Колокол

Алан-э-Дейл       05.11.2022 г.

Классический колокол как музыкальный инструмент

Бронзовый колокольчик

Вид изнутри

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков (Glockenspiel, Jeux de timbres, Jeux de cloches) был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Колокола в русской музыке

Православный храм с навершием в форме колокола

Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. М. Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин», или «Жизнь за царя», Мусоргский — в пьесе «Богатырские ворота…» цикла «Картинки с выставки» и в опере «Борис Годунов», Бородин — в пьесе «В монастыре» из «Маленькой сюиты», Н. А. Римский-Корсаков — в «Псковитянке», «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже», П. Чайковский — в «Опричнике». Одна из кантат Сергея Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Г. Свиридовым, Р. Щедриным, В. Гаврилиным, А. Петровым и другими.

Посадка семян колокольчика

Для всех сортов колокольчика семенное выращивание является самым предпочтительным. Исключение составляют махровые разновидности, так как сеянцы не способны сохранять этот признак и велик риск отсутствия завязи. Семена растения не требуют предварительной подготовки перед посадкой. Рассаду можно выращивать как в контейнерах, так и открытом грунте.

Когда сеять семена колокольчика?

Для выращивания рассады цветка садовый колокольчик можно использовать разные схемы посадки:

  1. В контейнеры собранный или приобретенный семенной материал высаживают в начале весны, предпочтительно в марте. В таком случае у многолетних форм цветы можно будет увидеть уже в первый год жизни.
  2. Возможна предзимняя посадка в открытый грунт, которая проводится в конце октября. Весной можно будет получить всходы самых сильных семян, прошедших естественный отбор, и пересадить растения на постоянное место.
  3. Весной в открытый грунт семена цветка колокольчика высевают в начале мая. При таком способе посадки за первый год жизни растение будет наращивать корневую систему и листовые розетки. Цветение возможно только в следующий сезон вегетации.

Где сажать колокольчик?

Даже учитывая выносливость и относительную неприхотливость растения, существуют более предпочтительные места для его посадки:

  1. Большому количество сортов подходит нейтральная или слабощелочная земля, суглинки с дренажным слоем. Есть разновидности, адаптированные к каменистым и известковым почвам.
  2. Махровый цветок колокольчик требователен к солнечному свету, поэтому такие сорта лучше высаживать на хорошо освещенные участки.
  3. Все декоративные сорта рекомендуется высаживать немного поодаль от деревьев и кустарников для получения достаточного количества влаги. Возможна посадка в полутени.

Как сажать колокольчик?

Агротехника выращивания семян будет разниться в зависимости от выбранного способа:

При контейнерном методе в заранее подготовленную емкость необходимо насыпать легкую и плодородную почву и предварительно ее увлажнить

Семена цветка фиолетовый колокольчик важно равномерно распределить по контейнеру и не присыпать землей, а лишь немного утрамбовать ладонью. Следующим этапом идет опрыскивание водой и укрытие пленкой

Спустя 2-3 недели появятся первые всходы, которые необходимо беречь от прямых солнечных лучей.
При высадке в открытый грунт землю предварительно глубоко перекапывают. В тяжелые почвы вносят песок, а в обедненные – удобрения. Не стоит подкармливать навозом или торфом из-за риска поражения посадок грибковыми инфекциями. Семена закладывают в неглубокие бороздки и слегка присыпают землей увлажняют. Междурядья можно замульчировать.

История[править | править код]

