Компетенции и возможности производства: «силовые машины» осваивают выпуск газовых турбин

Алан-э-Дейл       20.02.2023 г.

Информационные технологии в «Силовые машины»

Целевая архитектура машиностроительного предприятия в Industry 4.0

  • В российском машиностроении отсутствуют условия для перехода к цифровому предприятию, непрерывной поддержки жизненного цикла, Industry 4.0. Не готовы ни «верхи», ни «низы».
  • Трансформация в цифровое предприятие, переход к Industry 4.0 – требование рыночной среды и ЧРЕЗВЫЧАЙНО ДОРОГОЙ ПРОЦЕСС. Он является своеобразным барьером – отсечкой конкурентов. Однако ее нужно реализовывать, несмотря на отсутствие каких-либо условий.
  • Россия упустил шанс постепенной эволюции к цифровизации и Industry 4.0, поэтому в очередной раз потребуются сверхусилия и жертвы.
  • Требуется реанимация подготовки инженеров – конструкторов и технологов, а также менеджеров среднего и высшего звена (!!!) в высшей школе. Скорее всего в очередной раз потребуется господдержка (как на подготовку, так и на «распределение»).

Выбор цели

Исходя из масштабной цели по созданию на базе «Силовых машин» глобальной энергомашиностроительной компании полного цикла, концерну неизбежно придется приобретать новые активы – конструкторские организации, производственные компании. Соответственно, отсюда вытекает еще одно из направлений работы в проекте БССМ – поиск организаций для слияний и поглощений. Это процесс, который позволит «Силовым машинам» развиваться за счет новых приобретенных элементов.

Впрочем, эта деятельность, хотя она сейчас и сформулирована как часть бизнес-системы, ведется уже не первый год. В начале 2012 года «Силовые машины» приобрели «ЭМАльянс» – крупнейшего в России производителя котельного оборудования. «Сейчас на рынке существует определенная тенденция, а именно поставка оборудования под ключ. Заказчику удобнее и выгоднее общаться с одним представителем, а не с множеством компаний, и это условие зачастую выдвигается в тендере. Соответственно, та компания, которая обладает такой возможностью, и получает серьезное преимущество, зачастую это и определяет саму возможность участия в тендере, – говорит директор по стратегическому развитию и контроллингу «Силовых машин» Александр Ранцев. – В этой связи приобретение «ЭМАльянса» и такого их актива, как «Красный котельщик», становится абсолютно понятным: мы получили возможность поставки основного оборудования котельного и турбинного островов электростанций».

Помимо этого, с приобретением «ЭМАльянса» компания получила еще одно преимущество – возможность снижения себестоимости продукции. «ЭМАльянс» и «Силовые машины» используют определенные одинаковые виды сырья. Таким образом, подавая заявку совместно с «Красным котельщиком» на закупку, например, металлопроката, появляется возможность снизить стоимость материалов и получить лучшие условия оплаты за счет больших объемов, и, соответственно, сделать клиенту более привлекательное предложение.

«В проекте бизнес-системы мы рассматриваем процесс слияний и поглощений шире, нежели просто покупка каких-либо активов. Здесь подразумевается и различного рода внешнее партнерство, и приобретение лицензий, а также участие в совместных предприятиях», – добавляет Александр Ранцев.

В конечном итоге успешность и необходимость того или иного слияния или поглощения всегда определяется экономической целесообразностью. Разумеется, есть специальные методики, правила и алгоритмы, по которым рассматривается каждый проект на предварительной стадии, затем идет многоступенчатый отбор, оценка самых различных рисков: юридических, финансовых, технических аспектов, вплоть до географических и социокультурных.

Сейчас с учетом этих факторов в «Силовых машинах» создается база данных по потенциальным объектам для слияний и поглощений в отрасли. Эти объекты могут быть самыми разными: конкуренты «Силовых машин», от маленьких фирм, с которыми компания конкурирует в поставке запасных частей на электростанции, до компаний глобального масштаба.

Александр Ногов

Обновление мощностей

Производство газовых турбин ГТЭ-65 и ГТЭ-170 развернуто на Ленинградском Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Возродить производство оказалось несложно — история проектирования и выпуска таких машин на ЛМЗ началась в 1950-х, когда на предприятии создали первые газовые турбины мощностью 12 и 25 МВт. В поздние советские годы и в современной России ЛМЗ работал над созданием более мощных газовых турбин. Одна из них стала прототипом ГТЭ-65.

