты. Так, по аналитике Apple Inc, наша страна входит в топ-10 стран, где популярна система мобильных платежей. Граждане уже успели оценить преимущества онлайн-оплаты такси, доставки еды и покупки различных товаров. Запуск аналогичного сервиса для мгновенной оплаты заправки на АЗС оставался лишь делом времени. Первое такое приложение появилось на рынке в конце 2017 года, а уже к сентябрю 2018-го к нему присоединилось более 4 тыс. АЗС.

«Газпром нефть» первой среди вертикально интегрированных компаний запустила собственное приложение для оплаты покупки топлива, — приложение «АЗС.GO» вышло на рынок в конце прошлого года. За полгода после релиза «АЗС.GO» юзабилити приложения протестировали десятки тысяч автомобилистов. Главное удобство — отсутствие необходимости идти на кассу для оплаты в два раза экономит время клиента при заправке. Автолюбитель самостоятельно посредством приложения выбирает локацию АЗС, номер топливо-раздаточной колонки, а также необходимый объем топлива. Есть функция формирования онлайн-заказа на определенную сумму. После списания средств с привязанной карты или Apple Pay начинается заправка.

В приложении «АЗС.GO» предусмотрена функция поиска заправки по местоположению и ценам на бензин и дизельное топливо. Мобильное приложение поддерживается на более чем 550 АЗС в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Тюмени, Омске, Псковской, Новгородской и Тверской областях. До конца 2019 года онлайн-оплата заправки будет доступна на всей сети АЗС «Газпромнефть» в России. Кроме того, при оплате через мобильное приложение «АЗС.GO» автолюбитель может рассчитывать не только на повышенные бонусы по программе лояльности «Нам по пути», но и кешбэк до 10%. Первая подобная коллаборация сети «Газпромнефть» и платежной системы «Мир» на платформе «АЗС.GO» позволяет в рамках клиентской акции возвращать до 10% от стоимости покупки обратно на банковскую карту.

Приложение — продукт работы agile-команды «Газпром нефти», организованной в рамках цифровой трансформации компании. Задача команды — оперативно реагировать на запросы рынка, предлагая клиенту новые продукты и постоянно развивая их. Востребованность же приложения у автомобилистов легко продемонстрировать в цифрах: через «АЗС.GO» сеть АЗС «Газпромнефть» уже прокачала 1 млн тонн топлива.

Биотопливо: отходы и водоросли

Этанол, FlexFuel, биодизель и биогаз, — все эти технологии уже позволяют получать эффективную альтернативу бензину, используя растительные компоненты, сельскохозяйственные отходы и даже человека. Экологичность — главное преимущество биотоплива. Растения, которые используются для получения необходимых веществ, поглощают CO2, нейтрализуя тем самым углеродный след.

Еще один плюс биотоплива — это наличие готовой инфраструктуры. Заправиться «водорослевым дизелем» в теории можно на обычной АЗС — для этого не требуется специальное оборудование.

Но у технологии есть и существенные минусы. Для получения биотоплива нужно большое количество биомассы, а для этого требуются колоссальные земельные ресурсы. В Бразилии под поля для сахарного тростника приходится вырубать деревья в лесах Амазонки, а это большой удар по экосистеме.

Проблема заключается и в автомобилях — не каждому транспортному средству подходит такой вид топлива. Например, популярный биоэтанол E85 (смесь спирта и бензина) при сравнимых объемах приводит к большему расходу топлива, чем чистый бензин.

Популярность биотоплива в будущем зависит от появления новых производственных технологий. Так, в Дании тестируют автомобили на бензине с добавлением водорослей. Пока растительный компонент составляет всего 10%, но ученые надеются увеличить его долю. Водоросли, в отличие от сахарного тростника, не требуют земельных ресурсов, их не нужно удобрять и обрабатывать от вредителей, поэтому они наносят меньший вред окружающей среде. Пока использование водорослевого топлива экономически не целесообразно, но если исследователям удастся оптимизировать технологию, у нее есть шансы на успех.

Добровольно-принудительно

С 1 октября 2020-го вступает в силу национальный стандарт (ГОСТ Р 58927-2020). В нем содержатся новые рекомендации по оснащению АЗС и устанавливаются более жесткие требования точности отпуска топлива.

Документ предусматривает перечень требований к ТРК и обязывает заправки иметь в распоряжении работающее оборудование с контролем количества заливаемого топлива. Колонки должны быть оснащены программным обеспечением (ПО) с защитой от несанкционированного доступа, а также замен узлов, не предусмотренных ее изготовителем.