Официальный выпуск Java Edition
1.14 18w44a Добавлены колокола.
Колокола имеют состояние для прикрепления ко всем сторонам блоков, но некоторые модели пока что отсутствуют.
18w48a Колокол появляется в деревнях, расположенных на равнинах.
18w49a Колокол также появляется в деревнях биомов саванны и в снежной тайге.
18w50a Добавлены звуки.
Добавлена анимация покачивания при нажатии по блоку ЛКМ.
Изменена текстура.
Изменена модель колокола, приклепляемого к потолку.
Добавлена модель колокола, приклепляемого к стене.
19w11a Теперь издаёт звук при попадании в него любого снаряда (стрела,снежок, яйцо и т. д. .
1.14.2 pre1 Теперь находит рейдеров в радиусе 64 блоков вместо 48.
1.15 19w36a Теперь будет издавать звук, если получает сигнал красного камня.
1.16 20w11a Теперь колокол звенит при попадании в него любым снарядом.
20w22a Теперь колокол можно подвешивать снизу под следующими блоками: стеклянная панель, железная решётка, забор, стена, стержень Края, цепь, загрузочная воронка, цветочный горшок, голова, сундук, варочная стойка, точило, наковальня (требуется точное время).
Официальный выпуск Bedrock Edition
1.9 beta 1.9.0.2 Колокол добавлен в игру.
В отличие от Java Edition, боковая текстура колокола выглядит как камень.
beta 1.9.0.3 Добавлен гранитный колокол. Можно установить командой .
Добавлен диоритный колокол. Можно установить командой
1.10 beta 1.10.0.3 Добавлены и улучшены функции размещения колокола.
1.11 beta 1.11.0.1 Добавлена функциональность колоколу. Колокол активируется при выстреле в него стрелой или зельем и при выбросе предмета в столкновении с ним, а также при подаче сигнала красного камня
Добавлен звуки.
Добавлена анимация покачивания как в Java Edition.
beta 1.11.0.4 Колокол может быть получен при торговле с кузнецом, бронником и оружейником.
Деревенские жители разбегаются по домам при активации колокола.
Гранитный и диоритный колокола удалены из игры.
PlayStation 4 Edition
Колокол добавлен в игру

Мест нет

Опрошенные «Секретом» эксперты уверены, что заказов на производство колоколов с каждым годом будет всё меньше. «Насыщение в России произойдёт через пять-десять лет. Потом всё пойдёт на спад. Заказы, конечно, не остановятся совсем. Например, те храмы, которые заказывали маленькие наборы, обратятся уже за большими», — отметил Дроздихин.

Долю храмов, которые нуждаются в колоколах, невозможно оценить, говорит Олег Грицаенко. Каждый год в стране открывают новые церкви и реконструируют старые. «Потенциал для рынка есть. В предстоящем десятилетии мы точно будем востребованы», — уверен он, но отмечает, что спрос этот может быть отложенным. Зачастую из-за нехватки денег колокольни годами стоят без колоколов или недоукомплектованными. «В нашей базе сотни храмов», — отмечает гендиректор «Литэкса».

В разговоре производители признаются, что, несмотря на невысокую рентабельность бизнеса, отказываться от своего дела не планируют. «Я сам звонарь. Это стало частью моей жизни» — делится Дроздихин.

Одна из главных целей Анисимова на 2020 год — отлить самый большой в мире колокол. Не ради признания, а по мистическому поверью. «Старцы говорили: когда в России будет отлит самый большой колокол, то страна пойдёт на поправку и жить станет лучше», — поясняет Валерий.

Новый музей

В графике президента на среду значится также посещение нового Музея археологии Чудова монастыря, который построен на месте демонтированного в 2016 году 14-го корпуса Кремля. Новое музейное пространство организовано в подвальных помещениях бывшего административного здания, где ученым Института археологии РАН удалось сделать уникальные по своей значимости открытия, обнаружив культурные отложения и остатки построек XII — начала XIII веков, периода становления Москвы, и фрагменты монастырских построек XIV — XVI веков, памятники раннемосковского каменного зодчества. Все эти находки было решено сделать объектами музейного показа, в связи с чем президентом летом 2016 года было дано поручение создать подземный музейный комплекс.

Главу государства при осмотре экспозиции будут сопровождать министр культуры Ольга Любимова, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров и комендант Московского Кремля Сергей Удовенко.

Демонтированный 14-й корпус был построен в начале 1930-х годов на месте разрушенных Чудова и Вознесенского монастырей, которые с ХIV столетия были центрами религиозной жизни Московской Руси, и Малого Николаевского дворца — резиденции российских императоров. На этом месте несколько лет назад был разбит парк, а теперь под землей появился музей.

Как ранее говорила директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, в новом пространстве будут представлены находки археологов, сделанные во время исследования Кремлевского холма.

Археологические изыскания и создание музея проводились по поручению главы государства. Президент ранее несколько раз осматривал эту площадку, обсуждал проект с учеными и специалистами.

Чудов монастырь — кафедральный мужской монастырь в восточной части Кремля — находился на Ивановской площади. По преданию, он был основан митрополитом Алексием в 1365 году в память о чудесном исцелении от слепоты Тайдулы, матери хана Золотой Орды Джанибека. Название получил по церкви Чудо Архангела Михаила в Хонех. Вознесенский монастырь — женский монастырь в Московском Кремле — находился около Спасской башни и вплотную примыкал к кремлевской стене. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 году.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.

Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Колокола Китая

Колокол в Уханьском даосском храме Чан Чунь, подвешенный за дракончика-пулао

В Китае существует многовековая традиция литья колоколов, распространившаяся и в соседние страны, испытавшие влияние китайской культуры (Корея, Япония). В позднем императорском и современном Китае колокола являются типичной принадлежностью даосских и буддистских храмов. Кроме того, в центре старых китайских городов часто сооружались специальные «колокольная башня» и «барабанная башня» (таковы Колокольная башня в Сиане и башни Гулоу и Жоглоу в Пекине), расположенные на которых колокола и барабаны подавали сигнал на заре и при заходе солнца, а также в случае чрезвычайных событий.

Скоба, за которую подвешивается китайский колокол, часто отливается в виде зверька пулао (кит. 蒲牢). По легенде, пулао — один из девяти сыновей китайского дракона, который любит громко кричать. Потому ему и досталось место на колоколе.

Колокола доимперской эпохи

Основная статья: Бяньчжун

Китайская колокольная культура, дошедшая до нашего времени, предстала в новой перспективе в свете археологических открытий XX в. Было обнаружено, что в отличие от современных круглых колоколов, имеющих индийское происхождение, древнейший исконно-китайский тип как правило имел миндалевидный поперечный срез. Колокола такого типа отличались меньшей продолжительностью звука, однако могли издавать два чётких тона и, в наиболее развитой форме, составляли комплекты, охватывающие до 5 октав и выверенные по хроматической гамме (см. Гробница маркиза И). Расцвет производства миндалевидных колоколов пришёлся на династию Чжоу. О находке крупнейшего среди колоколов такого типа (более 1 м высотой) было объявлено в 1986.

Примечательна характерная форма некоторых колоколов: тип нао устанавливался, подобно кубкам, звучащей частью вверх (об этом свидетельствует длинная ровная «нога», не приспособленная для подвешивания инструмента), а развившийся из него юнчжун сохранил «ногу» для установки, однако подвешивался благодаря креплению веревки вдоль поперечного кольца на ней, или за специальную петлю. Полая изнутри «нога» колокола при этом сохранялась, предположительно по соображениям акустики.

Любопытно, что после периода Сражающихся царств, вместе с закатом чжоуского ритуала, закончился и золотой век китайского колокольного дела. Последним отголоском старой традиции, утерянной уже к династии Хань, стало изготовление гигантских ритуальных колоколов Цинь Шихуана. По его повелению они были изготовлены из оружейной бронзы покорённых царств.

История

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом. Впрочем, «неблагочестивые» имена колоколов не обязательно свидетельствуют об их отрицательной духовной сущности: зачастую речь идет исключительно о музыкальных погрешностях (так, на знаменитой ростовской звоннице имеются колокола «Козёл» и «Баран», названые так за резкий, «блеющий» звук, и, наоборот, на звоннице Ивана Великого один из колоколов назван «Лебедем» за высокий, чистый звук). В средневековой христианской Европе церковный колокол был голосом церкви. На колоколах нередко помещали цитаты из Священного Писания, а также символическую триаду — «Vivos voco. Mortuos plango. Fulgura frango» («Живых зову. Мертвых оплакиваю. Зарницу укрощаю»). Уподобление колокола человеку выражается в названиях частей колокола (язык, тулово, губа, уши). В Италии до сих пор сохраняется обычай «крестин колокола» (соответствует православному освящению колокола).

Вера в то, что при помощи удара в колокол, колокольчик, барабан можно избавиться от нечистой силы, присуща большинству религий древности, от которых колокольный звон и «пришёл» на Русь. Звон колокольчиков, как правило — коровьих, а иногда и обычных сковород, котлов или другой кухонной утвари по древним поверьям, бытующим в разных регионах планеты, защищал не только от нечисти, но и от непогоды, хищного зверья, грызунов, змей и прочих гадов, изгонял болезни. На сегодняшний день это сохранилось у шаманов, синтоистов, буддистов, служения которых невозможно себе представить без бубнов, колокольчиков и колоколов. Таким образом, использование колокольного звона в ритуальных и магических целях уходит корнями в далекое прошлое и характерно для многих первобытных культов.