«На ЛМЗ в свое время с нуля была сформирована крепкая база для развития отечественного газотурбиностроения: конструкторская, технологическая, производственная. В нашем распоряжении есть опыт предшественников, который предстоит преумножить, используя новые технологии и подходы, достижения научной мысли», — отметил Николай Фокин.

Современный станочный парк ЛМЗ позволяет выполнять большинство необходимых операций в рамках изготовления газовых турбин. Но для полноценной работы и увеличения пропускной мощности предприятия «Силовые машины» разработали технологический проект дооснащения производств, который реализуется в настоящее время.

Так, в феврале «Силовые машины» определили поставщиков и подписали договоры на поставку в 2020 году основного технологического оборудования для комплектования заготовительного и сборочно-сварочного производств. В марте заключен договор на модернизацию стенда для вертикальной сборки роторов турбин ГТЭ-65 и ГТЭ-170, его ввод в эксплуатацию запланирован на третий квартал. В феврале завершился монтаж стенда для сборки камер сгорания газовой турбины ГТЭ-170.

Всего в рамках дооснащения производственных мощностей ЛМЗ закупается 48 дополнительных единиц станочного оборудования.

Курс на отечественное

За ближайшие два года «Силовые машины» намерены организовать в России производство литых заготовок лопаток из жаропрочных марок сталей и уже к 2022 году выйти на серийное производство этих компонентов. Сначала будет освоена технология производства лопаток горячего тракта турбин собственного производства — ГТЭ-65 и ГТЭ-170, затем планируется изготавливать лопатки для сервиса и ремонта газовых турбин других производителей.

Акцент на создании стопроцентно отечественной газовой турбины — не только имиджевая составляющая проекта и энергомашиностроительной компании в целом, но и немалый вклад в экономику как будущих, так и уже реализованных проектов строительства газовых электростанций.

Опыт реализации программы ДПМ (госпрограммы возврата инвестиций в энергетику с гарантированной доходностью — прим. ТАСС) показал, что освоение производства газовых турбин с привлечением зарубежных производителей не приводит к передаче технологий изготовления компонентов горячего тракта и систем управления, без которых невозможно считать локализацию производства газовых турбин полноценной. Обслуживание парка зарубежных газотурбинных установок (ГТУ) с использованием импортируемых деталей горячего тракта и инжиниринга, приобретаемых за валюту, делает сервис ГТУ чрезвычайно дорогостоящим. Эксплуатация примерно 30 ГВт мощностей ГТУ и парогазовых установок (ПГУ), построенных в рамках ДПМ, останется рентабельной только при действии повышенных тарифов на электроэнергию. Поэтому уже очевидно, что данный подход трудно будет распространить на всю газовую генерацию.

Над проектированием и производством отечественных компонентов газовых турбин средней и большой мощности работают более ста конструкторов и технологов воссозданного «Силовыми машинами» конструкторского бюро (КБ) в тесном сотрудничестве с ведущими институтами и предприятиями смежных отраслей.

В проект вовлечен целый пул предприятий — поставщиков комплектующих, разработчиков САУ (систем автоматического управления — прим. ТАСС), отраслевых институтов — таких, как ЦИАМ, ВИАМ, ЦКТИ, ВТИ, ведущих профильных технических университетов — СПбПУ Петра Великого, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МЭИ, УГАТУ и многих других. Данные организации совокупно обладают конструкторскими наработками, производственно-экспериментальной базой, научно-техническим и кадровым потенциалом, а также опытом разработки стационарных авиационных и транспортных газотурбинных двигателей.

Всего заключено более 50 договоров с отраслевыми институтами и компаниями, работающими в области энергетики, авиа- и машиностроения, налажено софинансирование НИОКР Минпромторгом РФ.

Ставка – на вовлекающее лидерство

Также в активе 2015-го – проведение диагностики инфраструктуры постоянного совершенствования с участием специалистов бизнес-системы компании «Северсталь». Полученные данные легли в основу целого комплекса мини-трансформаций, первая из которых стартовала в феврале 2016-го. Сформирована команда активных навигаторов БССМ, которые прошли стажировку на предприятиях металлургического концерна, ознакомившись с его методологией построения бизнес-процессов.

– Ахиллесовой пятой оказались недостаточное лидерство руководителей и низкая вовлеченность на всех уровнях, – отмечает собеседник

– Поэтому особое внимание мы уделяем мотивации руководителей на проведение изменений

Новые вызовы – новые подходы

Однако новое время и новые вызовы, стоящие сегодня перед «Силовыми машинами», потребовали  существенно скорректировать подходы к развитию бизнес-системы.