Ужесточается и требование к точности отпуска топлива. Ранее этот показатель был равен 0,5 мл на литр (из них 0,25 мл на литр с учетом температур). Теперь же оно составит 0,25 мл на литр без учета температур. Без нового оборудования АЗС не смогут соответствовать таким требованиям, говорят эксперты.

По словам главы РТС Евгения Аркуши, в России ни на одной из АЗС колонок с новым ПО пока не установлено. Заставлять это делать никто не будет, так как ГОСТ носит рекомендательный характер, добавил он. И даже если стандарт сделают обязательным, он будет относиться к производителям, а не к тем, кто эти колонки эксплуатирует.

Недолить штрафную

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Впрочем, вице-президент НТС Дмитрий Гусев считает, что рекомендательный характер ГОСТа не избавит от ответственности, так как сегодня в рамках действующего КоАПа для АЗС за нарушение точности отпуска топлива предусмотрены штрафы. Для должностных лиц они варьируются от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических –– от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. При этом Росстандарт рассматривает возможность значительно их увеличить, подняв до 1% от годовой выручки.

— Росстандарт уже разослал владельцам АЗС письма с требованием соблюдать новый ГОСТ. Но ведомство не разъяснило, какие у бизнеса сроки на переоборудование и какие могут быть штрафные санкции за его несоблюдение, — добавил он.

По словам Дмитрия Гусева, в России из 23 тыс. АЗС большая часть (около 60%) — это независимые. И многим будет не по карману обновление оборудования.

— Согласно ГОСТу, необязательно покупать новые колонки, их можно обновить, что сэкономит затраты. Но среди независимых АЗС есть около 8 тыс. небольших, у которых оборудование слишком старое, его придется полностью менять, а это большие затраты, — объяснил он.

Недолить штрафную

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

С другой стороны, заводы изготавливают новые колонки в течение полугода. И если заказать их прямо сейчас, заправки не получат нового оборудования даже к началу 2021-го. Дмитрий Гусев отметил, что если в среднем на каждой АЗС имеется по шесть колонок, то в сумме на все российские заправки потребуется около 138 тыс. ТРК.

— По нашим данным, производители не смогут обеспечить достаточное количество оборудования. В итоге предприниматели окажутся в ситуации, когда неясно, где его брать и сколько на это есть времени. При этом периодически ужесточаются штрафы против АЗС. В этой ситуации есть риски, что треть российских заправок уже в 2020 году закроется, — заключил представитель НТС.

Как обстоит ситуация у крупных нефтяных компаний, пока неизвестно. «Известия» направили запросы в «Роснефть», «Лукойл», «Башнефть» и «Татнефть».

Динамика

Теперь узнаем, как изменялась цена по годам, то есть как интенсивно она росла. Эти данные могут помочь при анализе влияющих факторов и изучении зависимости от региона России.

По годам

Если оценивать динамику стоимости дизтоплива и бензина в России в 2019 году и сравнивать с периодом в почти 20 лет, то есть начиная с 2000 года, то картина складывается по годам следующим образом:

  • С 1996 по 2000 год выросла на 100%;
  • Затем по пятилеткам с 2000 по 2005 год – возросла на 120%;
  • С 2005 по 2010 год увеличилась приблизительно на 70%;
  • К 2015 году опять же таки на 70%;
  • А вот за период с 2015 по 2017 год на 20%.

Как видно из представленной статистики, стоимость непрерывно растет, что негативно сказывается на благосостоянии граждан. Если же сравнивать стоимость 1 л. бензина в разных странах мира, то например, в Соединенных Штатах Америки, к середине 2018 года она достигла в пересчете на российскую валюту 52,1. В Объединенных Арабских Эмиратах 1 л. бензина марки Super 98 стоит порядка 0,69$. В пересчете на валюту России это составило порядка 46 руб.

Эта отметка в США гораздо выше, чем в России, но здесь необходимо учитывать паритет доходов граждан. Не исключаем тот факт, что Америка является импортером, а не экспортером нефти. Только в последний год она стала нетто-экспортером впервые за период, начиная с 1940 года.