На грани благотворительности

В России колокола в основном изготавливают из меди и олова. Последнее в дефиците. Производителям приходится закупать олово за границей и платить в долларах. После резкого скачка курса в 2014 году металл подорожал в два раза. При этом цены на колокола остались прежними.

По словам опрошенных «Секретом» экспертов, рентабельность бизнеса по производству колоколов колеблется в пределах 15–20%: товар довольно специфичен, производство штучное, а стоимость колоколов почти не растёт. Предприниматели объясняют низкую рентабельность особенностью рынка, который находится «на грани бизнеса и благотворительности». Чтобы быть на плаву в колокололитейном бизнесе, нужно увеличивать объём производства, «ведь чем ты меньше, тем сильнее чувствуешь экономические проблемы», считает Илья. Он отметил, что обороты его мастерской от 10 до 20 тонн в год, кризис 2014-го года производство пережило «с божьей помощью» и почти не заметило трудностей.

Одно из самых крупных колокололитейных производств в России — завод Валерия Анисимова. Колоколами Анисимов занимается с 1989 года.

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2016.
  2. Полный церковнославянский словарь протоиерей Григорий Дьяченко
  3. Валенцова М. М. О магических функциях колокольчика в народной культуре славян // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. — М.: Индрик, 1999.
  4. Фрэзер Дж. Дж. Глава V. Золотые колокольчики // Фольклор в Ветхом завете = Folk-Lore in the Old Test Testament. — 2-е изд. — М: Политиздат, 1990. — С. 486—509. — 542 с.
  5. Опарин А. А. «И камни возопиют…»: Монография. — Харьков: Факт, 2000. ISBN 966-7099-99-7
  6. Н.Н. Рубцов, 1962. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. М., 1962.
  7. В.И. Афанасьев, Литейное дело в Пскове в XVI в. // Социальнополитическая история СССР. Сб. статей аспирантов и соискателей. М.;Л., 1974. С. 91112; Он же. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот» // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Л., 1979
  8. Рогаль-Левицкий Д. Р. Гл. 4. Ударные инструменты, «Колокольчики» // Современный оркестр. — М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953. — Т. 2. — С. 357. — 448 с.
  9.  (недоступная ссылка)

Куранты

Набор колоколов (всяких величин), настроенных по диатонической или хроматической гамме, называется курантами. Такой набор больших размеров помещается на колокольнях и находится в связи с механизмом башенных часов или клавиатуры для игры. Куранты применялись и применяются преимущественно в Голландии, Нидерландах. В России часы-куранты на Спасской башне являются одними из древнейших в мире. При Петре Великом на колокольнях церкви св. Исаакия (1710) и в Петропавловской крепости (1721) были помещены куранты. На колокольне Петропавловской крепости куранты возобновлены и существуют доныне. Куранты находились также в Андреевском соборе в Кронштадте. На ростовской соборной колокольне настроенные куранты существуют с XVII столетия, со времени митрополита Ионы Сысоевича. В настоящее время на строй К

обратил особое внимание протоиерей Аристарх Александрович Израилев, построивший акустический прибор для точного определения числа колебаний звучащих тел, состоящий из набора 56 камертонов и особого аппарата, подобного метроному. Гармонически настроенные К

протоиерея Израилева находятся: на колокольне Аничковского дворца, Казанского собора в Петербурге, в дворцовой церкви в Ореанде, Киеве, Нижнем Новгороде, Гефсимании близ старого Иерусалима при храме Марии Магдалины (см. «Журнал Русского Физико-химического Общества», т. XVI, г. и стр. 17, «Русского Паломника», г., № 17). Набор маленьких К., применявшийся к комнатным часам, носил также название курантов.