– Тот, кто не развивается, проигрывает – таков закон, – подчеркивает Сергей Жульков. – В нынешней экономической ситуации это актуально, как никогда. Особенно учитывая амбициозную задачу, определяющую стратегию компании: увеличить показатель EBITDA  более чем в три раза.

Основные мероприятия в рамках усиления развития БССМ начались зимой текущего года, однако именно в 2015 была подготовлена почва для предстоящих перемен. Важным нововведением стал запуск ежемесячных комплексных аудитов бизнес-системы в подразделениях «Электросилы» и Ленинградского Металлического завода.

Главный критерий оценки – уровень внедрения семи ключевых инструментов постоянного совершенствования, таких как методика «5С», «Фабрика идей», автономное обслуживание и быстрая переналадка оборудования, «Доска решения проблем» (ДРП), управление качеством и безопасность труда. Проводят такие проверки комиссии, состоящие из начальников производственных комплексов, специалистов центра по развитию БССМ, сотрудников управления по охране труда. По итогам каждому подразделению выставляются оценки по пятибалльной шкале, разрабатывается план корректирующих мероприятий. При этом для каждого инструмента бережливого производства применяются отдельные критерии оценки и специальные анкеты.

Задел на будущее

Первые отечественные газовые турбины большой и средней мощности «Силовые машины» рассчитывают выпустить уже в 2023 году. А их модифицированные версии с улучшенными характеристиками и повышенной мощностью — к концу 2024-го. К этому времени компания будет располагать производственными возможностями по выпуску до восьми таких энергоустановок в год. Пандемия, приведшая к ряду ограничений и мировому кризису, корректив в этот график не внесла.

«Коронавирус не повлиял на наш проект, конструкторское бюро не простаивало ни одного дня, мы оперативно перевели коллектив на удаленную работу, обеспечив необходимый доступ к рабочим материалам и программам. Конечно, отдельные вопросы возникают, но они оперативно решаются и на планы точно не влияют. Наши предприятия работают, проект реализуется в соответствии с графиком», — пояснил Фокин.

Спрос на отечественные газовые турбины в ближайшие годы обеспечит государственная программа модернизации тепловых электростанций (ТЭС), в рамках которой планируется обновить 41 ГВт мощностей на почти 2 трлн рублей. Но для активного участия отечественных производителей оборудования в программе требуется корректировка нормативной документации. Проекты с газовыми турбинами проигрывают на конкурсном отборе проектов модернизации — как более дорогостоящие в сравнении с проектами по модернизации котлов и паровых турбин. Но следует отметить, что эффективность использования природного газа в проектах парогазовых установок с газовыми турбинами в 1,5-2 раза выше в сравнении с традиционным паровым циклом. А это и более низкая себестоимость электроэнергии, и бережное отношение к ресурсам. Спрос на отечественное оборудование поддержит и четкое исполнение главного условия модернизации — использовать импортозамещенное оборудование при обновлении ТЭС.

«Силовые машины» уже начали переговоры с энергокомпаниями о возможности поставок ГТЭ-65 и ГТЭ-170 для проектов госпрограммы. Но для вывода на рынок проверенного оборудования требуется создание экспериментальных станций с инновационными образцами газовых турбин, на которых установки будут работать длительно с выработкой электроэнергии. По словам Николая Фокина, компания готова инвестировать в строительство собственной экспериментальной станции, чтобы «обкатать» машины в различных конфигурациях. Но для этого требуется понятный механизм возврата инвестиций.

Успешное освоение технологии производства газотурбинных установок российским предприятием снизит зависимость отечественной энергетики от импорта больших газовых турбин и повысит технологическую безопасность государства, уверены в «Силовых машинах».

При этом компания не собирается останавливаться на обозначенных типоразмерах газовых турбин, чтобы соответствовать мировым и российским тенденциям развития энергетического комплекса. Запущен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для создания версий ГТЭ-65 и ГТЭ-170, использующих в качестве топлива водород. Кроме того, «Силовые машины» заявляют о намерении создать мощную газовую турбину Н-класса: концептуальный проект и техзадание уже формируются.

Инновационное развитие

Еще три направления БССМ – «Совершенствование конструкторских разработок», «Совершенствование управления проектами», «Слияния и поглощения» – касаются не всей компании, а отдельных ее подразделений. Так, конструкторские компетенции «Силовых машин» являются одним из главных конкурентных преимуществ концерна, и их предстоит усовершенствовать, чтобы повысить конкурентоспособность продуктов компании за счет улучшения потребительских свойств, внедрения технологических новаций, снижения себестоимости.