Если же рассматривать Объединенные Арабские Эмираты, то они также являются экспортером этого продукта. И цены у них приблизительно такие же, как и в РФ (Ситуация резко изменилась в 2020 году). Поэтому говорить о том, что стоимость любого вида топлива в обозримом будущем будет снижаться, не приходится. Ведь в других странах стоимость приблизительно такая же.

Если оценивать покупательскую способность граждан, то здесь Россия несомненно проигрывает. Поэтому ситуация не изменится до тех пор, пока доходы населения не вырастут и граждане не смогут приобретать большее количество топлива на имеющуюся среднюю зарплату.

Если с этой точки зрения рассмотреть период, который складывался в России начиная с 2000 года, то вот каким образом выглядит средняя покупательская способность граждан по отношению к бензину:

  • В 2000 году на медианную зарплату гражданин мог приобрести 225,1 л по средней цене.
  • К 2005 году покупательская способность увеличилось и составила уже 325,4 л.
  • 2010 год отметил с еще более позитивной динамикой. Среднестатистический гражданин на медианную зарплату мог приобрести уже 592,4 л.
  • 2015 календарный период еще сильнее повысил этот уровень, доведя его до 688,9 л.
  • А 2016 год показал отметку уже в 706 л.
  • В 2017 этот показатель составил приблизительно 722,4 л.

По городам

Рассматривая города и регионы с наибольшей стоимостью горюче-смазочных материалов, вот какие регионы стоит выделить на примере АИ-92 по результатам 2017 года:

  • Чукотский автономный округ – 51,5.
  • Якутия – 50,7.
  • Магаданская область – 44,4 руб.
  • Камчатский край – 44,9.
  • Приморский край – 39,3.

Наименьшая цена оказалась в:

  • Кемеровской области – 35,7 руб.
  • В Томской области – 34,5.
  • В Омской области – 35,6 руб.
  • В Челябинской области – 35,5.
  • В Чеченской республике – 35 руб. ровно.

Что касается Москвы и Московской области, то на 2017 год на марку топлива АИ-95 показатель был в среднем зафиксирован на отметке 40,33 руб. Если рассматривать динамику, то она повысилась на 3,2%.

Также стоит отметить, что во всех городах происходил в этот период рост цен. За исключением Самары, Кирова, Архангельска, Тамбова, Ульяновска, Владимира, Саранска, Пензы, Рязани, Екатеринбурга, Кургана, Костромы, где происходило небольшое снижение стоимости топлива. Стоит отметить, что цена понизилась в среднем на 0,5%.

Бизнес план мини АЗС – особенности ниши эконом заправок

Как вы уже поняли, полномасштабная АЗС – это не самое дешевое удовольствие, в особенности, для начинающего предпринимателя. Наценка в 20% не спасает ситуацию, так как наш народ привык удваивать инвестиции, а не довольствоваться малым. Все вышесказанное наталкивает на вполне адекватное решение – открытие мини автозаправки.

Популярность к мини заправкам пришла в 2012 году, когда объект был выведен из-под влияния Ростехнадзора. В 2019 году, классификацией станций занимается МЧС, подключение старого органа влияния производится лишь в том случае, если бизнес имеет расположение на опасном типе производства.

Особенности конструкции мини АЗС:

  • толщина стенок.

    Выделяют одностенные и двустенные мини контейнеры для топлива. Первые разрешено эксплуатировать лишь вне населенных пунктов + их объем не должен превышать 10 кубометров. Для использования также требуется сооружение поддона, помимо транспортировочной платформы, что делает финансовый план бизнеса более затратным;

  • конструкция.

    Мини контейнеры оснащают встроенным насосом по приему топлива. В программной начинке должна быть предусмотрена система контроля меж стенного пространства с функцией оповещения о разгерметизации. Более подробно с другими особенностями мини контейнеров можно ознакомиться в НБП111-98;

  • объемы отсеков.

    Если мини АЗС на территории населенного пункта, то объем камеры менее 10 кубометров, а объем всего контейнера – менее 40 кубометров. При расположении за населенным пунктом, камера не более 20 кубометров, а весь контейнер не более 60 кубометров.

Несоответствие оговоренным нормам влечет за собой автоматический переход мини АЗС (КАЗС) в другой тип классификатора, соответственно, все преимущества контейнерного решения предприниматель теряет. В отношении документации к мини заправке, то здесь необходимы декларация таможенного союза и техпаспорт + эко/санитарный сертификаты.