Часы-куранты башни городской думы в Санкт-Петербурге. Видны циферблат и колокол, снаружи которого установлен специальный боёк

Сигнальные колокола

Колокол, издающий громкий и резко нарастающий звук, издревле широко использовался в качестве средства сигнализации. Колокольный звон использовался для информирования о чрезвычайных ситуациях или нападения неприятеля. В прошлые годы до развития телефонной связи с помощью колоколов передавались сигналы пожарной тревоги. При возникновении пожара необходимо было ударить в ближайший колокол. Услышав звон пожарного далёкого колокола следовало немедленно ударить в ближайший. Таким образом сигнал о пожаре быстро распространялся по населённому пункту. Пожарные колокола были неотъемлемым атрибутом присутственных мест и других публичных учреждений в дореволюционной России, а местами (в отдалённых сельских населённых пунктах) сохранились и до настоящего времени. Колокола применялись на железной дороге для подачи сигналов отправления поездов. До появления проблесковых маячков и специальных средств звуковой сигнализации на гужевых повозках, а позже и на автомобилях экстренных служб устанавливался колокол. Тональность сигнальных колоколов специально делалась отличной от церковных, благодаря чему сигнал всегда можно было легко опознать. Сигнальные колокола также называли набатными.
На кораблях издавна используется рында — «судовой (корабельный) колокол», для подачи сигналов экипажу и другим судам. Так же в рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени.

Традиции и современность

Свой путь Валерий Николаевич начинал практически с нуля: не было ни опыта, ни знаний в сфере колокололитейного искусства. Тайны изготовления колоколов предприниматель начал познавать с книги 1912 года, найденной в городской библиотеке. Постепенно удалось не только восстановить утраченные секреты колокольного промысла, но и создать свои собственные. Сегодня производство Анисимова совмещает как традиции древних мастеров, так и современные компьютерные технологии.

Модель колокола рассчитывается на компьютере, а его звучание выверяется в цифровой акустической лаборатории. В то же время на заводе стараются сохранить дореволюционные традиции литья и бережно относятся к канонам.

Размещение колоколов

Карильон, который использует православная церковь, представляет собой простую конструкцию, подвешенную невысоко от пола на вертикальных столбиках. Инструментом очень удобно управлять, не прилагая при этом больших усилий, однако его практически не слышно на большом расстоянии.

Чтобы колокольный звон был слышен за несколько верст, звонницу начали устанавливать отдельно от здания храма. Позже ее стали присоединять непосредственно к собору, делая неотъемлемой частью архитектурного комплекса. В XIX столетии колокольню располагали на крыше самой церкви. Так как последняя всегда возводилась выше других строений, звук разносился практически по всему городу.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.
Интересная информация

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Карильон

Название — от (фр. carillon). В отличие от курантов, способных исполнять лишь ограниченное количество произведений, предусмотренных при изготовлении подобно тому, как это имеет место музыкальной шкатулке, карильон представляет собой подлинный музыкальный инструмент, позволяющий исполнять весьма сложные музыкальные пьесы. Карильон установлен на колокольне Петропавловского собора в Петербурге по инициативе бельгийского карильониста Йозефа Виллема Хаазена в начале XXI века. Подробная история карильона Петропавловского собора в Петербурге: В Петропавловской крепости находится самое большое количество колоколов в мире. В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон — дар Фландрии Санкт-Петербургу, состоящий из 51 колокола диапазоном 4 октавы. Стоит он около 300 тысяч долларов и был приобретен директором голландской Мехеленской карильонной школы Йо Хаазеном на пожертвования 352 спонсоров из десятков стран. Среди дарителей — фонд Романовых и королевская чета Бельгии, благодаря которым в карильоне появился самый тяжелый колокол весом более трех тонн.
На колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс колоколов — голландских и русских. Из 103 колоколов, расположенных на четырех уровнях соборной колокольни, 31 колокол датируется 1757 годом — это сохранившаяся часть второго голландского карильона.
История часов Петропавловского собора с боем и курантами началась в 1720 году, когда в Петербург из Голландии был доставлен часовой механизм, комплект из 35 колоколов и клавиатура карильона. В 1725 году на колокольне Петропавловского собора во втором ярусе была устроена русская звонница. Благовест, раздававшийся с Петропавловского собора, служил сигналом к началу колокольного звона во всех петербургских храмах.
К началу XX века русские колокола звонницы обветшали, и 27 новых колоколов для звонницы были изготовлены в 1905 году гатчинским заводом А. С. Лаврова. После Октябрьской социалистической революции часы остановили. В 1937 году их неудачно пытались настроить на исполнение «Интернационала». Часть колоколов подверглась механической обработке и была испорчена. В 1947 году началась реставрация курантов Петропавловского собора, и через пять лет русские колокола бывшей звонницы начали вызванивать первые такты гимна Советского Союза. Гимн исполнялся четыре раза в сутки вплоть до 1989 года, когда куранты вновь остановили для комплексных реставрационных работ.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.