Сейчас компания находится в состоянии активного поиска направлений инновационного развития. Создана рабочая группа, куда вошли представители всех конструкторских бюро, сбытовых подразделений, службы персонала, технологи. «Когда мы говорим о технологических инновациях, то есть о неких специальных знаниях, то прежде всего эти знания надо сгенерировать, найти и правильно использовать. Безусловно, мы в текущей деятельности генерируем знания, но в первую очередь мы производственная компания, и большинство знаний генерируется вне нас», – говорит заместитель генерального директора — технический директор «Силовых машин» Юрий Петреня. По его словам, в советские времена большое число академических и отраслевых институтов, вузов работали на ЛМЗ и «Электросилу», сейчас аналогичного научно-технического потенциала нет.

На «Силовых машинах» организовано проведение лекций ведущих специалистов в различных областях энергомашиностроения. По результатам лекций готовятся материалы, доступные каждому конструктору. «Таким образом мы пытаемся в концентрированном виде, максимально сокращая сроки, получить передовую информацию и сделать современные знания доступными для широкого круга сотрудников. Судя по первому опыту, подобные лекции чрезвычайно полезны, когда они хорошо и целенаправленно подготовлены с учетом специфики нашей компании», – считает Юрий Петреня.

Одновременно с повышением квалификации конструкторов «Силовые машины» начали собирать данные, связанные с новыми разработками, патентами в энергомашиностроении. «Сейчас мы собираем данные, касающиеся нашей новой разработки – турбины на суперсверхкритические параметры пара, – поясняет Юрий Петреня. – Что касается повышения активности сотрудников, то в планах у нас проведение так называемых инновационных конкурсов. Это опыт «Майкрософта»: компания ставит какую-то проблему, и сотрудники участвуют в ее решении. Далее идеи проходят экспертизу, обобщаются, и находится полезное решение. На мой взгляд, для нашей компании большой плюс подобных конкурсов прежде всего в том, что они позволяют увидеть активных людей. И тут совсем не обязательно, чтобы какие-то их предложения разом перевернули науку и технику».

История

2018

В 2018 году группа компаний «Силовые машины» направит свыше 3 млрд рублей на расширение и развитие производственных мощностей. Среди основных направлений инвестпрограммы 2018 года продолжение проекта создания нового продукта — первой российской тихоходной турбины для АЭС, расширение и развитие производств, инжиниринг, промышленная безопасность, мероприятия, направленные на улучшение условий труда. Объем инвестиционной программы группы компаний «Силовые машины» в 2013 – 2017 гг. составляет 11,9 млрд рублей.

2012

По данным МСФО, выручка компании (с учетом дочерних предприятий) в 2012 г. составила $2,095 млрд, а чистая прибыль — $377,3 млн.

В феврале 2012 г. ОАО «Силовые машины» завершило сделку по приобретению 100% акций ОАО «ЭМАльянс», которому, в частности, принадлежит мажоритарный пакет таганрогского ОАО ТКЗ «Красный котельщик», специализирующегося на проектировании, производстве и комплексной поставке котельного оборудования для тепловой энергетики, и 100% акций одной из крупнейших европейских компаний по производству котельного и теплообменного оборудования Đuro Đaković (Хорватия).

2002-2008

В марте 2002 г. на базе ЗАО «Энергомашэкспорт» было создано ЗАО «Энергомашэкспорт — Силовые машины», которое в августе того же года сменило организационно-правовую форму на ОАО. В январе 2004 г. к ОАО «Энергомашэкспорт — Силовые машины» были присоединены три крупных петербургских предприятия: ОАО «Ленинградский металлический завод» (ЛМЗ), ОАО «Завод турбинных лопаток» и ОАО «Электросила». С этого момента полное название предприятия – ОАО «Силовые машины — ЗТЛ, ЛМЗ, Электросила, Энергомашэкспорт» (сокращенно — ОАО «Силовые машины»). 100% акций ОАО «Силовые машины» принадлежат компании, подконтрольной Алексею Мордашову.

В начале 2008 г. «Силовые машины» консолидировали контрольный пакет акций ОАО «Калужский турбинный завод» (КТЗ); ныне петербургскому предприятию принадлежит около 69% обыкновенных акций ОАО «КТЗ».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.