Автоматизировать мини заправку гораздо проще нежели полноценную АЗС. Достаточно установить автоматическую систему безоператорного контроля дистанционного типа, что будет выдавать топливо по чипам или смарт-картам. Цена одной мини заправки – от 100 000 рублей. С учетом затрат на регистрацию и выбивание всех разрешений, суммарный капитал по бизнес плану не превысит 250 000 рублей, что является весьма привлекательной альтернативой многомиллионному бизнесу с сомнительными сроками окупаемости.

Следует также понимать, что бизнес план мини АЗС не сможет приносить вам многомиллионный доход, так как объемы реализуемого топлива будут весьма скромны. Даже с учетом наценки в 30%-40%, чистая месячная прибыль навряд перевалит отметку в 100 000 рублей.

ЛУКОЙЛ

Рис. 3. Логотип Лукойла

Головное подразделение – РФ, г. Москва

Информация об учредителях: нет информации в ЕГРЮЛ (государственный нефтяной концерн изначально был создан постановлением Совета Министров СССР, а в 1993 году был преобразован в акционерное общество).

Руководство: Президент Алекперов Вагит Юсуфович.

Полученная выручка по результатам 2018 года – 8035 млрд руб. (данные консолидированного отчета)

Долгое время сохранял лидерство среди нефтяных компаний страны, но после приобретения Роснефтью активов Юкоса в 2007 году утратил свое лидирующее положение.

Уставный капитал Лукойла распределен следующим образом:

Юридические лица – 95,11%, из которых:

  • номинальный держатель 89,16% – национальный расчетный депозитарий;
  • номинальный держатель 2,85% – депозитарная компания «Гарант»;
  • собственник 2,49% – LUKOIL SECURITIES LIMITED

Физические лица – 4,89%, при этом 2,843% акций принадлежит Алекперову В.Ю.

Примечание! Номинальный держатель держит акции по поручению других лиц, но не является их фактическим владельцем.

В 2018 году на общем собрании акционеров было принято решение об уменьшении уставного капитала холдинга путем обратного выкупа акций в период с сентября 2018 по 31 декабря 2022, поэтому доля фактических собственников будет изменена (по прогнозам доля руководителя «Лукойла» – Алекперова Вагита – составит более 26%).

Сеть АЗС распространена по всей территории страны. Для привлечения большего количества клиентов предлагается выпуск бесплатных бонусных карточек, а также банковских карт платежных систем Master Card и Visa (акция проводится совместно с банками «Уралсиб» и «Открытие»).

Рис. 4. АЗС «Лукойла»

Статистический анализ динамики цен на бензин

Резкое падение цены на бензин наблюдается в декабре 2010 г. Данное обстоятельство объясняется тем, что были приняты законы о регулировании цен на нефтепродукты и контроль над их изменениями. Однако сдерживать рост цен законодательством смогли недолго. Были увеличены акцизы на нефть, и НК были вынуждены поднять цены, хотя, как уже рассматривалось в предыдущей главе, НК не всегда оправданно завышают цены, и с декабря 2010 г. по май 2011 г. происходит резкий скачок цен почти на 1,5 рубля. темп роста, % абсолютный прирост, руб. 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0, 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 0,00 -0,50 -1,00 -1,50 -2,00 Рисунок 2.3 – Абсолютный прирост и темп прироста цены бензина в РФ, 2001-2012 гг. Сравнение абсолютного прироста и темпа прироста за одни и те же периоды времени показывает, что замедление темпов прироста не всегда сопровождается уменьшением абсолютных приростов, (рис.2.3)10

Интенсивность изменения рядов динамики увеличилась на 3,1 % по сравнению с базисным уровнем, уровень данного периода больше базисного на 0,86%. Каждый процент прироста исследуемого ряда дает 0,17 рублей, т.е. наблюдается интенсивность процесса роста цены. Для определения наиболее типичной цены на бензин марки АИ-95 в рассматриваемой совокупности из 74 регионов РФ за 2003-2012 гг. (из рассмотрения были исключены регионы, для которых отсутствуют полные временные ряды за весь указанный период: все автономные округа, а также Чеченская Республика и Республика Ингушетия) использовано структурное среднее значение Моды, .

