Оборонный щит. часть 2. новосибирские предприятия

Алан-э-Дейл       19.05.2023 г.

Начало сотрудничества с ОКБ Сухого

Новой вехой в истории завода стало сотрудничества с ОКБ П. О. Сухого с конца пятидесятых годов. Не прекращается оно до настоящего времени. В 1956 году завод освоил выпуск Су-9. Это положило начало многолетнему серийному выпуску самолетов, разработанных конструкторским бюро имени Сухого.

Истребители марки Су, а именно Су-9, Су-11, Су-15, Су-15 УТ, выпущенные заводом, являлись основными силами авиации ПВО СССР. Их летно-технические характеристики, возможности боевого применения, а также конструктивно-технологические особенности заложили основы отечественного самолетостроения.

Важным этапом развития завода, а также самолетостроения страны в целом, стал запуск в серию самолета Су-24. Производство этого многоцелевого штурмовика завод начал в 1971 году. На тот период этот самолет намного превосходил образцы авиационной техники такого класса во всем мире.

Участие в выпуске мирной продукции

Завод занимался и выпуском мирной продукции. Так, в первые годы после ВОВ на предприятии освоили выпуск зажигалок, сделанных из авиационного алюминия, мебели, раскладушек. Очень популярен среди населения был велосипед ЗИЧ производства Чкаловского завода.

В начале девяностых годов с наступлением кризиса завод опять вынужден был заниматься выпуском не профильной продукции. Пришлось осваивать производство моторных лодок, колясок для детей, стиральных машин «Кедр».

В период освоения самолета Су-24 завод подключили к космической программе «Буран». Его специалисты участвовали в строительстве и испытаниях космического корабля. Однако планы по освоению космоса для завода не осуществились в связи с закрытием программы.

В конце девяностых годов завод приступил к выполнению конверсионной программы, в рамках которой он освоил производство гражданских самолетов. В середине 1994 года на аэродроме завода начались полеты разработанного ОКБ имени О. К. Антонова самолета Ан-38-100. Он предназначался для замены ряда самолетов,к этому времени признанными устаревших, а именно Ан-2, Ан-28, Л-410. Должен быть составить конкуренцию Ан-24 и Як-40.

В настоящее время завод участвует в создании и строительстве авиалайнера Sukhoi Superjet 100 (SSj-100). Новосибирский авиационный завод имени Чкалова В. П. — авиастроительная организация, которая непосредственно участвует в его производстве, а Сибирский НИИ авиации осуществляет его испытания.

Первое послевоенное время

Послевоенный период стал для завода определяющим. В 1947 году предприятие начало выпускать в серии реактивные самолеты-истребители МиГ-15. А с 1951 года перешло на выпуск МиГ-17 (истребители конструкторов Микояна и Гуревича). Для предприятия это время стало прорывным, насыщенным новыми научно-техническими разработками. В этот период механизация труда составила высокие 47 %.

В мае 1946 года на заводе создали ОКБ, руководимое конструктором Олегом Антоновым. В августе 1947 года здесь взлетел первый легендарный Ан-2. Но выпуск гражданских самолетов этого типа продолжался недолго. В 1952 году Антонов уехал в Киев, на Украину перевели и изготовление самолетов Ан-2. Завод вновь приступил к выпуску только военной продукции.

В 1954 году Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова перешел к выпуску уникальных для того времени самолетов — истребителей МиГ 19. Они по своим тактико-техническим и летным характеристикам намного превосходили самолеты аналогичного класса других мировых производителей. Почти 10 лет самолеты марки МиГ выпускал завод. Они состояли на вооружении ВВС СССР и стран Варшавского договора. За это время завод стал уникальным предприятиям Союза, которое было оснащено самой передовой техникой. Изготовление самолетов шло полным замкнутым циклом (за исключением двигателей, вооружения, авионики). В этот период в технологию выпуска самолетов внедрено более 2000 передовых разработок в области оснастки, освоена технологии литья под давлением. НАЗ им. В. П. Чкалова в это время был на передовых рубежах технического оснащения, а также технологичности производства. Все эти факторы сделали возможным довести выпуск современных реактивных самолетов до 1000 штук в год.

История возникновения завода

История предприятия начинается в 30-х годах двадцатого века. Первый камень в фундамент будущего авиационного завода положили летом 1931 года. Изначально на этом месте предполагалось построить завод горного оборудования, рядом с центральной частью города Новосибирска. Название завода – «Сибмашстрой».

В мае 1936 года Совет труда и обороны страны принял решение о том, что этот завод будет строить самолеты.

В этом же году, в соответствии с распоряжением народного Комиссара обороны К. Ворошилова, в Новосибирск были направлены более 300 демобилизованных военнослужащих. Их определили как специалистов по самолетам. Они и стали основной составляющей будущего коллектива завода. Уже через год на предприятии числилось более 2000 человек.

Итоги работы за военное время

За время ВОВ заводом произведено около 15 500 самолетов модификации Як. Это стало возможным вследствие большой отдачи коллектива завода. Многие рабочие сутками не выходили из цехов, перевыполняли плановые задания, зачастую в несколько десятков раз. Такой самоотверженной отдачи мир не знал. Тем более, что больше 70% рабочих завода — это женщины и дети в возрасте 12-14 лет. Основным лозунгом сотрудников завода было «Полк в день!», а это порядка 28 — 30 изделий в сутки. Для достижения поставленных задач на заводе организовали поточные линии сборки истребителей. К моменту окончания войны таких линий было 29.

О том, как в войну на заводе трудились дети, есть воспоминания основательницы одной из заводских династий Анны Лутковской:

Очень трогательно отзывались заводчане о посещении завода Александром Покрышкиным. Он, посещая цеха, оказался под сильным впечатлением, когда увидел работающих заморенных детей. Он общался с каждым из них, обнимал, здоровался и постоянно повторял:

В военное время заводчане создали фонд. В него выносили пожертвования из своих скромных заработков. За годы войны на нужды семей фронтовиков собрано 250 000 руб. На оснащение авиационных эскадрилий «За Родину» — 250 000 руб. На танковую колонну от завода — 130 000 руб. На развитие производства «Чкаловец» — 3 410 000 руб.

За военные годы все авиазаводы СССР произвели порядка 36 000 истребителей семейств ЯК. Из этих цифр следует, что НАЗ им. Чкалова произвел почти каждый второй самолет.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.