Цена бензина марки АИ-92, которая присуща более чем половине рассматриваемых регионов РФ Эмпирически установлено, что для умеренно асимметричных рядов разность между модой и средней арифметической примерно в 3 раза превышает разность между медианой и средней, таблица 2.5. С 2003 по 2006 гг. цена плавно повышалась, в среднем прирост составил 2,45 рубля за 1 литр бензина. В 2007 г. прирост цены составил 1,11 руб./литр, затем в 2008 г. произошел резкий скачок цены, прирост составил 3,44 руб./литр: это связано с ростом цен на нефть, после их падения в конце мая — начале июня выросли и экспортные паритетные цены на нефтепродукты. Это значит, что продавать нефтепродукты за границу стало очень выгодно. Создался искусственный дефицит бензина, АЗС самостоятельно (с подачи компаний) повысили цены.

В 2011 г. – одномодальный симметрический ряд распределения, т.к. средняя арифметическая, медиана и мода совпадают, это означает, что частоты вариант, равностоящих от средней влево и вправо, равны между собой. В остальные представленные годы – асимметричный ряд распределений, т.к. средняя арифметическая, медиана и мода не совпадают и частоты вариант, равностоящих от средней влево и вправо, не равны между собой и изменяются по-разному. Скошенность ряда показывает коэффициент асимметрии: в 2011 г. скошенность ряда правосторонняя, из данных, представленных выше в Таблице 2.5, видно, что коэффициент асимметричности больше нуля, а до 2011 г., т.е. преобладают положительные отклонения от среднего. Вариационный ряд симметричен в 2011 г., т.к. а , в 2012 г. скошенность ряда левосторонняя, т.к. а , то есть превышение численности вариантов ряда меньше, чем средняя. Развитие статистической совокупности проявляется не только в количественном росте или уменьшении элементов этой системы, но также и в изменении ее структуры. 11

С целью оценки существенности различий в структуре цены бензина марки АИ-92 по РФ за 2003-2012 гг. был использован индекс В.М. Рябцева. Преимущество этого индекса для оценки структурных различий состоит в том, что его значения не зависят от числа градаций структур и означают максимально возможную величину расхождений между элементами структур. Смысл расчета индекса Рябцева состоит в отношении фактической меры расхождения значения компонентов двух структур, с их максимально возможным значением по шкале оценки мер существенности структурных различий, по интервалу значений индекса12. Для оценки различий между признаками использовали индекс Салаи и интегральный коэффициент структурных различий (Гатева), в отличие от линейных и среднеквадратических коэффициентов они обладают более совершенными аналитическими свойствами, поскольку изменяются в пределах 0 и 1.

Строить амбициозные планы

Заниматься развитием торговых точек на АЗС должны именно владельцы заправок. Только в этом случае дополнительный сервис приносит доход за счет высокой наценки на товар и оптимизации расходов по управлению заправочным комплексом. Доходность напрямую зависит от единого расчетно-кассового центра. Разделение процесса управления АЗС и магазином делает бизнес нерентабельным для продовольственного торгового оператора, поскольку возникают дополнительные издержки. Поэтому крупные торговые операторы пока не смотрят в сторону АЗС, и ритейлом на заправках занимаются либо сами топливные компании, либо аффилированные компании, которые были созданы специально для этого.

В целом для магазинов на АЗС важны те же торговые технологии, что и для обычной розничной сети, причем даже в большей степени: категорийный менеджмент и продуманный мерчандайзинг особенно актуальны в связи с ограниченностью ассортимента и размера торгового зала.

Потребность рынка Московской области в нефтепродуктах остается высокой, поэтому «Компания ТРАССА» планирует развиваться в этом регионе. В 2014 году предполагается открыть еще восемь автозаправочных комплексов, построить два ресторана на Ленинградском шоссе и трассе «Москва-Дон». Компания собирается строить по два ресторана в год. Новый виток развития получит фабрика-кухня – увеличится объем и ассортимент выпускаемой продукции. В планах наполнить рынок качественной незамерзающей стеклоомывающей жидкостью, которую производит завод ЖСО. К 2018 году планируется довести количество АЗС до 90 станций. На столько же вырастет количество магазинов. По словам Олега Алексеенкова, быстрое и успешное развитие компании происходит за счет трех основных составляющих. Прежде всего это гарантированно высокое качество топлива и услуг, независимость от сиюминутных колебаний на рынке и ориентированность на интересы клиента. Все три фактора работают вместе, усиливая друг друга. Только в этом случае клиент, посетивший АЗС и магазин, захочет вернуться и дальше пользоваться ее услугами.

Справка о компании:

ООО «Компания ТРАССА» – классический представитель среднего бизнеса (2,5 тысячи сотрудников). В 2013 году сеть АЗС «ТРАССА» увеличилась на восемь автозаправочных комплексов, доведя число станций до 45. По сети АЗС началась реализация своего брендового топлива «Премиум-спорт (95)». Сеть активно занимается развитием придорожной инфраструктуры – открыла при АЗС «Ресторанъ ТРАССА». В 2013 году ГК «ТРАССА» начала производство стеклоомывающей незамерзающей жидкости, которая реализовывается через сеть АЗС.

Валерия Кержаева, Журнал о розничной торговле «Точка продаж»

Нефтьмагистраль

Нефтьмагистраль является официальным партнёром немецкого холдинга BASF. Концерн поставляет на АЗС оборудование и все необходимые комплектующие. Основными преимуществами организации являются все необходимые сертификаты и паспорта качества, а также полезное влияние топлива на двигатель и ходовую систему. Компания также является партнёром крупнейших в Москве и России поставщиков топлива, среди которых находятся Газпромнефть, Московский Нефтеперерабатывающий Завод, Славнефть и т. д. с 2013 года на территориях АЗС компании стали появляться кафе и фаст-фуды.

Нефтьмагистраль

Что касается цен на топливо, то в 2020 году они не выделяются среди остальных АЗС по региону. Хотя организация предлагает бонусы и скидки, которые можно получить с помощью мобильного приложения через смартфон. Положительные отзывы свидетельствуют о том, что после заправки топливо действительно оказывает положительное воздействие на двигатель авто, уменьшая его расход и повышая динамику. По качеству бензин можно сравнить с продуктом от Лукойл.

Среди негативных отзывов самыми популярными являются жалобы на недолив топлива. Организация на такие жалобы не отвечает, колл-центр практически не работает. Что касается положительного воздействия на двигатель и трансмиссию авто, то в действительности оценить его довольно трудно – для этого необходимо долгосрочное использование. Хотя после заправки мотор практически не слышно, работает плавно и без сбоев. Пользователи также подтверждают понижение расхода топлива и экономию средств. Самым существенным недостатком компании является недостаток сервиса и квалификации персонала в некоторых АЗС Москвы, а также неодинаковое качество самого топлива.

И чашечка кофе

На всех заправках сети АЗС «ТРАССА», помимо продуктовых магазинов, есть кафетерии (возводить АЗК по-другому компании не позволяют корпоративные стандарты). Все свои объекты компания строила с нуля, руководствуясь типовыми схемами создания автозаправочного комплекса (АЗК), с продуктовыми магазинами и кафе. Сегодня объекты ГК «ТРАССА» являются примером классического многофункционального автозаправочного комплекса. Помимо топлива здесь предлагают клиентам широкий выбор товаров в круглосуточных магазинах и обслуживание в сети круглосуточных кафе, известных своим вкусным кофе и свежей выпечкой.

Ассортимент магазинов сети АЗС «ТРАССА» зависит от сезонности и включает более 5 000 наименований товаров разной ценовой категории. Компания оперативно меняет товары, исходя из интересов автолюбителей, дачников, жителей близлежащих населенных пунктов. Скоро начнется дачный сезон и в магазинах появится больше товаров для пикника и широкий выбор прохладительных напитков. Основные поставщики – это федеральные или локальные компании. Особенных проблем взаимодействия с ними нет.

Но вернемся к кофе. Чтобы обеспечить гарантию качества продукции фаст-фуда, было решено построить свою фабрику-­кухню. Первоначально в кафе на АЗС «ТРАССА» предлагали посетителям импортную продукцию. Доставлялась она в Россию в замороженном виде. «Может, какой-нибудь французский булочник и пек тот же круассан с любовью, но пока он доезжал до России, о свежести уже говорить не приходилось. Мы подумали, почему в России обленились печь пироги, булочки, слойки, крендельки! Решили построить фабрику-кухню. Выбрали место, построили, установили швейцарское оборудование. Сырье высокого качества берем из фермерских хозяйств Раменского, Люберецкого, Ногинского и других районов Московской области.

Кроме разнообразной выпечки на фабрике-кухне делают пирожные и всевозможные порционные салаты, итого – 70 видов продукции! Мы контролируем и отвечаем за качество, поэтому спокойны за клиентов. И автовладельцы отвечают взаимностью: продукция фабрики-кухни пользуется большой популярностью, продажи фаст-фуда в кафе при АЗС выросли вдвое», – рассказывает Олег Алексеенков.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.